- Доказать, что в политическом развитии России XVII века главной тенденцией является централизация управления страной.
- Развивать умения обучающихся анализировать источники и делать выводы.
Средства обучения:
- Учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной “История государства и народов России”. М., 2004.
- Пакет документов (Приложение 1) и задания-инструкции для работы обучающихся в группах.
Этапы урока:
- Организационный: учитель сообщает тему урока, определяет форму самостоятельной работы обучающихся, разъясняет инструкции и требования к оформлению результатов работы.
- Самостоятельная работа обучающихся с учебными текстами, пакетами документов.
- Коллективное обсуждение результатов.
- Подведение итогов, формулирование выводов, оценивание результатов работы.
- Организация домашнего задания.
Ход урока
I. Задания для вступительной беседы:
Далее учитель сообщает тему урока, цель урока (в зависимости от подготовленности класса цель урока могут сформулировать сами учащиеся).
Класс разбивается на группы, каждая из которых получает пакет документов и инструкции для самостоятельной работы.
II. Работа в группах с документами.
Инструкция для работы группы №1 по теме “Земские соборы в XVII веке”
1. Проанализируйте документ 1, прочтите в учебнике пункт 2 параграфа 13.
2. Ответьте на вопросы:
- Какие слои населения посылали своих представителей в Земский собор?
- В каких случаях созывался Земский собор?
- Какую, по вашему мнению, функцию выполняли Земские соборы при царе? Подтвердите ваше мнение примерами из текста.
- Какие изменения произошли в работе Земских соборов в XVII веке?
3. Результаты работы оформите в виде устного ответа.
Инструкция для работы группы №2 по теме “Боярская дума в XVII веке”
- Проанализируйте документ 2, прочтите в учебнике пункт 3 параграфа 13.
- Ответьте на вопросы:
- Как формировалась боярская дума?
- Кто входил в думу?
- Какую роль играла боярская дума при царе? Каким современным государственным органам соответствует Боярская дума?
- Какие изменения произошли в составе и работе Боярской думы в XVII веке?
- Результаты работы оформите в виде устного ответа.
Инструкция для работы группы №3 по теме “Приказы в XVII веке”
- Проанализируйте документ 3, прочтите в учебнике пункт 4 параграфа 13.
- Ответьте на вопросы:
- Как при Алексее Михайловиче выглядела приказная система?
- С какой цель был создан Приказ тайных дел?
- Результаты работы оформите в виде устного ответа.
Инструкция для работы группы №4 по теме “Управление на местах в XVII веке”
- Проанализируйте документ 4, прочтите в учебнике пункт 5 параграфа 13.
- Ответьте на вопросы:
- Какие изменения произошли в управлении на местах в XVII веке?
- Как должны были управлять царские воеводы на местах? Как они в действительности управляли?
3. Результаты работы оформите в виде устного ответа.
Инструкция для работы группы №5 по теме “Власть царя в XVII веке”
- Проанализируйте документ 5, прочтите в учебнике пункт 1 параграфа 13.
- Ответьте на вопросы:
- В чем Григорий Котошихин видел отличие правления Алексея Михайловича от правления Михаила Федоровича?
- Как подписывали свои челобитные к царю люди различных слоев общества? О чем это говорит?
Результаты работы оформите в виде устного ответа.
Инструкция для работы группы №6 по теме “Государственный строй России в XVII веке”
- Проанализируйте документ 6.
- Ответьте на вопросы:
- Как оценивал Олеарий характер правления в России в XVII веке? Подтвердите ответ примерами из текста.
- Согласны ли вы с этой оценкой? Ответ обоснуйте.
Результаты работы оформите в виде устного ответа.
III. Творческие отчеты групп.
IV. Подведение итогов.
На основании представленных группами ответов обучающиеся формулируют вывод об усилении централизации управления страной, складывании в России в XVII веке самодержавной монархии. В схему “Органы государственной власти в XVI веке” вносятся изменения в соответствии с полученными в результате работы выводами, и составляется новая схема “Органы государственной власти в XVII веке” (Приложение 3).
V. Организация домашнего задания
Прочитать параграф 13. Ответить на два вопроса после параграфа по выбору обучающихся. Для желающих можно предложить творческое задание: написать челобитную царю от имени воеводы, дворянина, крестьянина, ремесленника (по выбору).
Список литературы
- Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах (С XVI до XVII ст.)/ Сост. В.Д.Сиповский. – М., 1993.
- Г. Котошихин. “О России в царствование Алексея Михайловича”.
- А. Мейерберг. “Путешествие в Московию 1661 года”.
- А. Олеарий. “Описание путешествия в Московию”.