Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности

Разделы: История и обществознание


Сегодня мы всё чаще и чаще говорим о необходимости развития образования на основе принципа гуманизации, то есть обучение и воспитание должны составлять единый процесс, результатом которого должна быть всесторонне развитая, творческая личность, имеющая высокие нравственные идеалы и ценности. Но при этом прослеживается доминирование в становлении рационально-аналитического мышления: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, прогнозировать и т.д. Да, природа наделила нас стремлением познавать мир, раскрывать его тайны, но мы иногда забываем, что у ребёнка это стремление проявляется, прежде всего,через эмоциональные образы.

Давайте вспомним, как реагирует совсем маленький ребёнок на голоса окружающих: голос радостный приветливый - на его лице улыбка и он начинает весь светиться; в голосе сердитые нотки - улыбка исчезает, в глазах настороженность и страх. Это показывает, как тонко и быстро дети реагируют на происходящее и как важно сделать это реагирование правильным. Эмоции и образы - это то, что позволяет нам найти подход к детям, заглянуть им в душу, найти нужные струнки и затронуть их, что приведёт к музыке, наполненной неповторимым звучанием. Сегодня, как никогда необходимо развитие творческого мышления ребёнка, которое позволит ему подходить к решению задач и проблем с позиций всестороннего творческого подхода, он будет с уважением относиться к окружающим, ценить достигнутое, чувствовать, переживать и проживать происходящие события. А это возможно только в результате соединения эмоций, чувств и логики. То есть рациональное и эмоционально-чувственное содержание объекта соединяются и создают целостный образ. Это в наибольшей степени возможно в процессе преподавания именно истории.

История – это полное переплетение образов, эмоций и чувств: народные герои, которых прославляет народ; цари, выступающие часто в роли вершителей судеб людей и государств; поэты и писатели, создающие свои литературные шедевры; и даже века, эпохи, наполнившие историю своими событиями, интригами, неповторимыми личностями. Как важно умело создать этот эмоциональный образ, ведь это поможет нам раскрыть личностное отношение учащихся, развить их образно-эмоциональную сферу, поднять их на более качественный уровень учебной деятельности. В ходе данной деятельности происходит процесс стирания границ между учителем и учеником, мы становимся равноправными партнёрами учебного процесса, обучение переходит на уровень диалога, который позволит синтезировать рационально- логическую сущность материала и его образно-эмоциональное содержание.

Что включает в себя процесс обучения, основанный на соединении образов, эмоций и логики? Он может включать несколько этапов:

  • представление образа с помощью продуманной образно- эмоциональной ситуации;
  • введение теоретических знаний;
  • создание проблемной ситуации: содержание проблемы должно включать в себя идею эмоционального образа;
  • организация исследовательской работы, направленной на изучение, анализ образа;
  • рефлексия по созданию образа.

Конечно же, эти этапы можно подвергать вариации в зависимости от целей урока, подготовленности класса, возраста детей и т.д. Но главное, чтобы образно-эмоциональная ситуация создавалась в начале урока, так она становится своеобразной ценностной установкой для учащихся. Она уже невольно побуждает к поиску, делая изучаемый материал личностно значимым, а учебный процесс более успешным.

История требует постоянного трепетного, сочувственного внимания и отношения и только потом понимания и анализа. Мир постигается как разумом, так и сердцем. Ведь нельзя проанализировать Красоту, Любовь, Добро - их нужно прочувствовать, а это происходить с помощью эмоций. Нам нужно бережно относиться к детским эмоциям: удивлению, восхищению; нужно воспитывать бережное отношение к нашему историческому наследию, пробуждать чувства меры, красоты, что так необходимо для полноценного развития детей. Необходимо учитывать психологические особенности учащихся: возрастные, личностные; особенности их мировосприятия, их способности к фантазии, перевоплощениям.

Интерес к предмету - залог успешности его изучения и при этом очень важно заложить интерес или хотя бы его основы в самом начале. С чего мы начинаем изучение истории в 5 классе? С работы над понятием “ история”. И здесь важно оригинально создать этот образ истории, чтобы он запечатлелся в памяти детей, в их сознании и без эмоций здесь не обойтись. Я начинаю с просьбы нарисовать реку, но чтобы при этом обязательно прослеживался окружающий мир: берега, корабли или лодки, животный мир и т.д. Затем прошу представить, что река- это история, то есть образ истории сопоставляется с образом реки. Каково же удивление детей, которое сразу сменяется массой оригинальных идей и предложений. Образ соединился с эмоциями. Может они забудут определение понятия “ история”, но не забудут этого оригинального сравнения истории с рекой: то спокойной, то бурлящей, приносящей людям как хорошее, так и плохое. Ведь так важны и дороги первые впечатления, первая реакция на услышанное и увиденное, т.е. проявление эмоций и чувств. Затем следуют попытки осмыслить всё это: образы, эмоции, чувства переходят в понятия, суждения и умозаключения. Порой здесь так важно яркое, живое и образное слово учителя. Я очень верю в силу эмоциональности учительского слова. Сколько раз убеждалась в том, что построенный на эмоциях урок приносит сравнительно лучший результат, чем тот, где всё основано на сугубо рациональной основе.

Очень важны в становлении и развитии образно-эмоциональных основ межпредметные связи, особенно с такими предметами как литература, музыка, изобразительное искусство и др. В 8 классе на уроке “Россия накануне отмены крепостного права” уделяю большое внимание сравнительной характеристике двух эпох: уходящей - Николая I и утверждающейся - Александра II. При этом их образы показываю с помощью музыки: звучат два музыкальных фрагмента – первый наполнен давлением, тревогой (здесь возможно прослушивание оперы С.С.Прокофьева “Война и мир”); второй соединяет в себе настороженность, надежду, веру в новые свершения ( фрагмент оперы М.П.Мусоргского “Хованщина). Как интересно наблюдать проявление на лицах учеников эмоций и чувств на звучание музыки! Затем они передают как свои чувства, так и чувства людей того времени, соединяя свои эмоции с теоретическим материалом.

История - это сплошные личностные образы. Ни одно государство не испытало на себе такого влияния личности как наше. При этом каждая соединяет в себе массу противоречий, является историческим феноменом. Нельзя без эмоций говорить о Петре I, Александре Невском, Иване Грозном, Екатерине Великой, Ленине, Сталине и др. Каждый урок по изучению этих личностей - это уже интрига, проблема, рассмотрение которых требует кропотливой работы со стороны учителя. Здесь очень важно, чтобы эмоции соединились со здравым смыслом, не одержали верх над логикой, и личностное отношение не победило теорию. В начале урока по изучению какой-либо личности важно дать эпиграф или проблему, которые сразу же вызвали бы удивление, изумление, недоумение. Так происходит соединение эмоциональной реакции и интеллектуального процесса. Здесь я часто использую материалы из “ Задачника по истории России “ под авторством С.Г. Горяйнова, раздел “Исторические портреты”, где очень оригинально даны фрагменты биографии различных исторических личностей. Изучение их жизни – это ключ к пониманию истории. Происходит как бы взаимообразный процесс: понимание личности приведёт к пониманию истории, а понимание истории приведёт к пониманию поступков личностей.

Мы часто подвергаем анализу деятельность исторических личностей, выделяем их положительные и отрицательные стороны, критикуем, судим и т.д. Но при этом порою теряем эмоциональную сторону этого процесса, тот эмоциональный импульс, который должен подтолкнуть к мыслительной деятельности, направить её и, даже возможно, повернуть в непредсказуемую сторону. Ведь как важно, давая оценку деятельности Ивана Грозного, не потерять основы формирования его характера: потеря родителей, несладкое детство, страшное окружение. Дети должны пронести через свои эмоции понимание того, что именно социальная среда оказывает решающее влияние на формирование личности ребёнка. Мы не можем не согласиться с тем, этот фактор сыграл важную роль в становлении личности нашего первого царя. Конечно же, это не станет полным оправданием его минусов, но и отбросить в сторону это мы тоже не можем. А начать первый урок, посвящённый эпохе Ивана IV можно с рассказа о том, что когда у великого князя Василия III родился сын, то повивальная бабка предсказала, что у этого ребёнка два сердца: одно доброе, другое злое. Так и прожил он свою жизнь с двумя противоположными сердцами: символами добра и зла. Данный рассказ можно построить на фоне звучания ударов сердца. Этот приём вызывает высокую эмоциональную окраску у детей.

Материал о Екатерине Великой нельзя изучать без вступительного слова о том, что эта женщина была немкой по национальности, Россия встретила её довольно сурово, но она смогла полюбить нашу страну, полюбить всей душой и сердцем, сильнее, чем многие русские люди, сильнее, чем наследники Петра I. Парадокс истории: не имея родственных связей с Петром Великим, она тоже стала Великой. Но обстоятельства сложились так, что в отличие от него, Екатерине не удавалось вести политику в соответствии со своими взглядами и убеждениями, ведь она была всё-таки незаконным правителем, что и определило противоречивый характер её правления. Каково это: выбрать между монастырём и правлением, между смирением и непокорностью? В данном случае уместно предложить метод вхождения в роль, когда учащиеся “примеряют “ на себе сложившуюся ситуацию и пытаются предложить возможный выход из неё.

Более глубоко и всесторонне изучить личность можно с помощью исследовательской работы, которая обязательно несёт с собой личностное отношение ученика, проявление его интереса. Процесс информатизации позволяет нам делать это более качественно и продуктивно: по - первых, ученики могут пользоваться материалами сети Интернет;

во-вторых, созданные учениками презентации уже позволяют видеть проявление чувств и эмоций авторов: выделение текста, цветовые оттенки, виды аннимаций, ведь это уже личностное отношение, личностное выражение своего отношения к героям истории, проявление их творчества. В данном случае могу привести примеры презентаций по работе над большим проектом “Кавказская война XIX века - одна из неизвестных войн России”, где исследованиям были, в частности, подвергнуты личности генерала Ермолова, лидера горских народов Шамиля. Очень интересно, что личность Ермолова оказалась огромной загадкой и вызвала неоднозначное как эмоциональное, так и научное отношение. Гипотеза о том, кем же, в самом деле, был генерал Алексей Ермолов, так и осталась гипотезой, но приобрела чёткую цветовую гамму, определённые контуры. Кто он - Алексей Ермолов? Выдающийся военный деятель, но при этом любимец армии или жестокий завоеватель? Инициативный и государственный деятель либерального направления? А может просто способный военный историк? Сколько удивления, даже изумления вызвала у детей работа над данным образом! Но именно соединение логики и эмоций помогли им понять такое неоднозначное отношение к Ермолову, его политике.

Приложение 1. Презентация “Личность в истории. Алексей Ермолов”.

Совершенно изменилось отношение к личности Шамиля, который раньше выступал больше в образе яростного противника России. Его завещание “жить в мире с Россией” вызывает восхищение, а сожаление о том, что произошло в годы войны уважение и прощение.

Приложение 2. Презентация “Имам Шамиль - вне войны, вне политики”.

В данной форме работы произошёл процесс формирования образа через изучение теоретического материала. Нужно было видеть удовлетворение на лицах детей, переработавших такой огромный исторический материал и узнавших так много нового.

Как трудно порой логически объяснить происходящие события. Приходится искать нестандартные пути и методы. Гражданская война в России XX века! Как объяснить, что порой, близкие люди идут против близких, брат против брата, сын против отца и т.д.? Слова “белый”, “красный” - решали всё: судьбы людей, судьбу страны. В работе над данной темой использую отрывки из литературных произведений, выдержки из документов, высказывания историков, государственных деятелей и т.д. Нельзя давать этот материал без эмоционального сопровождения, дети должны прочувствовать страшный трагизм подобных войн, задуматься о том, что такого не должно вообще происходить.

Можно ещё много размышлять о методах и направлениях работы в данном направлении, но главное заключается в том, что плодом наших трудов должна стать творчески мыслящая личность, соединяющая в себе умение логически мыслить через соединение рационального и образно- эмоционального компонентов. На рефлексивном этапе урока учащимся я часто предлагаю составить “синквейн”- четырёхстишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. Это своеобразное стихотворение из четырёх строк, где каждая строка соответствует определённой части речи: 1- одно существительное, 2- два прилагательных, 3-три глагола; 4- кульминация - эмоциональное отношение. Кроме этого можно предложить работу над эссе- это небольшое по размеру письменное или устное сочинение- размышление учащегося, позволяющее получить представление о том, как восприняли тему дети, и наметить пути решения возникших проблем. При этом часто удивляешься тому, как самостоятельны, оригинальны, а порой даже непредсказуемы, бывают их размышления.

Создание образов вызывает обязательно эмоциональное отношение к объекту, стимулирует проявление воображения, способности переносить свойства одного объекта на другой, воспринимать правильно все оттенки и нюансы, и при этом одновременно осознавать внутреннее содержание образа через мыслительную деятельность. Это и есть творчество, так необходимое сегодня нашим ученикам, творчество, которое закладывает основы для их всестороннего развития и становления как личности.