Биология
-
Урок-конференция "Вода, вода — кругом вода" 2005
Конференция носит межпредметный характер. Вода представлена с точки зрения физики, химии и биологии. Рассмотрены особенности строения молекулы воды, аномалии свойств. Биологами раскрыта значимость воды в живом организме. Экологи подняли вопрос о состоянии водных ресурсов в городе Нижний Тагил. Демонстрировались опыты Плато, поверхностного натяжения, способы очистки воды. Итог конференции – осознание учащимися сохранения водных богатств Земли, предложены меры экономии пресной воды в быту.
-
Урок-ролевая игра: "Ток-шоу". 8 класс 2005
Урок - ролевая игра по биологии в 8 классе "Все - разные, все равные". В ходе урока доказывается теория единства происхождения и биологической равноценности рас человека и критикуется идея расизма. Форма урока и его содержание формирует самостоятельность мышления и воспитывает дух культуры мира и толерантности.
-
Программа элективного курса по биологии "Клетки и ткани" 2005
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического и естественнонаучного профиля общеобразовательной школы, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника. Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса.
-
Интегрированное учебное занятие по географии и биологии в 8-м классе по теме: "Особо охраняемые природные территории Кемеровской области" 2005
В работе предлагается разработка интегрированного учебного занятия по географии и биологии по теме “Особо охраняемые природные территории Кемеровской области”. Занятие проводится с применением методик технологии коллективного способа обучения. С применением новой технологии становится заметным изменение психологического климата детского коллектива и коллектива педагогов, работающих по КСО. Это изменение проявляется в формировании положительного эмоционального фона в коллективе.
-
Интегрированное учебное занятие по географии и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимосвязь растений, животных и природных условий Кемеровской области" 2005
В работе предлагается разработка интегрированного учебного занятия по географии и биологии по теме “Взаимосвязь растений, животных и природных условий Кемеровской области”. Занятие проводится с применением методик технологии коллективного способа обучения. Комплексное использование методик КСО позволяет учащимся осваивать разное предметное содержание в различных вариантах и формах сотрудничества, что способствует целостному развитию личности.
-
Внеклассное мероприятие по биологии и экологии: Что? Где? Когда? "Мир вокруг нас" 2005
Основные цели проводимого мероприятия - развитие логического мышления, памяти, познавательной активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.
-
Праздник "Русь моя, люблю твои березы" 2005
Береза - символ России. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Тихо стоят березы у солдатских могил, как свидетели страшной трагедии Великой Отечественной войны. Березка приносит людям радость и свет и является лечебным средством при различных недугах. Быть ей на просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская. Обо всем этом пойдет рассказ на празднике, посвященном русской березке.
-
Нетрадиционный урок по биологии на тему: "Невидимый мир, или все о бактериях" 2005
Вопросы сохранения и укрепления здоровья в современном обществе приобретают всё большее значение. Это обусловлено тем, что в окружающей среде человека есть много факторов, которые отрицательно влияют на его здоровье. Важной задачей данного мероприятия является формирование знаний учащихся о здоровом образе жизни, о мерах предупреждения инфекционных и кожных заболеваний, их профилактике, и необходимости соблюдения гигиенических правил.
-
Как размножаются живые организмы 2005
Обобщение и закрепление общих закономерностей процесса размножения у разных живых организмов, условия появления зародыша нового организма и условия его развития. Обобщающий урок-игра с использованием информационных технологий.
-
Программно-методическое сопровождение курса по выбору. 9-й класс. Тема: "Внутренний мир растений" 2005
Данный курс поможет учащимся овладеть более глубокими знаниями о внутреннем строении растений, использовать эти знания при выборе профиля в старших классах.
-
Использование пластических материалов на контрольно-обобщающих уроках по биологии 2005
В основе выбора данной формы урока лежит понимание того, что при большом потоке новой информации психика детей постепенно адаптируется к учебному процессу и понимание новых терминов вызывает затруднения. Учащиеся стараются не очень вникать в смысл слов, поверхностно запоминая термин. Иногда необходимо остановиться и направить учеников на детальное понимание терминов. Для этого можно использовать пластилин. С помощью пластилина можно изобразить любую мысль и понятие. Во время занятия происходит детализация и глубокое понимание термина.
-
Интегрированный урок по химии и биологии по теме: "Ты — сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете" 2005
Представлены конспект интегрированного урока по теме: вода.
-
Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии 2005
В статье рассматриваются основные аспекты технологии критического мышления как одного из направлений личностно-ориентированного обучения, представлен план-конспект урока по теме "Птицы" с вариантами синквейнов учащихся.
-
Интегрированный урок по географии, биологии, экологии в 7-м классе. Тема: "КОАПП в Северной Америке" 2005
Урок знакомит с национальными парками Северной Америки, экологическими проблемами, природоохранной деятельностью. Работая в группах, ребята не только путешествуют по паркам, выдают патенты на приспособления и охранные грамоты, но и решают экологические задачи, участвуя в интеллектуальном конкурсе. Урок может быть заключительным при изучении природы материка. Экологические задачи можно использовать во внеклассной работе при проведении предметной недели.
-
Игровые минутки на уроках зоологии в 8-м классе 2005
Иногда уроки биологии выпадают на такие дни, учиться в которые детям совсем не хочется. Это дни перед праздниками или последние дни в четверти. В этом случае можно провести с ребятами игры - викторины. Например, по типу игры "Кто хочет стать миллионером?" для такой игры хорошо, когда вопросы заранее поделены на легкие и трудные. Предлагаю вашему вниманию вопросы для игры "Хочешь 5 по биологии?"
-
Тема урока: "Строение и работа сердца" 2005
В разработке урока представлена план-карта, предлагаемая учащимся для работы по теме "Строение и работа сердца". Использование элементов программированного обучения позволяет активизировать учебную деятельность школьников, придать ей большую самостоятельность и творческий характер, развивает навыки самооценки и работы в группе. В разделе "Информация для учителя" предлагается дополнительный материал по теме: интересные факты, биологические задачи.
-
Роль здоровьесберегающих технологий в процессе формирования навыков здорового образа жизни у школьников 2005
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. В настоящее время существует множество методик направленных на профилактику и коррекцию функционального состояния учащихся непосредственно во время учебных занятий. Хочется привести некоторые из них, а также поделиться эффективностью использования данных упражнений и комплексов на уроках.
-
История представлений о возникновении жизни на Земле 2005
На уроке используются такие формы работы как групповая и парная. Использование работы в группах и парах позволяет лучше усваивать материал урока.
-
Тематическое планирование учебного материала по биологии в 6-м классе для программы первого варианта УМК 2005
В курсе биологии 6-го класса (автор Н.И. Сонин) сначала изучаются вопросы строения организмов и только потом процессы жизнедеятельности, что противоречит функциональному подходу. Предлагаемое планирования решает эту проблему, рассматривая функционирование организмов на разных уровнях организации (клеточном, тканево-органном) и подводя учащихся к выводам о единстве структуры и функции в живых системах, клетке как единице живого.
-
Сердце и условия его работоспособности 2005
Предлагаемый урок по изучению строения и работы сердечно-сосудистой системы проведен в 9-м классе с использованием таблиц, видеофильмов и макетов сердца и сосудов. Данная форма урока позволяет выяснить степень усвоения учащимися нового материала, позволяет воспитать сознательное отношение к собственному здоровью.
-
Урок-конференция "СПИД — сущность и проблемы" 2005
Урок-конференция "СПИД-сущность и проблемы" - заключительный по теме "Вирусы" в 9 классе по программе В. В. Пасечника. В подготовке урока задействованы учащиеся для проведения анкетирования, изучения экспресс-информации Центра профилактики и инфекционных заболеваний, подготовке презентации по СПИДу для показа учащимся своей школы и подготовки сообщений-выступлений. На этом уроке рассматриваются вопросы: СПИД\ВИЧ, пути передачи, проблемы профилактики .
-
Экологическое занятие по теме: "Биологическое разнообразие организмов" 2005
Одним из факторов решения экологических проблем, наряду со штрафами и политическими методами, является просвещение в области экологии. К сожалению, вопросы, посвященные охране природы, проблеме сохранения биологического разнообразия, Красной книге, в школьных учебниках традиционно изучаются в конце программы, часто вскользь, обзорно. Именно этими темами пренебрегают при дефиците учебных часов, оставляя на самостоятельное изучение школьниками. Для проработки этих тем можно использовать разные формы работы: решение экологических кроссвордов и задач, мини - проекты по теме "Красная книга", экопроекты широкого значения, стенгазеты экологического содержания, экскурсии по экологическим тропам, реальная помощь природе (уборка мусора, помощь бездомным животным, подкормка птиц зимой) и многое другое.
-
Урок-презентация "Оплодотворение. Развитие зародыша и плода" 2005
Главной задачей урока является повышение качества воспитательного процесса на основе формирования у детей системы общечеловеческих ценностей. Цель урока - внести вклад в воспитание нравственного отношения к женщинам, вынашивающим младенцев. Для достижения целей урока используется технология проблемного обучения. Большую наглядность материала для решения проблемных задач обеспечивают представленные компьютерные слайды и видеофрагменты.
-
Тема урока: "Строение и свойства костей". 9-й класс 2005
В начале каждое задание решается логическим путем, а потом правильность решения проверяется в ходе наблюдений за экспериментом или в ходе лабораторной работы. Частично-поисковый и исследовательский методы обучения учат мыслительному моделированию ситуации, выдвижению гипотез и планированию своих действий. Подобный подход ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию мышления учащихся, а значит к более высоким результатам обучения.
-
Лабораторный практикум "Определение суточного рациона питания по энергетической ценности пищевых продуктов" 2005
В лабараторном практикуме "Определение суточного питания по энергетической ценности пищевых продуктов" учащиеся определяют свой суточный рацион питания, считая калорийность пищевых продуктов. В конце практикума учащиеся должны сравнить полученную сумму калорийности пищевого рациона с данными таблицы и сделать вывод: правильно ли составлен их суточный рацион и сделать отчетное задание.
-
Бизнес-урок "Эти удивительные животные". Прощание с зоологией 2005
Урок завершает изучение курса Зоологии; особенно интересно проводить его в математических, экономических классах. Такой урок помогает формировать активность, самостоятельность, интерес к предмету.
-
Проведение развивающих занятий для микрогруппы в ходе изучения школьного курса биологии. Урок "Общие закономерности эволюции" 2005
Интеллектуальное развитие человека наиболее эффективно происходит в случае индивидуального подхода к процессу обучения. Наилучший вариант для этого - проведение занятий в малых группах. Представлена разработка урока для такой формы обучения.
-
Урок биологии с элементами интеграции "Растительный мир тундры" 2005
Основные цели урока - познакомить учащихся с основными цветковыми растениями Таймырской тундры; выявить черты приспособленности растений к условиям обитания; формировать чувство бережного отношения к растениям родного края, умение видеть и ценить прекрасное в природе.
-
Конспект урока по теме: "Пищеварительная система птиц". 7-й класс 2005
Данный урок является одним из примеров использования интерактивной методики обучения биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о питании и строении пищеварительной системы, самостоятельно проявив поисковые способности и получить дополнительные сведения о многообразии птиц. Работу можно проводить как в малых группах, так и индивидуально, поскольку часть информации можно брать из учебника, а так же раздать каждому индивидуальную технологическую карту.
-
Урок биологии по теме: "Патриоты отечественной науки". 9 класс 2005
Изучение предмета биологии невозможно без знаний жизни и деятельности отечественных ученых. Предлагается один из уроков в системе работы учителя по данной теме. Цель этого урока – изучение вклада отдельных ученых XIX–XX века в отечественную науку, воспитание у учащихся патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ.