Цели и задачи:
закрепить знания о личности Александра II, его реформах и их значении на развитие России;
способствовать развитию гражданственности у учащихся;
приучать их к сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей;
формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
создать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
Оборудование: мультимедийная презентация. (Приложение 1)
Ход занятия
Весь класс выполняет задания.
1 раунд
. “Кто они?” (слайд 3-8)1.Назовите государственного деятеля.
2.Какой вклад он внес в проведение либеральных реформ в России?
2 раунд.
Кроссворд (слайд с 9-23)3 раунд
. “Вставь недостающие имена” (слайд 24-25)Шести лет от роду началось военное воспитание Александра под руководством отличного боевого офицера, капитана , человека доброго, честного и твердого характером.
Наставником ему был избран , главным же воспитателем к наследнику назначен был генерал-лейтенант . Все они воспитывали в нем не только будущего государя, но и человека, в высоком значении этого слова.
4 раунд. “ Найди ошибки и исправь их”
(слайд 26-27)- “Положением о земских учреждениях” (1863, 1 января) имелось ввиду заменить господствовавшую до тех пор в областных учреждениях систему бюрократического управления.
- “Городовое положение” (1861, 16 июня) дало населению городов местное самоуправление, с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах.
- Судебной реформой (1867г.) установлены первые элементы правового порядка, рациональной организации независимого суда — первой опоры и охраны правового порядка.
- “Устав о воинской повинности”(1 января 1872) -укоротил сам срок службы в зависимости от степени образования призываемого, что для многих являлось могучим стимулом для прохождения школы и пополнения своих знаний.
5 раунд. “Тест” (задание на знание фактов)
(слайд 28-29)1. Проекты каких государственных деятелей использовались при подготовке крестьянской реформы 1861г?
а) М.М.Сперанский и П.Д. Киселева;
б) А.А.Аракчеева и С.С. Уварова;
в) А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского;
г) Н.И. Ткачева и П.Л. Лаврова
2. Министр внутренних дел, инициатор созыва Земского собора, уволенный со своего поста под нажимом консерваторов?:
а) Д.А. Толстой;
б) Н.П. Игнатьев;
в) Н.Х. Бунге;
г) К.П. Победоносцев
“Тест” (задания на знание понятий)
(слайд 30-31)3. Судебная реформа была проведена на принципах:
а) сословности;
б) бессословности;
в) гласности;
г) недопущения гласности.
4. “Конституция” М.Т. Лорис-Меликова - это проект:
а) по введению в России республиканского строя;
б) по введению в России конституционного
устройства;
в) утверждение незыблемости самодержавия в
России;
г) по созыву законосовещательного органа при
царе.
“Тест” (задания на установление причинно-следственных связей)
(слайд 32-33)5. Главная причина отмены крепостного права:
а) недовольство помещиков;
б) деятельность либералов;
в) кризис крепостнической системы;
г) правительственная инициатива.
6.Главное последствие земской реформы:
а) возможность открытой политической
деятельности;
б) отмена цензуры в России;
в) возможность хозяйственной инициативы на
местах;
г) формирование на местах политических партий.
Заключительное слово учителя
:Таким образом, императору Александру II по справедливости присвоено “звание” Царя-Освободителя: он освободил не только крестьян, но вообще личность русского человека, поставил ее в условия самостоятельного существования и развития.