Политический строй России в XVII веке

Разделы: История и обществознание


  1. Доказать, что в политическом развитии России XVII века главной тенденцией является централизация управления страной.
  2. Развивать умения обучающихся анализировать источники и делать выводы.

Средства обучения:

  1. Учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной “История государства и народов России”. М., 2004.
  2. Пакет документов (Приложение 1) и задания-инструкции для работы обучающихся в группах.

Этапы урока:

  1. Организационный: учитель сообщает тему урока, определяет форму самостоятельной работы обучающихся, разъясняет инструкции и требования к оформлению результатов работы.
  2. Самостоятельная работа обучающихся с учебными текстами, пакетами документов.
  3. Коллективное обсуждение результатов.
  4. Подведение итогов, формулирование выводов, оценивание результатов работы.
  5. Организация домашнего задания.

Ход урока

I. Задания для вступительной беседы:

  1. Вспомните, какие органы управления существовали в России в XVI веке (на доске составляется схема “Органы государственной власти в XVI веке”) (Приложение 2)
  2. Какая форма правления сложилась в России в XVI веке? Ответ аргументируйте.
  3. Далее учитель сообщает тему урока, цель урока (в зависимости от подготовленности класса цель урока могут сформулировать сами учащиеся).

    Класс разбивается на группы, каждая из которых получает пакет документов и инструкции для самостоятельной работы.

II. Работа в группах с документами.

Инструкция для работы группы №1 по теме “Земские соборы в XVII веке”

1. Проанализируйте документ 1, прочтите в учебнике пункт 2 параграфа 13.

2. Ответьте на вопросы:

  • Какие слои населения посылали своих представителей в Земский собор?
  • В каких случаях созывался Земский собор?
  • Какую, по вашему мнению, функцию выполняли Земские соборы при царе? Подтвердите ваше мнение примерами из текста.
  • Какие изменения произошли в работе Земских соборов в XVII веке?

3. Результаты работы оформите в виде устного ответа.

Инструкция для работы группы №2 по теме “Боярская дума в XVII веке”

  1. Проанализируйте документ 2, прочтите в учебнике пункт 3 параграфа 13.
  2. Ответьте на вопросы:
    • Как формировалась боярская дума?
    • Кто входил в думу?
    • Какую роль играла боярская дума при царе? Каким современным государственным органам соответствует Боярская дума?
    • Какие изменения произошли в составе и работе Боярской думы в XVII веке?
  3. Результаты работы оформите в виде устного ответа.

Инструкция для работы группы №3 по теме “Приказы в XVII веке”

  1. Проанализируйте документ 3, прочтите в учебнике пункт 4 параграфа 13.
  2. Ответьте на вопросы:
    • Как при Алексее Михайловиче выглядела приказная система?
    • С какой цель был создан Приказ тайных дел?
  3. Результаты работы оформите в виде устного ответа.

Инструкция для работы группы №4 по теме “Управление на местах в XVII веке”

  1. Проанализируйте документ 4, прочтите в учебнике пункт 5 параграфа 13.
  2. Ответьте на вопросы:
    • Какие изменения произошли в управлении на местах в XVII веке?
    • Как должны были управлять царские воеводы на местах? Как они в действительности управляли?

    3. Результаты работы оформите в виде устного ответа.

Инструкция для работы группы №5 по теме “Власть царя в XVII веке”

  1. Проанализируйте документ 5, прочтите в учебнике пункт 1 параграфа 13.
  2. Ответьте на вопросы:
    • В чем Григорий Котошихин видел отличие правления Алексея Михайловича от правления Михаила Федоровича?
    • Как подписывали свои челобитные к царю люди различных слоев общества? О чем это говорит?
  3. Результаты работы оформите в виде устного ответа.

Инструкция для работы группы №6 по теме “Государственный строй России в XVII веке”

  1. Проанализируйте документ 6.
  2. Ответьте на вопросы:
    • Как оценивал Олеарий характер правления в России в XVII веке? Подтвердите ответ примерами из текста.
    • Согласны ли вы с этой оценкой? Ответ обоснуйте.
  3. Результаты работы оформите в виде устного ответа.

III. Творческие отчеты групп.

IV. Подведение итогов.

На основании представленных группами ответов обучающиеся формулируют вывод об усилении централизации управления страной, складывании в России в XVII веке самодержавной монархии. В схему “Органы государственной власти в XVI веке” вносятся изменения в соответствии с полученными в результате работы выводами, и составляется новая схема “Органы государственной власти в XVII веке” (Приложение 3).

V. Организация домашнего задания

Прочитать параграф 13. Ответить на два вопроса после параграфа по выбору обучающихся. Для желающих можно предложить творческое задание: написать челобитную царю от имени воеводы, дворянина, крестьянина, ремесленника (по выбору).

Список литературы

  1. Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах (С XVI до XVII ст.)/ Сост. В.Д.Сиповский. – М., 1993.
  2. Г. Котошихин. “О России в царствование Алексея Михайловича”.
  3. А. Мейерберг. “Путешествие в Московию 1661 года”.
  4. А. Олеарий. “Описание путешествия в Московию”.