Биология

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Здоровье человека и окружающая среда (программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся) 2005

    Автор: Иванова Наталья Сергеевна

    Цель курса в формировании экологической культуры учащихся, которая включает ответственное отношение к общественному и личному здоровью, к окружающей природной среде. Курс расширяет знания учащихся о здоровье, факторах, на него влияющих, способах его укрепления и сохранения, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами исследования здоровья и окружающей среды, самонаблюдению, способствует применению полученных знаний для создания оптимального режима труда и отдыха. Применение знаний, полученных при изучении курса, должно способствовать предупреждению заболеваний и укреплению здоровья.

  • Урок-исследование "Особенности скелета человека" 2005

    Автор: Таранова Марина Игоревна

    Задачи урока: продолжить формирование навыков групповой работы; развить умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; через обсуждение работы в группах подвести учащихся к выводу о роли социальных факторов антропогенеза.

  • Интегрированный урок по физике (биологии, экологии). "Глаз. Особенности зрения человека" 2005

    Автор: Васильева Ирина Васильевна

    Материал может быть использован как в 8-м классе (но с необходимым расширением биологического аспекта), так и в курсе 11 класса (с расширением материала из "Геометрической оптики"). На основе этого материала можно выстроить информационно- исследовательский проект. Интересны могут быть версии учеников по интеллектуальным заданиям. Имеются так же рекомендации по сохранению зрения и глазная гимнастика.

  • Научная ученическая конференция как интегрированная форма занятия по развитию экологического мышления 2005

    Автор: Пугачева Галина Алексеевна

    Конференция является одним из самых познавательных, интересных, а главное эффективных методов формирования экологического мышления. Предлагаемый вариант проходит в виде деловой игры, в которой учащиеся выступают в роли экологов, врачей, ученых-атомщиков, представителей культуры и журналистов. Это яркое интегрированное мероприятие для недели экологии в школе.

  • Урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости" 2005

    Автор: Мозоленко Константин Георгиевич

    В ротовой полости начинается первичная механическая и химическая обработка пищи: размельчение при жевании, смачивание слюной и формирование ее в пищевой комок, который затем в результате глотания поступает в пищевод и далее - в желудок. Слюна, секретируемая слюнными железами, представляет собой слабощелочную жидкость, содержащую ферменты, неорганические соли, белок и муцин. Пищеварение в ротовой полости связано, главным образом, с расщеплением углеводов. Фермент амилаза гидролизует крахмал до мальтозы, которую затем мальтаза превращает в глюкозу. В незначительных количествах в слюне содержатся и протеолитические ферменты, расщепляющие белки. Переваривание углеводов под влиянием ферментов слюны продолжается внутри пищевого комка и в желудке, до тех пор, пока соляная кислота желудочного сока не дезактивирует эти ферменты. Значимость данной темы для учащихся медицинских профильных классов очевидна.

  • Рекомендации по применению модульной технологии на уроках биологии в 7–9-х классах 2005

    Автор: Лаврентьева Маргарита Николаевна

    Модульная технология - это личностно-ориентированная технология, где в центре внимания учителя познавательная деятельность ученика, а учитель выступает в роли организатора самостоятельной, активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Профессиональные умения учителя направляются не столько на контроль знаний, умений, навыков учащихся, сколько на диагностику их деятельности с целью коррекции знаний. Рекомендую использовать модульную технологию на различных типах уроков, особенно на уроках обобщения и контроля знаний.

  • Внеклассное метоприятие по биологии. Лицейский вечер "Удивительный мир цветов" 2005

    Автор: Панченко Марина Викторовна

    Данную встречу можно провести среди учащихся 6-8 классов как внеклассное мероприятие на Неделе биологии или как занимательный час в биологическом кружке, а также как классный час. Это мероприятие может способствовать развитию у ребят интереса к миру цветов, к живой природе, внимательному и бережному отношению к ней. Встреча рассчитана на 60 минут.


  • Урок биологии для 6-го класса в разделе "Жизнь растений". Тема: "Главная тайна сосны" 2005

    Автор: Еремина Елена Владимировна

    Предложенная форма урока позволяет доступно и просто объяснить сложную для восприятия шестиклассников тему “Размножение голосеменных” и обеспечивает высокое качество усвоения этого материала.

  • Урок биологии на тему: "Питание животных" 2005

    Автор: Федорова Надежда Михайловна

    Вопросы, рассмотренные на уроке на тему “ Питание животных”, расширяют знания учащихся о питании всех живых организмов.

  • Курить — здоровью вредить?! 2005

    Автор: Лошкарева Валентина Ивановна

    Задача урока - разобраться, действительно ли курить - здоровью вредить. Учащиеся выясняют, каким образом никотин воздействует на организм человека, и к каким последствиям это может привести.

  • Урок биологии для 8-х классов: "Многообразие рыб. Хозяйственное значение рыб. Охрана рыб" 2005

    Автор: Синявская Валентина Марковна

    Урок - конференция по обобщению многообразия рыб, способствующий закреплению изученного материала, практическому значению и охране рыб.

  • Урок "Ткани растений и их виды" 2005

    Автор: Антонова Вероника Владимировна

    На примере этого урока я показала, как можно по-новому работать с тестом. При работе с тестом идет знакомство с новым учебным материалом. Дети учатся анализировать ответы теста, сравнивать их и находить правильные. Такая работа с тестом, с моей точки зрения, позволяет ребенку, при виде незнакомого теста, не растеряться, а найти правильные ответы. При такой систематической работе с тестами и по другим темам можно увидеть, что при анализе ответов вытаскивается на свет огромное количество биологического материала, идет более глубокое познание биологии.

  • Мысленный эксперимент как средство развития учебно-интеллектуальных умений 2005

    Автор: Кудряшова Вера Григорьевна

    Мысленный эксперимент в преподавании служит средством словесно-логической наглядности; обеспечивает усвоение процессов мышления, связанных с познанием нового; позволяет составить учебную программу исследования на основе различных подходов в целях развития интеллектуальных качеств личности: алгоритм упорядочивает действие, способствует его логике и последовательности, проблемность активизирует мыслительные и эмоциональные процессы и т.д. Приведен пример занятия с использованием мысленного эксперимента по выявлению закономерностей наследования признаков.

  • Игровой урок "Счастливый случай" по теме: "Цветковые растения" 2005

    Автор: Шумова Любовь Петровна

    Игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности усвоения нового материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе - все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее, без специальных усилий усваиваются новые.


  • Обобщающий урок-игра по биологии. Тема: "Органы пищеварения" 2005

    Автор: Алексеева Марина Андреевна

    В статье представлена разработка обобщающего урока по биологии в 8 классе по теме: "Органы пищеварения". Урок проводится в форме игры "В гостях у телепередач". Учащиеся в ходе игры выполняют разнообразные задания следующих телепередач: "Счастливый случай", "Что? Где? Когда ", "Звездный час", "Смак", "Поле чудес", "Маски".

  • Урок-игра "Покорение вершины". Обобщающий урок в 8-м классе по теме: "Класс птицы" 2005

    Автор: Боярченко Виктория Николаевна

    Урок в игровой форме закрепляет знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности птиц различных экологических групп. Урок используется для проверки знаний по теме "Класс птицы".

  • Самостоятельная работа по биологии. Экология 2005

    Автор: Оскирко Светлана Андреевна

    Самостоятельная работа по биологии. Экология. Характерной особенностью работы современной школы является развитие самостоятельности учащихся. Практика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, мыслить и действовать не по шаблону можно только в процессе учебной и практической деятельности. Содержание школьного курса биологии дает больше возможности для использования разнообразных самостоятельных работ учащихся. Но это совсем не значит, что ученики должны обязательно выполнять их в каждой теме по всем вопросам. Успех обучения означает не только количество выполненных самостоятельных работ, сколько их система и количество.

  • Урок по теме: "Наше питание" 2005

    Автор: Абдулхакова Елена Ивановна

    Данный урок проводится в форме путешествия не для того чтобы развлечь учащихся, а для того чтобы возбудить интерес к предмету. Этот материал можно использовать на уроках природоведения в начальных классах, при проведении факультативных занятий «Здоровый образ жизни».

  • Формирование целостного образа Природы как основа мировосприятия в развитии ребенка 2005

    Автор: Захарова Наталья Петровна

    Как воспитывать и развивать интерес к таинственному Миру Природы? Как научить понимать закономерности развития окружающего мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами природы, осознавать, что человек - это малая часть этого мира? Как обучить ребят на основе приемственного развития основных биологических понятий, теорий, идей? Поэтому я как учитель биологии ставлю перед собой важную проблему: "Развитие личности ребенка через формирование гармоничных взаимоотношений с природой. Познание ее закономерностей и причинно-следственных связей, опираясь на опыт и идеи ребят, создавая совершенные работы через совершенство мысли."

  • Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи 2005

    Автор: Шабардина Наталья Геннадьевна

    B нашей школе на протяжении уже нескольких лет успешно решается проблема формирования общих учебных умений (ОУУ). Созданы методические пособия "Камертон" для учителей и "Кристалл" для учеников, в которых содержится теоретический материал и практические рекомендации по работе над основными учебными умениями. В школе имеется программа формирования умений по каждой параллели, регулярно проводится диагностика учащихся, тренинговые и коррекционные занятия.

  • Знакомство с загадочным миром шляпочных грибов 2005

    Автор: Кудрявцева Юлия Владимировна

    На уроке дети знакомятся с загадочным миром шляпочных грибов, с историей зарождения микологии, понятием о строении и особенностях шляпочных грибов, их значением в природе и жизни человека. Показывается многообразие и особенности грибов. Учащиеся знакомятся с правилами употребления грибов в пищу, учатся распознавать съедобные и ядовитые грибы, оказывать первую помощь при отравлениях грибами.


  • Урок биологии по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний" 2005

    Автор: Ишмухаметова Альбина Мунировна

    Содержание учебного материала актуально на современном этапе. Большой поток информации по данной тематике поступает через СМИ, но не все воспринимают ее с повышенным интересом. В связи с этим формы и методы выбраны с учетом доступности восприятия и побуждения интереса, для отражения связи теории с практикой (анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, самостоятельная работа учащихся).

  • Открытый урок по биологии на тему: "Нервная система рыб. Размножение и развитие рыб" 2005

    Автор: Свидченко Надежда Викторовна

    На уроке производится контроль знаний по темам: Особенности внешнего строения, Скелет, мышцы и внутреннее строение речного окуня. При этом используются разноуровневые карточки - опросники и тестовые задания на компьютере с немедленной обработкой материалов. При изучении нового материала - Нервная система рыб, Размножение и развитие рыб - используются стандартные методы и применяются компьютерные технологии (демонстрация презентаций, созданных в программе Microsoft Power Point). Это способствует лучшему усвоению материала учащимися и развивает интерес к предмету.

  • Познавательное мероприятие "Цветы — живая красота Земли" 2005

    Автор: Махмутова Любовь Леонидовна

    Данное мероприятие является итоговым и завершает цикл внеклассных мероприятий и занятий кружков юннатского направления по теме "Цветоводство" (как в школе, так и во внешкольной организации в период весенних каникул); способствует развитию любви и бережного отношения к природе; экологической этики. В процессе подготовки праздника рекомендую организовать выставку "Сказочный цветник", где представлены цветочные культуры (выращенные силами детей, педагогов и родителей), экспонаты которой (по согласованию с авторами) могут быть использованы в качестве подарков активным участникам мероприятия.

  • Урок-игра "Круглый стол" по теме: "Состояние экологической обстановки в г. Новочеркасске и ее влияние на здоровье людей" 2005

    Автор: Золоторенко Екатерина Михайловна

    Урок-игра проводится в форме "круглого стола" при изучении темы "Биосфера и человек" в 11 классе. При подборке материала развиваются творческие способности учащихся. Воспитывается бережное отношение к природе и ответственность каждого за экологию города.

  • Учебный проект "Чудеса и загадки Земли" 2005

    Автор: Орлова Ольга Владимировна

    В настоящее время задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.

  • Игра "Счастливый случай" 2005

    Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

    Цель мероприятия: развитие интереса учащихся к предметам естественно-научного профиля, формирование бережного отношения к природе, воспитание чувства прекрасного. Игра “Счастливый случай” как одна из форм массовой внеклассной работы проводится во время Недели естественных наук в школе. Художественное оформление вечера создаёт эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации.

  • Урок биологии по теме: "Регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных" 2005

    Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

    В данной работе представлен урок, на котором в простой и наглядной форме детям рассказывается об особенностях нервной системы позвоночных животных и ее роли в регуляции процессов жизнедеятельности. Ребят учат различать классы животных, располагать их в порядке усложнения в процессе эволюции. Методы и приёмы обучения: беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, сообщения учащихся.


  • Урок — ролевая игра по теме "Ода картофелю" 2005

    Автор: Стреколовская Нина Николаевна

    Урок - ролевая игра по теме: "Ода картофелю". Урок проводится в форме конференции. На конференции выступают представители разных профессий, имеющих отношение к картофелю. Сценарий урока строится из выступлений учащихся согласно распределённых ролей (профессий). В течение урока ребята узнают о систематике, биологии, агротехнике выращивания и значении картофеля, различных профессиях (профориентация).

  • Урок биологии в 10-м классе (по программе Т.Н. Мягковой). Тема: "Среды жизни. Экологическая ниша" 2005

    Автор: Смирнова Юлия Владимировна

    Представленный урок позволяет расширить представление учащихся о средах жизни, сформировать понятие экологическая ниша на основе регионального материала. В ходе урока решаются задачи по формированию мнения делать наблюдения, выводы к ним, моделировать, решать проблемные задачи.