Перед человечеством открывается
огромное будущее, если он поймет это
и не будет употреблять свой разум
и свой труд на самоистребление
В.И. Вернадский
Программа составлена учителями биологии Шапкиной С.В. и Савиной В.В.
Человек, являясь составной частью человеческого общества, существует в определенной окружающей среде. Из нее он получает все необходимые средства существования и находится в сложных взаимосвязях.
В настоящее время эти взаимосвязи настолько усложнились, что породили глобальную проблему, получившую название «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека природной среды, и как следствие - снижение уровня здоровья населения. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.
Приоритет в вопросах овладения учащимися знаниями о здоровье и способах его укрепления принадлежит биологии. Oсобое значение имеет раздел «Человек», именно поэтому данный элективный курс можно использовать как обобщающий курс, направленный на углубление и расширение знаний научных основ здорового образа жизни для учащихся 9 классов.
Данный элективный курс решает следующие задачи:
- поддержать у школьников зарождающийся интерес к биологии, помочь им сделать правильный выбор;
- углубить знания о влиянии окружающей среды на организм человека;
- формирование валеологической грамотности;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Учебно-тематический план элективного курса
№ |
Наименование разделов и тем курса |
Всего часов |
I 1 2 3 4 5 6 |
Среда обитания человека Среда обитания. Химические загрязнения среды и здоровья человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека. Ландшафт как фактор здоровья. Питание и здоровье человека. Влияние социальных факторов на человека. |
6 |
II 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Мое здоровье – основа моей жизни Что я знаю и чего не знаю о здоровье. Самооценка текущего состояния здоровья. Как мое здоровье зависит от меня. Нарушения опорно-двигательной системы и их профилактика. Нарушения сердечно-сосудистой системы и их профилактика. Патологические изменения функций дыхательной системы и меры их профилактики. Функциональные нарушения пищеварительной системы и их профилактика. Функциональные особенности, гигиена и профилактика заболеваний мочевыделительной системы, кожи. Высшая нервная деятельность человека, функции мозга, его гигиена и профилактика заболеваний. Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека. Компьютер и здоровье. |
11 |
Всего | 17 |
Курс носит развивающую, деятельностную, практическую направленность. Основными формами занятий являются дискуссии, защита групповых проектов, рефератов, семинарские занятия. При этом большое значение придается практическим занятиям, направленным на самонаблюдение, анализ и оценку влияния собственного образа жизни и различных экологических факторов на состояние здоровья.
Литература
1. А.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. Человек и окружающая среда. 9 класс. – М., Просвещение, 1997.
2. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. Экология. 9 класс. – М., Дрофа, 1995.
3. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. Основы экологии. 9 класс. – М., Просвещение, 1995.
4. В.Н. Большаков, Г.И. Таршис, В.С. Безель. Региональная экология. 10-11 класс. – Екатеринбург, Сократ, 2000.
5. Журналы «Биология в школе»:
- № 7/2000, стр. 17;
- № 1/2001, стр. 19;
- № 2/2001, стр. 25;
- № 4/2001, стр. 5;
- № 5/2001, стр. 5;
- № 7/2002, стр. 21-24, 31;
- № 3/2004, стр. 8-9.