Создание условий для развития глобального мышления школьников на уроках биологии

Разделы: Биология, Экология


В наши дни, когда масштаб научно-технического прогресса достиг беспрецедентных размеров, возникли проблемы, которые стали угрожать самому существованию человечества. Таковы, например, угрозы ядерной катастрофы, социально-экономические кризисы, экологические последствия техногенной нагрузки на природу.

В условиях развития современной школы задача формирования глобального мышления приобретает особую актуальность. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что проблемы экологии, проблемы гармонии Человека и окружающей среды - самые насущные проблемы настоящего и будущего. Экология, как отдельный предмет, не изучается в нашей школе, а предполагается его интегрированное изучение с предметами естественно-научного цикла. Поэтому, новые подходы к экологическому образованию требуют воспитания человека, осознавшего себя частью Вселенной, ощутившего свою неразрывную связь с природой, психологически готового к экологически целесообразной деятельности в любой сфере антропогенной активности.

Современная школа существует в быстро меняющемся, но взаимосвязанном мире, она призвана воспитывать у учащихся новое, целостное видение этого мира и место человека в нём. А также воспитывать чувство причастности школьников к жизни планеты Земля, нашего общего дома, установление гармоничных отношений человека с природой и самим собой.

Для создания условий формирования ответственного отношения к природе и развития основ глобального мышления на уроках биологии выделяем следующие блоки:

  • знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов;
  • осознание единства в системе “Человек-Природа”;
  • деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем;
  • эмоционально-эстетическое восприятие природы, художественные образы её выражения и отношение человека к ней.

Таким образом, экологическое образование и воспитание в общеобразовательной школе сегодня заключается в обеспечении преемственности экологического просвещения школьников по естественно–научным предметам, предоставлении им возможности приобретать и накапливать практический опыт освоения и охраны окружающей среды. На наш взгляд, этот процесс строится на основе глобального национального и локального подхода, с учётом единства интеллектуального и эмоционального восприятия среды и практической деятельности по её защите. Учебный процесс во многом обуславливается спецификой школы: национальная культурологическая с востоковедческим направлением. В этой связи в процессе обучения возникает необходимость формировать у учащихся такой способ миропонимания, когда мир предстаёт как единое целое. С такой целью был разработан и реализуется на практике проект “Развитие глобального мышления у школьников на уроках биологии”. Идеи проекта реализуются через логику и содержание учебных курсов, педагогические технологии, коммуникационную сферу, эстетическое оформление жизненного пространства школы и многое другое. Всё это и образует семантическое поле, оказывающее влияние на различные структуры сознания учащихся.

Д.С.Лихачёв отмечал, что “человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения всей жизни на Земле. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе гражданина мира… Перелом в мышлении людей, понимание глобальных задач выживания, осознание неотложной необходимости покончить с потребительским отношением к миру и природе могут произойти не сразу, … и это большое дело должна начать школа ” .

Именно эта философия лежит в основе нашего проекта. Школа живёт в эпоху перемен. Школа всё больше ощущает чувство причастности к жизни всей планеты. Школа – это место, где мы творим будущее каждого ребёнка, нашей Родины, Планеты. Именно она призвана воспитать у учащихся новое, целостное видение этого мира. Школа учит детей проводить поисковую, исследовательскую работу по изучению своего края, вносить свой конкретный вклад в улучшение экологической ситуации в регионе, жить в согласии с природой помогая ей.

В поисках постижения экологических проблем детьми через их творчество и с целью пропаганды деятельности школьного методического центра, ориентированного на осмысление экологических проблем, проводится большая работа по изучению и защите природы как одного из компонентов экологического воспитания. Это выражается в конкретных практических делах, в изыскательской и опытнической деятельности, в массовых компаниях, акциях и походах, в тематических Днях и конкурсах. Работы учащихся представляются на различные конкурса среди общеобразовательных учреждений, такие как “Дни защиты от экологической опасности” (окружного масштаба), экологический фестиваль “Экология. Творчество. Дети. ” (всероссийского масштаба), марафон “Заповедная волна” (регионального масштаба), конкурс на лучший экологический проект “Памятникам природы – надёжную защиту” (всероссийского масштаба), конкурс “Места заповедные” (областного масштаба), научно-практическая конференция “Глобальные проблемы человечества” (внутришкольная). Лучшие работы награждены грамотами, призами, денежной премией, а работа учителей школьного учебно-воспитательного центра “Экология и труд” дважды отмечена Дипломом лауреата Всероссийского экологического фестиваля “Экология. Творчество. Дети ”.