Урок изучения нового материала по истории России в 11-м классе по теме "Начало Великой Отечественной войны. Лето–осень 1941 года. Причины неудач Красной Армии"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • формирование представления о причинах поражения Красной Армии в первые месяцы войны.

Задачи урока:

  • развитие когнитивных способностей учащихся (аналитичности, сообразительности), оргдеятельностных способностей (отбирать, оценивать изучаемый материал, готовить текст выступления).
  • образовательная задача: определение причин отступления Красной Армии;
  • воспитательная задача: воспитание чувства ответственности, взаимопомощи при работе в коллективе.

Оборудование:

  • карта "Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.";
  • видеофильм "Великая Отечественная война";
  • ксерокопии документов;
  • оценочные листы.

Учебно-методический комплекс темы.

Программа:

  1. О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев "Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века". Программы для общеобразовательных учреждений 10-11 классы // М.: "Дрофа", 2006.

Учебные пособия:

  1. О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин "Россия и мир" // М.: "Дрофа", 2006.

Методическая литература:

  1. Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников // М.: Олма-Пресс, 2005, стр. 78-79;
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г.. Рабочая тетрадь по истории России 1928-1953г. // М.: “Просвещение”, 2000, стр. 227-281;
  3. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по Отечественной истории // М.: Просвещение, 1996г., стр. 183-193;
  4. Чернова М.В. Великая Отечественная война. // М: Чистые пруды, 2005, стр. 23-26.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Формулирование вопроса для работы в группах.
  3. Работа в группах по предложенным документам.
  4. Выступление групп учащихся.
  5. Сравнение версий учащихся с официальными версиями причин поражения Красной армии в начале войны.
  6. Рефлексия.
  7. Задание на дом.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Определение образовательного объекта эвристической ситуации.

На первом этапе урока стоит задача организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. Для этого используется метод эвристического наблюдения (способ добывания знаний из окружающей действительности). Учитель показывает картину трагического начала Великой Отечественной войны, а также приём "оживления" карты.

- Далее слово учителя. “Мы начинаем изучение темы Великая Отечественная война. Со дня окончания войны прошло много лет. Но она осталась в нашей памяти, потому что нет такой семьи, которую не затронуло бы горе войны”.

- 22 июня... учитель демонстрирует фрагмент видеофильма "Великая Отечественная война".

Далее учитель продолжает. “В первые месяцы войны Советский Союз потерял тысячи танков и самолетов, погибли и попали в плен миллионы солдат и офицеров. Наступление фашистских войск было стремительным. К осени 1941 года немецкая армия захватила Литву, Латвию, Эстонию, Украину, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Европейской России (показывает на карте). Десятки миллионов советских людей оказались на оккупированной территории”.

- Далее учитель читает отрывок из воспоминаний участника войны "...сегодня 6-ой день войны. Мы остались вдвоём: Павел Абрамов и я. Сижу в изрешеченном, изуродованном танке.

Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Снарядов нет, патроны на исходе".

- Далее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения К. Симонова:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как слёзы они вытирали украдкою
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!
Как кринки несли нам усталые женщины,
И снова себя называли солдатками,
Притаив, как детей, от дождя их к груди.
Как встарь, повелось на великой Руси...

2. Формулирование вопроса для работы в группах. Формулирование открытого задания с неизвестным решением.

На этом этапе урока используется приём "восстановления" истории. Этот прием позволяет активизировать внимание учащихся, способствует осмысленному изучению и восприятию новых знаний. Формулируется задание: Почему Красная Армия отступала?

- Далее учитель задает вопрос: "Давайте попытаемся представить себя на месте тех советских людей. Какие у них, были мысли, настроение? Какой вопрос они могли задать и наверняка задавали себе?"

- Большинство учащихся отвечают: “Почему Красная Армия отступала и терпела поражение?".

Далее учитель говорит: "Ответа на этот вопрос мы не знаем, я хочу предложить найти ответ. Перед вами пакет документов. Представьте себя на месте современных историков и определите причины отступления Красной армии в первые месяцы войны". Класс делится на группы. Каждая группа получает пакет документов (Приложение 1), в которых должна найти ответ на поставленный вопрос.

3. Работа в группах по предложенным документам. Решение возникшей проблемы - создание образовательного продукта.

Задача данного этапа - дать учащимся конкретные представления об изучаемом объекте методом исследования. Таким объектом явилось отступление Красной Армии в первые месяцы войны. Используется такая форма организационной деятельности учащихся, как групповая работа по общей теме урока. Ученики взаимодействуют внутри группы, обсуждают новый материал, готовят выступление.

В работе групп преобладают оргдеятельностные виды деятельности. Учащиеся сами ставят цели, планируют свою деятельность, распределяют работу внутри группы. Этот этап урока позволяет учащимся реализовать свои конкретные, индивидуальные способности.

Идёт работа в группах в течение 15 минут. Учащиеся должны полученный ответ записать на листе и защитить у доски перед другими группами.

4. Выступление групп учащихся. Демонстрация образовательного продукта.

На этом этапе учащиеся демонстрируют конечный продукт своей деятельности в форме версий причин поражения Красной Армии в начале войны. Для этого используется наглядный метод. Этап урока является результатом активного восприятия исследования объекта. Предполагает осмысленное слушание. Защищая свой образовательный продукт, учащиеся приобретают веру в себя.

Далее учащиеся высказывают свои версии, почему Красная Армия отступала. Версии демонстрируют у доски и защищают, обосновывают, закрепляют наглядно для дальнейшего сравнения.

5. Сравнение версий учащихся с официальными версиями причин поражения Красной армии в начале войны. Деятельность по сравнению образовательных продуктов.

На этом этапе активизируется мыслительная деятельность, и учащиеся подходят к ответу на поставленный вопрос к теме урока. Учитель применяет метод сравнения, когда ученики сравнивают свои версии с историческим аналогом. Этот метод позволяет откорректировать знания, полученные учащимися. Происходит осознание учащимися достигнутой цели.

- Далее учитель говорит: “ Ребята, вы высказывали свои предположения о причинах отступления Красной Армии в первые месяцы войны. В современной исторической науке тоже есть объяснения причин отступления Красной Армии в первые месяцы войны. Сравните полученные вами ответы с теми, которые предлагает учитель. Они висят на доске и лежат перед вами на парте”.

Причины неудач Красной Армии летом-осенью 1941 г.

Низкая боеспособность армии из-за сталинских репрессий.

  1. Снижение уровня военно-технической мысли.
  2. Ошибка в определении сроков войны.
  3. Игнорирование сообщений о подготовке Германии к нападению.
  4. Не учтен опыт военных действий Германии в 1939-1941 г. и советско-финляндской войны.
  5. Плохое оснащение вооруженных сил современной техникой.
  6. Неподготовленность западных границ к отражению удара неприятеля.
  7. Просчеты Сталина в оперативно-тактических вопросах.
  8. Специфика политической ситуации в стране.

Далее группы сравнивают свои версии с теми, которые предлагает учитель. Делают выводы, что им удалось ответить на поставленный вопрос в начале урока. Учащиеся выполнили задание и правильно определили, почему Красная Армия отступала в первые месяцы войны.

6. Рефлексия. Самооценка.

На этом этапе учащиеся оценивают свою деятельность, подводят рефлексивный итог: что сделано, как работали.

Далее учитель спрашивает: “Ребята, а как вы считаете, какая группа лучше поработала, почему?” (нашли больше версий, лучше говорила и защищала свои версии).

- А теперь оцените каждый свою работу в зависимости от того вклада, который вы сделали, чтобы найти ответ на вопрос. Заполните таблицу.

Определение задачи урока Анализ документов Предложение версий Участие в обсуждении версий Удовлетворен ли своей работой на уроке, почему? Оценка
           

7. Задание на дом. Оценка результатов обучения.

Учитель комментирует работу каждого ученика на уроке.

Далее учитель ставит задачу в виде эвристического домашнего задания.

- Задание на дом: “Ребята, есть ещё одна точка зрения о причинах поражения Красной Армии, она была опубликована в газетах 3 июля 1941г. - это речь Сталина. Сопоставьте две точки зрения и подумайте, почему одним и тем же фактам даётся разное объяснение. Ответ запишите в тетради. В помощь вам страница учебника 153-161”