Цель урока:
- формирование представления о причинах поражения Красной Армии в первые месяцы войны.
Задачи урока:
- развитие когнитивных способностей учащихся (аналитичности, сообразительности), оргдеятельностных способностей (отбирать, оценивать изучаемый материал, готовить текст выступления).
- образовательная задача: определение причин отступления Красной Армии;
- воспитательная задача: воспитание чувства ответственности, взаимопомощи при работе в коллективе.
Оборудование:
- карта "Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.";
- видеофильм "Великая Отечественная война";
- ксерокопии документов;
- оценочные листы.
Учебно-методический комплекс темы.
Программа:
- О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев "Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века". Программы для общеобразовательных учреждений 10-11 классы // М.: "Дрофа", 2006.
Учебные пособия:
- О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин "Россия и мир" // М.: "Дрофа", 2006.
Методическая литература:
- Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников // М.: Олма-Пресс, 2005, стр. 78-79;
- Данилов А.А., Косулина Л.Г.. Рабочая тетрадь по истории России 1928-1953г. // М.: “Просвещение”, 2000, стр. 227-281;
- Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по Отечественной истории // М.: Просвещение, 1996г., стр. 183-193;
- Чернова М.В. Великая Отечественная война. // М: Чистые пруды, 2005, стр. 23-26.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Формулирование вопроса для работы в группах.
- Работа в группах по предложенным документам.
- Выступление групп учащихся.
- Сравнение версий учащихся с официальными версиями причин поражения Красной армии в начале войны.
- Рефлексия.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Определение образовательного объекта эвристической ситуации.
На первом этапе урока стоит задача организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. Для этого используется метод эвристического наблюдения (способ добывания знаний из окружающей действительности). Учитель показывает картину трагического начала Великой Отечественной войны, а также приём "оживления" карты.
- Далее слово учителя. “Мы начинаем изучение темы Великая Отечественная война. Со дня окончания войны прошло много лет. Но она осталась в нашей памяти, потому что нет такой семьи, которую не затронуло бы горе войны”.
- 22 июня... учитель демонстрирует фрагмент видеофильма "Великая Отечественная война".
Далее учитель продолжает. “В первые месяцы войны Советский Союз потерял тысячи танков и самолетов, погибли и попали в плен миллионы солдат и офицеров. Наступление фашистских войск было стремительным. К осени 1941 года немецкая армия захватила Литву, Латвию, Эстонию, Украину, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Европейской России (показывает на карте). Десятки миллионов советских людей оказались на оккупированной территории”.
- Далее учитель читает отрывок из воспоминаний участника войны "...сегодня 6-ой день войны. Мы остались вдвоём: Павел Абрамов и я. Сижу в изрешеченном, изуродованном танке.
Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Снарядов нет, патроны на исходе".
- Далее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения К. Симонова:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как слёзы они вытирали украдкою
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!
Как кринки несли нам усталые женщины,
И снова себя называли солдатками,
Притаив, как детей, от дождя их к груди.
Как встарь, повелось на великой Руси...
2. Формулирование вопроса для работы в группах. Формулирование открытого задания с неизвестным решением.
На этом этапе урока используется приём "восстановления" истории. Этот прием позволяет активизировать внимание учащихся, способствует осмысленному изучению и восприятию новых знаний. Формулируется задание: Почему Красная Армия отступала?
- Далее учитель задает вопрос: "Давайте попытаемся представить себя на месте тех советских людей. Какие у них, были мысли, настроение? Какой вопрос они могли задать и наверняка задавали себе?"
- Большинство учащихся отвечают: “Почему Красная Армия отступала и терпела поражение?".
Далее учитель говорит: "Ответа на этот вопрос мы не знаем, я хочу предложить найти ответ. Перед вами пакет документов. Представьте себя на месте современных историков и определите причины отступления Красной армии в первые месяцы войны". Класс делится на группы. Каждая группа получает пакет документов (Приложение 1), в которых должна найти ответ на поставленный вопрос.
3. Работа в группах по предложенным документам. Решение возникшей проблемы - создание образовательного продукта.
Задача данного этапа - дать учащимся конкретные представления об изучаемом объекте методом исследования. Таким объектом явилось отступление Красной Армии в первые месяцы войны. Используется такая форма организационной деятельности учащихся, как групповая работа по общей теме урока. Ученики взаимодействуют внутри группы, обсуждают новый материал, готовят выступление.
В работе групп преобладают оргдеятельностные виды деятельности. Учащиеся сами ставят цели, планируют свою деятельность, распределяют работу внутри группы. Этот этап урока позволяет учащимся реализовать свои конкретные, индивидуальные способности.
Идёт работа в группах в течение 15 минут. Учащиеся должны полученный ответ записать на листе и защитить у доски перед другими группами.
4. Выступление групп учащихся. Демонстрация образовательного продукта.
На этом этапе учащиеся демонстрируют конечный продукт своей деятельности в форме версий причин поражения Красной Армии в начале войны. Для этого используется наглядный метод. Этап урока является результатом активного восприятия исследования объекта. Предполагает осмысленное слушание. Защищая свой образовательный продукт, учащиеся приобретают веру в себя.
Далее учащиеся высказывают свои версии, почему Красная Армия отступала. Версии демонстрируют у доски и защищают, обосновывают, закрепляют наглядно для дальнейшего сравнения.
5. Сравнение версий учащихся с официальными версиями причин поражения Красной армии в начале войны. Деятельность по сравнению образовательных продуктов.
На этом этапе активизируется мыслительная деятельность, и учащиеся подходят к ответу на поставленный вопрос к теме урока. Учитель применяет метод сравнения, когда ученики сравнивают свои версии с историческим аналогом. Этот метод позволяет откорректировать знания, полученные учащимися. Происходит осознание учащимися достигнутой цели.
- Далее учитель говорит: “ Ребята, вы высказывали свои предположения о причинах отступления Красной Армии в первые месяцы войны. В современной исторической науке тоже есть объяснения причин отступления Красной Армии в первые месяцы войны. Сравните полученные вами ответы с теми, которые предлагает учитель. Они висят на доске и лежат перед вами на парте”.
Причины неудач Красной Армии летом-осенью 1941 г.
Низкая боеспособность армии из-за сталинских репрессий.
- Снижение уровня военно-технической мысли.
- Ошибка в определении сроков войны.
- Игнорирование сообщений о подготовке Германии к нападению.
- Не учтен опыт военных действий Германии в 1939-1941 г. и советско-финляндской войны.
- Плохое оснащение вооруженных сил современной техникой.
- Неподготовленность западных границ к отражению удара неприятеля.
- Просчеты Сталина в оперативно-тактических вопросах.
- Специфика политической ситуации в стране.
Далее группы сравнивают свои версии с теми, которые предлагает учитель. Делают выводы, что им удалось ответить на поставленный вопрос в начале урока. Учащиеся выполнили задание и правильно определили, почему Красная Армия отступала в первые месяцы войны.
6. Рефлексия. Самооценка.
На этом этапе учащиеся оценивают свою деятельность, подводят рефлексивный итог: что сделано, как работали.
Далее учитель спрашивает: “Ребята, а как вы считаете, какая группа лучше поработала, почему?” (нашли больше версий, лучше говорила и защищала свои версии).
- А теперь оцените каждый свою работу в зависимости от того вклада, который вы сделали, чтобы найти ответ на вопрос. Заполните таблицу.
Определение задачи урока | Анализ документов | Предложение версий | Участие в обсуждении версий | Удовлетворен ли своей работой на уроке, почему? | Оценка |
7. Задание на дом. Оценка результатов обучения.
Учитель комментирует работу каждого ученика на уроке.
Далее учитель ставит задачу в виде эвристического домашнего задания.
- Задание на дом: “Ребята, есть ещё одна точка зрения о причинах поражения Красной Армии, она была опубликована в газетах 3 июля 1941г. - это речь Сталина. Сопоставьте две точки зрения и подумайте, почему одним и тем же фактам даётся разное объяснение. Ответ запишите в тетради. В помощь вам страница учебника 153-161”