Конспект урока обществознания по теме "Государство и семья. Возможна ли полная независимость семьи от государства?"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с понятиями “государство” и “семья” в юридическом и социальном смысле. Показать как связаны эти два понятия, что их объединяет, используя местный материал.
  • Дать представление о том, почему 2008год Указом Президента объявлен годом Семьи, показывая семейную политику государства на примере Московской области, выделяя примеры идеальных семей.
  • Сформировать умение анализировать статистические данные и результаты социологического опроса с целью выявления основных тенденций в невозможности полной независимости семьи от государства в современном обществе;
  • Продолжить формирование умений выступать публично, отстаивать свою точку зрения по проблеме, аргументировать собственную позицию, анализировать полярные позиции по проблеме урока.
  • Через проектную деятельность совершенствовать коммуникативные умения в процессе групповой работы и публичного выступления на уроке.

Основные понятия:

  • государство, семья;
  • семья как малая группа;
  • семья как социальный институт;
  • социальная политика;
  • идеальная семья;

Учебное оборудование:

  1. Плакаты со словами:
  • “Семья и право – это гарант спокойствия общества, развития государства”. Социолог М.А. Иванов.
  • “Семья – это кристалл общества”. Фр. писатель В.Гюго.
  • “Семья - очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение”. Сов. Педагог А.С.Макаренко.
  1. Мультимедийный проектор с экраном.
  2. Телевизор с видиомагнитофоном.
  3. Дидактические материалы.

Методы и формы организации урока:

  • Презентация проекта “Государство и семья. Возможна ли независимость семьи от государства”
  • Беседы по проблемам связи понятий государство и семья; возможности создания идеальной семьи.

Ход урока

Вступительное слово учителя: На прошлом уроке мы познакомились с основными вопросами государственного и семейного права. Сегодня познакомимся с темой “Государство и семья”, проследим, возможна ли полная независимость семьи от государства. Вы получили опережающее по теме задание: Самостоятельно в группах исследовать эти основные понятия, используя рекомендуемую литературу, информационные материалы Интернета, навыки компьютерных пользователей. Каждая группа (правоведы, социологи, журналисты) представят результаты своей работы.

Учитель задаёт вопрос: Что такое государство в юридическом смысле?

Слово правоведам: Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом подавления и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.

Государство – это основной институт политической системы общества, организующей, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций. Это главный институт власти. Посредством государства власть реализует свою политику. Поэтому, понятия “власть”, “государство”, “политика” взаимосвязаны и взаимозависимы.

Что является сущностью государства?

Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть. Так как государство это продукт общества, и его организационная форма, и сложный социальный организм, то для общества жизненно необходимым является то, чтобы власть была сильной и стабильной, чтобы могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для развития гражданских институтов и всего общества.

Народ ждёт от власти организационных мероприятий по улучшению экономических условий существования, укрепления правопорядка; народу важно знать и кто осуществляет власть? Чьи интересы защищает власть?

Конкретный человек нуждается в условиях, помогающих ему своими способностями и трудом достичь собственного и семейного благополучия, надёжной защиты своих прав и свобод, личной безопасности и социальной перспективы.

Правоведы говорят о главной закономерности эволюции государства.

Делают вывод: Государство- это уникальное, сложное, многогранное “изобретение” человечества. По мере своего развития продолжает усложняться и одновременно приближаться к конкретному человеку.

Учитель говорит: Современное общество не могло бы существовать без упорядоченной структуры, которая обеспечивает “прочность” и в то же время “гибкость” этой системы. Сочетать противоречивость человеческой индивидуальности и общественных интересов позволяет семья. Только внутри нормальной, полноценной семьи и с её помощью человек входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином.

Учитель спрашивает: Что такое семья в юридическом смысле?

Правоведы – это группа людей, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

Семья как юридическая единица имеет определённый социальный и правовой статус.

Учитель: Обобщающее представление о семье даёт социологическая наука, которая рассматривает её и как социальный институт и как малую группу. Слово социологам.

Социологи – это сложное социальное образование. Они характеризуют семью как социальный институт, т.е. объединение, с совокупностью социальных норм, санкций, образцов поведения во взаимоотношениях между супругами, родителями, детьми, другими родственниками, говорят, что это один из древних институтов, показывая те изменения, которые происходили в нём с течением времени и отмечая, что с течением времени не изменилась сама социальная необходимость семьи, на всех этапах общественного развития она нужна была для самосохранения общества.

Социологи говорят о специфических и неспецифических функциях семьи в современном обществе, используют схему №1 (см. приложение). Далее социологи характеризуют семью как малую группу. Как типичная малая группа семья может быть построена на различных отношениях между супругами, родителями, детьми. Это показывает схема №2 (см. приложение).

Учитель: Семья - это объединение людей, связанных друг с другом узами любви и добра, родства. Они обязаны поддерживать друг друга. Если семья крепкая и дружная, в ней легко и приятно жить.

Социологи провели опрос и попросили ответить учащихся 11-х классов лицея на вопрос: Что для вас семья? Результаты в таблице (см. приложение).

Социологи анализируют данные таблицы и делают вывод: В каждом семейном доме есть своя определённая культура интимно-родственных отношений, есть потребность в друзьях, дарованных природой, т.е. родственниках. Поэтому семья это всё, где мы живём, движемся, меняемся во времени и пространстве.

Учитель задаёт вопрос: Как связаны эти два понятия государство и семья? (что их объединяет?)

Учащиеся класса отмечают в своих высказываниях :

  • это институты общества; государство- политический институт, семья - социальный институт;
  • и государство и семья созданы человеческим обществом;
  • семья-это тоже государство, но маленькое со своими законами, нормами, обычаями, традициями, функциями.
  • государство создало право, правовую систему с помощью которой управляет обществом;
  • семья создаётся и живёт по законам государства;

Далее учитель задаёт вопрос: Возможна ли полная независимость семьи от государства?

Выслушав учащихся, показывает слайд (см. приложение) с данными социологического опроса учащихся 11-х классов, ответивших на этот вопрос, анализирует данные.

Затем учитель читает высказывание советского педагога А.С. Макаренко: “Семья - очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом имеющим государственное значение”.

Спрашивает учащихся: Согласны вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.

Показывает слайд - схему (см. приложение).

Социологи доказывают, что семья - это основной институт гражданского общества, делают вывод, что все институты оказывают поддержку семье, как универсальной высшей ценности.

Правоведы доказывают, как государство осуществляет правовое регулирование семейно-брачных отношений, используют источники: Конституцию РФ (1993г.) , Семейный кодексРФ91996г.), Указы Президента, Постановления правительства, делая вывод, что государство устанавливает нормы семейного права, которые регулируют брачно-семейные отношения. Главная цель семейного права - сохранение и укрепление семьи. Называют и кратко характеризуют специальные государственные органы, через которые государство осуществляет часть своей семейной политики: ЗАГС; отделы соц. защиты, суды, службы судебных приставов.

Журналисты дают характеристику средствам массовой информации, показывая, как они освещают вопросы семейного круга. Они рассказывают об эволюционных изменениях происходящих с семьёй в современном обществе.

Отмечают:

  • в настоящее время в России примерно 40млн. семей, 80% из них состоят из супругов с детьми;
  • из 3х семей в 2х материальными средствами распоряжается жена;
  • изменилось положение женщины в обществе: увеличились её общественная занятость,
  • образовательный уровень;
  • развивается семья партнёрского типа, где женщина и личность, и мать, и жена;
  • сегодня идёт разделение институтов брака и семьи; уменьшается число лиц, вступающих в законный брак, растёт число гражданских браков;
  • сегодня профессиональные интересы родителей важнее семейных;
  • увеличивается количество разводов, повторных браков, неполных семей;
  • смертность превышает рождаемость;

Учащиеся приводят данные ЗАГСа г. о. Рошаль за 2007г. (см. приложение). Делают вывод, что государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи.

Учащиеся смотрят видеозапись, сделанную журналистами, о том, как семейная политика осуществляется в нашем городском округе Рошаль. Как осуществляется связь государства и семьи. (Видиозапись можно взять у атора).

  • руководитель органа ЗАГС — М.А.Прошина;
  • ведущий специалист отдела соц. защиты населения — М.А.Одрова;
  • старший судебный пристав — И.Г.Колесова.

Журналисты делают вывод, что положение семьи служит барометром состояния общества.

Учитель говорит, что 2008г. Указом Президента объявлен годом Семьи, поэтому государство кровно заинтересовано в укреплении и развитии семьи, не только через национальные проекты, но и показывая обществу примеры идеальных семей.

Учитель задаёт вопрос учащимся: Как вы представляете себе идеальную семью? После ответов учащихся приводит данные опроса учащихся 11-х классов по этому вопросу (см. приложение).

Учитель, обобщая выступления учащихся, предлагает вспомнить принципы и традиции семейных отношений, которые существуют и в нормах морали и в законах, на которых строится гармоничная и стабильная семья:

  • общность супружеских отношений;
  • справедливое распределение семейных обязанностей;
  • дружеское расположение, взаимная забота членов семьи;
  • любовь между супругами, родителями и детьми;
  • понимание и поощрение индивидуальных устремлений членов семьи;

Абсолютно правы в своих высказываниях: Фр. писатель В.Гюго “ Семья- это кристалл общества” и Социолог М.А. Иванов: “Семья и право- это гарант спокойствия общества, развития государства”.

Литература

  1. Конституция РФ 1993г.
  2. Семейный кодекс РФ.Последняя редакция.- М.: Юрайт-Издат, 2006. – 77с.- ( Правовая библиотека).
  3. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.
  4. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы.- М.: Зерцало, ТЕИС, 1999.
  5. Обществознание: учеб. для учащихся 11кл. общеобразовательных учреждений:профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.:Просвещение, 2007.
  6. Обществознание /Учеб. Пособие для школьников и абитуриентов/ В.И.Анишина, С.А.Засорин, О.И.Крыжкова, А.Ф.Щеглов.- М.: Материк-Альфа,2006г.
  7. Никитин А.Ф. Обществознание, справочное пособие,/Полный курс подготовки к экзаменам, зачётам, тестам/.-М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2005г.
  8. Афанасьева Т.М. Семья: Проб. Учеб. Пособие для учащихся сред. Учеб. Заведений –М.: Просвещение, 1996г.
  9. Материалы центральных и местных средств массовой информации за 2007-2008гг.