Тема интегрированного занятия: Физиологический аспект изучения звуков речи в сопоставлении с элементами других аспектов.
Дисциплины: современный русский язык, возрастная анатомия, физиология, гигиена.
Форма занятия: семинар – практикум.
Педагогические цели и задачи:
I. Образовательные:
А. По современному русскому языку:
- дать общую характеристику аспектов изучения звуков речи;
- рассмотреть артикуляционный аспект в сопоставлении с элементами других аспектов (акустического, функционального);
- уяснить основы характеристики звуков речи;
- дать артикуляционную характеристику согласных.
Б. По возрастной анатомии, физиологии, гигиене:
- изучить анатомо-физиологические особенности органов дыхания и дыхательной системы в целом;
- установить взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания;
- выявить половозрастные морфофункциональные особенности органов дыхания;
- осмыслить гигиенические мероприятия для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов на состояние дыхательной системы.
II. Развивающие:
- развивать связную речь путем составления развернутых монологических высказываний на научную тему;
- способствовать развитию приемов умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения);
- совершенствовать умение применять исследовательские методы в практической деятельности;
- способствовать становлению методического мастерства.
III. Воспитательные:
- формировать устойчивый познавательный интерес к изучению фонетики через интеграцию лингвистических и естественнонаучных знаний, умений и навыков;
- воспитывать самостоятельность и стремление к самосовершенствованию.
План:
Этапы занятия | Методы и приемы на каждом этапе | Расчет времени |
Аспекты изучения звуков речи | Слово преподавателя, целеполагание, введение эпиграфа, работа с раздаточным материалом (восстановление схемы) | 11' |
Взаимосвязь строения и функций речевого аппарата | Слово преподавателя, работа со схемой | 5' |
Первый этап механизма фонации – подготовка к выдоху | Выступление 1 группы: развернутый монологический ответ, отчет о проведении микроисследования, слово преподавателя, беседа | 14' |
Понятие фонации. Функциональная анатомия гортани. | Выступление 2 группы: развернутый монологический ответ, отчет о проведении микроисследования, слово преподавателя, беседа | 14' |
Понятие артикуляции. Функциональная анатомия «голосового тракта». | Выступление 3 группы: развернутый монологический ответ, отчет о проведении микроисследования, слово преподавателя, беседа | 14' |
Корковая координация процессов речи, элементы центрального речевого аппарата. | Выступление 4 группы: развернутый монологический ответ, отчет о проведении микроисследования, слово преподавателя, беседа | 14' |
Обобщение. | Ответы на вопросы проблемного характера, выполнение теста – дополнения. | 15' |
Подведение итогов, домашнее задание | Слово преподавателя, беседа | 3' |
В течение занятия работа каждого из студентов контролируется с помощью теста-дополнения <Приложение 1>.
Отметка каждого из студентов, полученная в ходе семинара-практикума, складывается из следующих оценочных элементов: 1 балл – за активное участие во внеаудиторной самостоятельной работе; 1 балл – за выступление на семинаре; 1 балл – за подготовку наглядных материалов; 1 балл – за правильно выполненный тест-дополнение; 1 балл – за индивидуальную работу на этапе обобщения.
Ход занятия:
ПРЯ (преподаватель русского языка): «Священное уменье говорить, Произносить слова и строить фразы, Как просто это: стоит рот открыть – И чудо слова возникает сразу», – сказал поэт Е. Винокуров, а наша с вами цель сегодня – выяснить природу этого чуда, подробно рассмотреть физиологический аспект изучения звуков речи в сопоставлении с элементами других аспектов. Это важно для будущего учителя русского языка, т.к. школьная программа предусматривает изучение широкого круга явлений фонетики. В различных учебниках для 5 класса даются основные сведения по следующим, например, вопросам: звуки речи и их роль; органы речи (активные и пассивные), их работа; голос и шум; образование звуков речи; гласные и согласные, их различие по образованию и звучанию и многие другие. Это требует от учителя русского языка глубоких знаний, понимания сущности явлений и связей между ними, свободного владения материалом.
Дадим общую характеристику аспектов изучения звуков речи. Ваша задача – внимательно слушать сообщение и одновременно работать со схемой <Приложение 2>, в которой нужно восстановить недостающие звенья, вписав названия трех основных аспектов изучения звуков речи.
Звуки речи – простейшие элементы фонетической системы языка. Но при всей элементарности это очень сложное, многогранное и многоаспектное явление, поэтому возможны и даже необходимы разные подходы к звукам речи, разные аспекты их изучения. Прежде всего, звуки речи следует изучать с точки зрения их роли и функций в общей системе языка. Это функциональный, собственно лингвистический аспект изучения звуков речи, который называется также фонологическим. Звуки речи обладают определенными физическими качествами и в этом отношении встают в один ряд с такими явлениями, как шелест листьев, мелодия скрипки, грохот трамвая. Звуки надо изучать и с этой, т.е. акустической, шире – физической точки зрения. Наконец, звуки речи создаются специальной работой органов речи, и изучение их со стороны образования составляет артикуляционный, шире – физиологический аспект.
Все три аспекта тесно связаны друг с другом, т.к. звуки речи определенным образом функционируют и функционально различаются в языке потому, что они обладают определенными акустическими качествами, а это, в свою очередь, обусловлено различиями в их образовании. В основе физиологической деятельности лежит работа центральной нервной системы, которую нередко причисляют поэтому к органам речи. Но и работа ЦНС сама по себе не начало собственно языковой деятельности, в основе которой лежит знание языка, умение им пользоваться и потребность в языковом общении. Только владение языком и потребность в коммуникации приводят в движение весь сложный механизм речевой деятельности человека, в частности и образования звуков речи.
Проверим результат вашей работы со схемой <Приложение 2>.
Таким образом, всё не собственно языковое, не социальное: физическое, физиологическое, психологическое как регулятор физиологического – это звенья в цепи речевых явлений, а начало и конец в этой цепи имеют собственно языковую, а поэтому и социальную природу – это сам язык, знание языка, владение им.
ПВАФ (преподаватель возрастной анатомии и физиологии):
Рассмотрим взаимосвязь строения и функций речевого аппарата человека, используя схему <Приложение 3>.
Далее каждая из 4 творческих групп студентов представляет отчет о своей внеаудиторной самостоятельной работе, проведенной в соответствии с инструкциями, оформленными в виде листов-заданий.
1 группа
Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Первый этап механизма фонации - подготовка к выдоху». Продумайте наглядность. При ответе следуйте рекомендациям:
1) Как называется механизм формирования голоса?
2) Где локализован процесс формирования голоса?
3) Какие условия требуются для формирования голоса?
4) На какой главный вопрос должна ответить ваша группа?
5) Рассмотрите механизм вдоха-выдоха. Каково участие инспираторных и экспираторных мышц?
6) Какой этап - вдох или выдох - считается основным для голосообразования? Этот этап активный или пассивный?
7) Подумайте, от чего зависит предголосовое давление? Какая зависимость прослеживается между величиной предголосового давления и силой звука при формировании голоса?
2. Проведите микроисследование по определению жизненной ёмкости лёгких (ЖЁЛ).
Задание: исследование взаимосвязи ЖЁЛ и профессиональных особенностей филологов.
Цель: установить взаимосвязь профессиональных качеств учителя словесности и показателей ЖЁЛ.
Оборудование: спирометр, секундомер.
Материалы: скороговорки, требующие наибольшей задержки вдоха.
Ход работы:
1) Испытуемый, в положении стоя, после обычного вдоха зажимает нос и проговаривает «бесконечную» скороговорку. Экспериментатор фиксирует время работы и выключает секундомер, когда испытуемый делает вынужденный вдох. Результат эксперимента записывают в таблицу.
2) Испытуемый делает глубокий вдох, зажимает нос и повторяет эксперимент. Экспериментатор аналогично фиксирует время работы и выключает секундомер, когда испытуемый делает вынужденный вдох. Результаты эксперимента записываются в таблицу:
Испытуемый | Время после обычного вдоха | Время после глубокого вдоха | ЖЁЛф | ЖЁЛд | ЖИ |
1. 2. 3. |
|
|
|
|
|
3) Определите ЖЁЛф, ЖЁЛд, ЖИ по соответствующим методикам. Результаты впишите в таблицу.
Форма отчётности: Результаты эксперимента представьте графически по образцу:
4) Проанализируйте результаты исследования. Сформулируйте обнаруженную закономерность. Сделайте вывод.
Сделайте вывод по всей работе над заданием. Какие же факторы влияют на силу звука, т.е. на амплитуду звуковой волны?
ПРЯ: Работа легких используется при образовании всех звуков речи, но она различна для отдельных их групп; например, поток воздуха для согласных сильнее, чем для гласных. Однако классификации звуков по работе легких нет, так как зависимость характера звуков от работы легких перекрывается более отчетливой зависимостью от работы других органов речи.
2 группа
1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Понятие фонации. Функциональная анатомия гортани». Продумайте наглядность. Адаптируйте материал для школы. При ответе следуйте рекомендациям:
1) Как называется механизм формирования голоса?
2) Где локализован процесс формирования голоса?
3) Какие условия требуются для формирования голоса?
4) На какой главный вопрос должна ответить ваша группа?
5) Какова взаимосвязь строения и функций элементов гортани? Укажите топографические особенности гортани, основные гортанные хрящи, гортанные суставы и мускулатуру.
6) В чём суть механизма фонации? Какова его физическая основа?
7) Подумайте, что же создаёт слышимый звук - голос? Посредством чего мышцы гортани изменяют частоту звука при формировании голоса?
2. Проведите микроисследование колебательных свойств голосовых связок.
Задание: Исследование зависимости анатомических различий гортани и колебательных свойств голосовых связок.
Цель: Установить зависимость колебательных свойств голосовых связок от половозрастных особенностей гортани и индивидуальных особенностей человека.
Оборудование: осциллограф, микрофон, магнитофон, калька. Объекты исследования: ребёнок, мужчина, женщина.
Ход работы:
1) Микрофон подключают к осциллографу. Испытуемого просят в микрофон произнести звук «а-а-а» умеренной силы. В это время экспериментатор накладывает на экран осциллографа прозрачную плёнку и обводит изображение синусоиды. Полученное на плёнке изображение обязательно подписывают, указывая возраст и пол испытуемого. Исследуют колебательные свойства голосовых связок поочерёдно у ребёнка, у взрослых людей разного пола.
2) Одному испытуемому предлагают повторить эксперимент, при этом просят его произвольно менять напряжение голосовых связок. Аналогично экспериментатор фиксирует на плёнке изображение меняющейся синусоиды.
Форма отчётности: Результаты эксперимента представьте в виде таблицы и графически по образцу:
№ испытуемого, пол, возраст |
График |
Частота колебаний в единицу времени |
Эксперимент 1. № 1 ребёнок 7 лет №2 муж. 17 лет № 3 жен. 17 лет Эксперимент 2. |
|
3) Проанализируйте результаты исследования. Сформулируйте обнаруженную закономерность. Сделайте вывод о высоте голоса испытуемого, сравнив результаты со стандартными значениями.
Сделайте вывод по всей работе над заданием. Какие же факторы влияют на частоту открывания - закрывания голосовых связок в единицу времени?
ПРЯ: Голос, выработанный голосовыми связками, используется в образовании гласных, сонорных и шумных звонких согласных, но это еще не звуки речи, а только материал для них, из которого звуки создаются другими органами речи. При отсутствии голоса звуки целиком создаются работой других органов речи.
3 группа
1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Понятие артикуляции. Функциональная анатомия «голосового тракта». Продумайте наглядность. Адаптируйте материал для школы. При ответе следуйте рекомендациям:
1) Что такое артикуляция?
2) Где локализован этот процесс?
3) Какова взаимосвязь строения и функций элементов «голосового тракта»? Какие элементы являются активными, а какие пассивными? Почему?
4) В чём суть механизма артикуляции? Какова его физическая основа?
5) Из-за чего возникает слышимый звук речи? Что именно определяет фонемную структуру звука?
6) За счёт чего при артикуляции формируются гласные и согласные звуки?
2. Проведите микроисследование.
Задание: артикуляционная характеристика согласных.
Цель: охарактеризовать согласные звуки по месту образования; по способу образования на основе схематичных рисунков.
Материалы: схематические изображения положений органов речи при артикуляции согласных <Приложение 4>.
Ход работы:
часть 1:
1) рассмотрите схематические изображения;
2) установите на каждом рисунке взаимное расположение элементов «голосового тракта», т.е. опишите специфичную конфигурацию ротовой полости;
3) в случае необходимости сымитируйте соответствующую конфигур ацию;
4) выберите верный вариант ответа.
часть 2:
1) соотнесите схематические изображения с элементами «голосового тракта» и установите характер преграды на пути воздушной струи;
2) в случае необходимости сымитируйте соответствующую конфигурацию;
3) выберите верный вариант ответа.
Форма отчётности: ответы в виде кода.
Сделайте вывод по всей работе над заданием. Что определяет специфику каждого отдельного звука речи?
ПРЯ: Итак, активные органы «голосового тракта» (губы и язык) артикулируют по отношению к пассивным (зубам и небу), сближаясь или смыкаясь с ними, чем 1) изменяют объем и форму ротовой полости, 2) создают различные преграды на пути потока выдыхаемого воздуха. В первом случае изменяется конфигурация ротовой полости как резонатора; во втором случае в результате преодоления потоком воздуха преград возникают шумы, которые используются при образовании всех согласных, с голосом или без него, в наибольшей степени определяя специфику каждого отдельного согласного звука, которые классифицируются по месту образования шума. Таким образом, в полости рта окончательно формируются все звуки речи: гласные приобретают характерный для каждого из них тембр, согласные – характерный для каждого из них шум.
4 группа
1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Корковая координация процессов речи, элементы центрального речевого аппарата» Продумайте наглядность. При ответе следуйте рекомендациям:
1) Что подразумевают под центральным речевым аппаратом?
2) У какого полушария головного мозга преобладают речевые функции?
3) Вблизи каких корковых извилин локализованы центры речи?
4) Где расположены центры управления голосовыми мышцами?
5) В чём суть теоретической модели речи Вернике-Гешвинда?
6) Каковы этапы нейронной обработки информации при назывании увиденного предмета?
7) Каковы этапы нейронной обработки информации при получении человеком звукового сигнала, требующего речевого ответа?
2. Проведите микроисследование текста «Нейрофизиологические аспекты речи». // Физиология человека: в 3-х томах. Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. - М., «Мир», 1996, с. 155.
Задание: теоретическое исследование проблемы «Нарушения речи».
Цель: теоретически исследовать нейрофизиологические причины нарушения речи.
Материалы: текст «Нейрофизиологические аспекты речи».
1) Прочитайте предложенный текст и выберите информацию, касающуюся проблемы нарушения речи.
2) Выделите в изучаемом материале основные, на ваш взгляд, понятия и укажите их суть.
3) Соотнесите частные факты с выделенными понятиями.
4) Отразите содержание вопроса о нарушениях речи графически - в виде схемы, таблицы или опорного конспекта.
5) Проанализируйте результаты исследования, указав какой же центр, Вернике или Брока, является первичным. Сделайте вывод.
Форма отчётности: результат работы представляется в виде схемы, таблицы или опорного конспекта – на выбор.
Сделайте вывод по всей работе над заданием. В чём сущность тонкой координации процесса речеобразования?
После выступления творческих групп студентов с отчётами о проделанной работе организуется этап обобщения.
ПРЯ: применим полученную информацию на новом уровне:
- В чем вы видите физиологический смысл пословицы «Сказанное слово в кадык назад не ворочается»? (Причина: однонаправленный поток воздушной струи)
- Права ли русская поговорка «Язык без костей», если рассмотреть ее с точки зрения физиологии? (Нет. В движении языка принимает участие подъязычная кость, соединенная с ним посредством других мышц)
- Какой физиологический механизм лежит в основе пословицы «Как вымолвить не хочется, так и язык не ворочается»? (Артикуляция. Контроль за артикуляцией осуществляет центральный речевой аппарат)
- Какие этапы нейронной обработки информации отражены в пословице «Язык один – ушей пара; раз скажи – два слушай»? (В процессе формирования речи важная роль отводится обратной слуховой афферентации, этапами которой являются: 1. Слуховая обработка информации. 2. Подбор слов в центре Вернике. 3. Формирование речи в центре Брока. 4. Артикуляция в двигательной зоне).
ПВАФ: ответим ещё на ряд вопросов проблемного характера:
- Почему шёпот является доказательством независимости друг от друга процессов фонации и артикуляции? (При шепоте голосовые связи не вибрируют, следовательно, нет фонации. Воздух проходит через треугольное отверстие и вызывает шум, который используется для артикуляции и речи)
- Как с точки зрения физиологии объяснить, что у заядлых курильщиков меняется голос? (Причина: изменение клеточной структуры голосовых связок и снижение их эластичности)
- Почему глухие с рождения никогда не научатся говорить, а тугоухие должны начать пользоваться слуховым аппаратом до 1,5 лет? (Центр слуха и центр речи Вернике находятся в анатомической близости. Без слуховой обработки информации иррадиация возбуждения в центре Вернике не возможна, следовательно, невозможен подбор слов. С возрастом способность нейронов устанавливать контакт с другими нейронами снижается. Если взаимодействие в раннем возрасте между центром слуха и центром речи не произошло, то ребенок обречен)
Далее преподаватели современного русского языка и возрастной физиологии, анатомии и гигиены подводят итоги занятия, организуют этап рефлексии, берут на проверку выполненный каждым студентом тест-дополнение, задают домашнее задание.