Тип занятия: урок усвоения новых знаний
Форма: урок с использованием мультимедиа презентации
Учебно-организационная деятельность: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: наглядные (Приложение 1 - мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала, карт) и печатно-словесные (учебник, дидактические материалы – Приложение 2, документы – Приложение 3).
Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран, фотоаппарат.
Вид контроля: тематический.
Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично - поисковый, исследовательский.
Межпредметные связи: обществознание, русский язык, география, МХК.
Внутрипредметные связи: темы “Образование государства Русь”, “Феодальная раздробленность на Руси”, “Культура и быт Руси”.
Место проведения: кабинет социальных и гуманитарных дисциплин
Продолжительность: 1 час 20 мин.
Содержание и последовательность учебного занятия
- Организационный момент (1мин.)
Подготовка аудитории к занятию; проверка списочного состава; организация рабочего места.
Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.
- Сообщение целей и задач занятия (1-3 мин.)
Общедидактическая цель: раскрыть причины и последствия иноземного вторжения на Русь в XIII веке.
Образовательные: сформировать у учащихся образное представление о монголо-татарах и особенностях их завоевательной политики, о походах Батыя на Русь; определить роль личности Александра Невского в истории Руси; способствовать пониманию роли ига в истории нашей страны; раскрыть особенности борьбы северорусских земель с крестоносцами и шведами.
Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений: определять цели урока; анализировать устные сообщения по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; работать с картой; работать в парах; выполнять проблемные задания.
Воспитательные: воспитывать у студентов уважение к историческому прошлому нашего народа, сострадание к горю наших предков, переживших ужас “Батыева разорения”, чувство гражданского долга, патриотизма; содействовать профессиональной направленности студентов, формировать потребность в непрерывном совершенствовании знаний, прислушиваться к чужому мнению, рационально использовать время.
- Актуализация опорных знаний (ок.3 мин.)
- Какие последствия имела государственная раздробленность Руси?
- Работа над темой (1 час)
- Монголо-татарское нашествие.
- Монголо - татары, их занятия и общественные отношения (сообщение студентов с использованием мультимедиа презентации, после которой студенты отвечают на поставленные вопросы).
- Заполнение таблицы о захваченных монголо - татарами территориях в ходе работы с картой, учебником в группах.
- Первое столкновение русских дружин с монголо - татарскими войсками (Анализ документа в паре по поставленным вопросам к документу).
- Поход Батыя на Русь.
- Анализ документов в группах по вопросам с дальнейшим представлением результатов работы.
- Выполнение проблемного задания (о причинах поражения в столкновениях с монголо - татарами).
- Отражение угрозы с Запада.
- Выступление студентов с презентацией мини-проекта по теме “Александр Невский – политик и великий полководец”. Ответ студентов на вопрос о личности А. Невского по содержанию сообщения.
- Вопрос о Ледовом побоище раскрывается в ходе демонстрации интерактивной карты с озвученным пояснением.
- Проблемный вопрос: Почему Александр Невский, успешно сражаясь с крестоносцами, не организовал подобного отпора монголо-татарским войскам?
- Сравнительный анализ итогов противостояния Руси Западу и Востоку в процессе выполнения проблемного задания в группах (мозговой штурм) с использованием сравнительной таблицы.
- Ордынское владычество на Руси.
- Выступление с творческим мини-проектом ассоциативного восприятия понятия “Иго”.
- Изучение новых терминов по вопросу.
- Выводы с комментариями педагога.
- Подведение итогов (5 мин.):
- Рефлексия в письменной форме по вопросам к пройденной теме с последующим заслушиванием некоторых ответов.
- Проводится анализ работы студентов и выставление оценок.
- Домашнее задание (3 мин.):
- определите основные экономические, политические, социальные и культурные последствия ига для Руси используя § 5 (с. 26 – 28) и другие источники;
- подготовиться к промежуточному контролю знаний по теме “Древняя Русь”.
Развёрнутый конспект урока. Тема: Борьба Руси с иноземными захватчиками.
Имя урока “Нашествие”
Содержание урока (с методическими рекомендациями):
- мультимедиа, имя урока “Нашествие”, фрагмент песни С. Прокофьева и В. Луговского “Вставайте люди русские”, кадр 1;
- мультимедиа, план изучения темы, кадр 2.
План изучения темы:
- Монголо-татарское нашествие.
- Поход Батыя и начало монголо-татарского ига.
- Отражение угрозы с Запада.
- Ордынское владычество на Руси.
- Какое главное отрицательное последствие имела государственная раздробленность Руси? (Упадок военного могущества Древней Руси)
- Именно это последствие наиболее болезненно сказалось в XIII веке. В связи с этим нам предстоит раскрыть причины и последствия иноземного вторжения на Русь в XIII веке.
- Имя нашего урока – “Нашествие”. По-другому нельзя назвать ту опасность, которая исходила со стороны Востока и Запада. С Востока на Русь обрушились силы монголо - татар, с Запада – немецкие феодалы и шведские рыцари. На протяжении занятия нам предстоит выяснить почему в борьбе с шведскими феодалами и немецкими рыцарями Русь смогла выстоять, а устоять перед монголо-татарами не удалось? Определить в какой зависимости оказалась Русь.
- Монголо-татарское нашествие. (Мультимедиа, раздел “Монголо-татарское нашествие”, кадр 3)
- Монголо-татары, их занятия и общественные отношения.
Студенты, прослушав сообщение, отвечают на вопросы:
- На какой территории проживали?
- На какой стадии общественных отношений находились?
- Назовите основные занятия монголо - татар.
- Какова военная организация?
- Кто возглавил борьбу монголо - татар за объединение?
(Сообщение студентов с использованием мультимедиа презентации. Мультимедиа, раздел “Монголо-татары, их занятия и общественные отношения”, кадр 4)
Вывод: Мы выяснили, что монголо-татары проживали на территории Центральной Азии. К концу ХII века они находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, возникновение и развитие государственности носило военизированный характер. В начале ХII века главной задачей Чингисхан провозгласил завоевание мирового господства.
(Мультимедиа, раздел “Завоевание монголо-татар в XIII в.”, кадр 5. Презентация)
- Когда и какие территории они захватывают до нашествия на Русь, покажите на карте? (заполнение таблицы в ходе работы с картой, учебником в группах)
Таблица 1: Завоевания монголо – татар
Годы походов | Завоеванные территории |
К 1211 г. | Земли бурят, якутов, киргизов, уйгур |
К 1217 г. | Северный Китай |
1219 – 1221 гг. | Средняя Азия |
1220 – 1222 гг. | Закавказье |
1223 г. | Вторжение в половецкие степи и битва на реке Калке |
1236 г. | Волжская Булгария |
Вывод: В результате завоеваний эти государства и народы в дальнейшем вошли в состав государства Золотая Орда, а хозяйство пришло в упадок. (Мультимедиа, раздел “Битва на Калке”, кадр 6)
- По свидетельствам Галицко-Волынской летописи русские дружины впервые столкнулись с монголо-татарскими войсками в 1223 г. на реке Калке, оказывая помощь половцам. Работая с документом в паре, ответьте на поставленные вопросы к документу.
Битва на Калке (По Галицко-Волынской летописи)
Вопросы к документу:
- Кто возглавлял татарские и русские войска?
- Почему русские войска в сражении на реке Калке потерпели поражение?
- Мы видим, чем закончилось сражение на реке Калке для наших воинов. Это сражение было на чужой территории. Но прошло не так много времени и русские люди испытали весь ужас нападения на свои земли.
- Поход Батыя и начало монголо-татарского ига.
(Мультимедиа, раздел “Поход Батыя и начало монголо-татарского ига”, кадр 7)
Эпиграф:
“Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя, внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой
Топча сухие ковыли.” (Наталья Кончаловская, “Наша древняя столица”)
- По историческим документам вам сегодня предстоит восстановить хронологию событий нашествия Батыя на Русь, в ходе работы группами над вопросами к документам. Также необходимо ответить: как вели себя завоеватели в русских городах по отношению к мирному населению и что могли противопоставить мирные горожане завоевателям?
Группы 1, 5 - Повесть о разорении Рязани Батыем. Вопросы к документу:
- Опишите героическую оборону Рязани, проанализировав весь текст. Какое впечатление произвел на вас рассказ о жителях города?
- Что о них можно сказать? Как к ним относится автор? Докажите свое мнение.
- Что стало с Рязанью после пятидневной героической осады? (Жители погибли. Город был сожжен и разграблен. Разрушенную Рязань не удалось восстановить.)
Группы 2, 4 - Извлечения из Лаврентьевской летописи. Вопросы к документу:
- Куда двинулись войска Батыя после взятия Рязани? Восстановите путь их продвижения, используя документ и карту. Покажите на карте продвижение войск монголо-татар.
- Как вели себя завоеватели в русских городах по отношению к мирному населению?
- Что могли противопоставить мирные горожане завоевателям? (Коломна>Москва>Владимир>Суздаль>Ростов>Ярославль>Переяславль>Юрьев> Галич >Дмитров >Тверь и т.д.)
Группы 3, 6 - Нашествие Батыя на Русь. (Извлечения из Ипатьевской летописи). Вопросы к документу:
- Опишите героическую оборону Козельска, проанализировав весь текст.
- Как вели себя жители города?
- Что о них можно сказать? Как к ним относится автор? Докажите свое мнение.
- Почему русские войска терпели поражение?
(Мультимедиа, раздел “Походы хана Батыя на Русь”, кадр 8)
Заслушиваются результаты работы групп. (Мультимедиа, раздел “Проблемный вопрос”, кадр 9)
Проблемный вопрос: Чем можно объяснить победы и высокий уровень военного искусства монголо - татар при условии, что по характеру общественного строя они стояли ниже многих завоеванных ими стран.
Таким образом, главными причинами поражения Руси в борьбе с монголами являются:
- Раздробленность и отсутствие единства в русских землях.
- Высокое воинское мастерство монгольского войска.
- Столкновение двух различных типов социально-экономической и политической организации общества: (Русь - оседло-земледельческий, Монголия - кочевой, ориентированный на военные завоевания).
- Отражение угрозы с Запада.
(Мультимедиа, раздел “Отражение угрозы с Запада”, кадр 10)
- В конце XII – первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с запада – с наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Ареной борьбы была Прибалтика (покажите на карте). Возглавлял наши войска в двух ключевых сражениях князь Александр Невский. Но он был не только полководцем, но и политическим деятелем. Прослушайте сообщение “Александр Невский – политик и полководец” и ответьте на вопрос: Какие личные качества помогали А. Невскому в военной и политической деятельности.
(Выступление студентов с презентацией мини-проекта “Александр Невский – политик и великий полководец”)
- В 1237 г. объединение двух Орденов осложнило обстановку. Главной их целью была экспансия и полное включение земель в состав государства с другой конфессией. Население северо-западной Руси, а особенно Прибалтики столкнулось с угрозой новой агрессии. Прослушав сообщение, мы выяснили, что противник Руси в этом сражении потерпел поражение. Эта победа надолго остановила продвижение шведов, способствовала она и укреплению авторитета самого молодого двадцатилетнего князя, придав ему силы и уверенность.
- Летом 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари захватили города Изборск, позже Псков. В ответ в 1241 г. Александр Невский захватил крепость Копорье, а зимой 1242 г. стремительным броском освободил от крестоносцев Псков. Затем княжеская владимиро-суздальская дружина и новгородское ополчение двинулось к Чудскому озеру, на льду которого 5 апреля 1242 г. произошло решающее сражение, известное как Ледовое побоище. (Демонстрация интерактивной карты с озвученным пояснением)
- В итоге немецкие рыцари были вынуждены отправить посольство в Новгород, и, отказавшись от своих завоеваний, заключить мирный договор. Не менее важно моральное значение победы, которая была одержана в самые горькие времена, когда города Руси лежали в развалинах после нашествия Батыя.
Проблемный вопрос: Почему Александр Невский, успешно сражаясь с крестоносцами, не организовал подобного отпора монголо-татарским войскам? (Александр Невский был дальновидным политиком и осознавал невозможность противостоять монголо-татарам военным путем, поэтому единственной возможностью сохранения русских сил и спасения от полного уничтожения было сотрудничество с ними.)
(Мультимедиа, раздел “Проблемный вопрос”, кадр 11)
Проблемный вопрос: Почему в борьбе с шведскими феодалами и немецкими рыцарями Русь смогла выстоять, а устоять перед монголо-татарами не удалось? (Выполнение проблемного задания в группах (мозговой штурм) в ходе заполнения сравнительной таблицы)
Таблица 2.
Причины поражения Руси в столкновении с татаро-монгольскими завоевателями | Главные причины эффективности отпора на Западе |
Невозможность сопротивления
татаро-монголам в связи с их воинской
организацией. Разобщенность русских войск и сил. Структура и организация монгольского конного войска и умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников. |
Оборону и отпор западным захватчикам
организовало Новгородское княжество – одно из
богатейших на Руси. Ополчение состояло не из необученных в военном отношении крестьян, а из лучше тренированных и вооруженных горожан во главе с боярами. Полководческий талант Александра Невского. |
- Ордынское владычество на Руси.
Общий итог противоборства с татарами – Русь стала завоеванной территорией, частью Золотоордынской империи – улусом (в пер. с монгольского – владение). На территории Руси было установлено иго. На прошлом занятии одна из групп получила задание в творческой форме представить ваши ассоциации со словом иго (выступление с творческим мини-проектом).
(Мультимедиа, раздел “Иго”, коллаж, кадр 12)
- А теперь посмотрим, как представил свое понимание данного события наш соотечественник и современник, художник Илья Глазунов на своем полотне “Иго” (комментарии педагога).
(Мультимедиа, картина “Иго” И. Глазунова, кадр 13)
- Так что же такое иго? (Мультимедиа, раздел “Ордынское владычество на Руси”, схема, кадр 14)
- Иго – это политическая и экономическая зависимость Руси от Орды. Татаро-монгольское иго представляло собой сложную систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды. В экономическом отношении оно проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной дани татарам или, как называли ее на Руси, “ордынский выход”. Сборщиками дани были баскаки, которые после специальной переписи собирали дань с дома-хозяйства. Политическая зависимость выражалось в изменении положения князей. Князья должны были ездить в Орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. Хан, таким образом, становился источником княжеской власти.
- Запишем основные особенности ига:
- Монголо-татары не поселились на русских землях (леса и лесостепь не их ландшафт, он им чужой).
- Веротерпимость татар-язычников: Русь сохранила свою религиозную независимость. Единственное требование к русской православной церкви – молитвы за здоровье великого хана.
- Русские князья не лишились власти над населением своих земель. Они стали вассалами хана Золотой Орды, признав его верховную власть (автономия Руси).
Таким образом, монголо-татарское иго наложило неизгладимый отпечаток на историю Руси, поделив ее на две эпохи – до “Батыева нашествия” и после него, домонголскую Русь и Русь после нашествия монголов.
“России определено было высокое предназначение: её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощённую Русь, и возвратились на степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией”. (А.С. Пушкин)
- Ответьте, пожалуйста, на четыре основных вопроса:
(Мультимедиа, рефлексия, кадр 15)
В результате урока “Нашествие” мне открылись:
- Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголо-татарами……………………………………………………………………………
- Два самых важных имени: …………………………………………………………………..
- Два самых важных события (даты):…………………………………………………………
- Два самых важных качества личности правителя (человека): ……………………………
(Мультимедиа, “Домашнее задание”, кадр 16)
Домашнее задание:
- определите основные экономические, политические, социальные и культурные последствия ига для Руси;
- подготовиться к контролю знаний по разделу.
Учебно-методическая литература
Основная:
- Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
Дополнительная:
- Кацва Л.А. История России с древнейших времен до середины XIX в.: пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ””, 1999.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.
- Короткова М.В., М.Т. Студеникин. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
- Платонова Т.И. Электронная презентация на школьном уроке и вузовской лекции.- Тверь: Тверской государственный университет, 2007.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2008.
- Отечественная история в схемах и таблицах: / В.В. Кириллов – М.: Эксмо, 2005.
- Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в.: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007.
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006.
- CD диск “Энциклопедия России 862 – 1917 гг.”
Интернет ресурсы:
- www.istorya.ru
- http://schoolart.ru
- http://lesson-history.narod.ru
- www.edu-zone.net
- www.websip.ru
- http://a-nevskiy.narod.ru
- http://www.pravoslavie.ru
- http://www.sgu.ru/rus_hist/people
- www.sovmusic.ru
- http://nkozlov.ru