Тип – урок-путешествие.
Форма – закрепление пройденного материала и изучение нового.
Цели урока для учителя.
- Закрепить знания о строение корневой системы, изучить клеточное строение и функции корня.
- Развить логическое мышление, закрепить навыки работы с книгой.
- Развить коммуникативное общение, умение оценивать свои успехи и успехи других учащихся.
Цели урока для учащихся.
- Знать клеточное строение корня и его функции.
- Уметь определять ткани корня растения.
Оборудование.
- таблицы “Зоны корня”, таблицы с разными видами тканей,
- “Карта путешествия по корневой системе”,
- микроскопы с готовыми препаратами тканей растений,
- “Схема основных тканей растений”,
- оценочные листы на каждой парте,
- алгоритмы заполнения таблицы,
- карточками с заданиями по новому материалу,
- тесты для проверки полученных знаний,
- гербарии растений.
Рисунок 1. Карта “Путешествие по корневой системе”
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие
2. Сообщение цели урока
Учитель. Ребята, согласны ли вы провести урок в форме путешествия? Ведь любое путешествие – это познание нового и интересного. Мы с вами уже знаем немного о корне. Ведь знания помогают нам правильно выращивать растения. Каждому из нас приходится заниматься растениями, и каждый должен знать, что сила растения кроется в корне. Имея ещё более глубокие знания о корне, мы сможем более эффективно ухаживать за ними. Что мы ещё недостаточно хорошо знаем о корне? Какие новые сведения о корне мы можем получить на уроке?
(Эту часть можно провести в форме беседы. Учитель должен подвести детей к цели урока, чтобы цель назвали сами учащиеся).
3. Основная часть урока
Запись в тетради темы урока.
Учитель. Узнать больше о корне мы сможем, отправившись в путешествие при помощи карты “Путешествие по корневой системе (смотри рисунок 1).
На всем пути вам будут встречаться различные препятствия, вам необходимо их преодолеть и набрать как можно больше баллов, чтобы получить звание “Великого путешественника по корневой системе”. Правильно оценить свою работу и работу твоих товарищей поможет оценочный лист (смотри приложение 1).
1 этап. Путешествие по корневой системе определенного растения.
Учащиеся выполняют лабораторную работу “Стержневая и мочковатая корневая системы”. По гербарию определяют тип и особенности корневой системы, данные заносят в таблицу [1, с. 91].
Таблица №1. Стержневая и мочковатая корневая системы.
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы |
Одуванчик лекарственный | Стержневая корневая система | Хорошо виден главный корень |
Слабые учащиеся получают гербарии знакомых растений, сильные – гербарии растений, не произрастающих в данной местности.
Выполнение – 3-5 мин. Учащиеся проверяют выполнение работы у соседа по парте и выставляют оценку при помощи оценочного листа
Учитель. Кто желает поделиться своими впечатлениями? (Ответ одного учащегося по определению типа корневой системы).
Привал.
Учитель. Для дальнейшего путешествия нам необходимо отдохнуть, сделать привал. На привале мы вспомним интересные данные о тканях, которые нам понадобятся для дальнейшего путешествия.
Учащиеся слушают сообщение ученика “Ткани растения”.
Учитель. Итак, что такое ткань? Как вы думаете, какие ткани мы не встретим в корне?
Учащиеся дают определение “ткани”, говорят, что в корне нельзя встретить фотосинтезирующую ткань.
Учитель. Молодцы! Можно смело отправляться в путь. Не забывайте оценивать свою работу.
2 этап. Путешествие внутри корня.
Учитель. Сейчас мы спустимся вниз по корню. Как вы думаете, одинаковые ли клетки в корне встречаются нам на пути? Изучим их. Для того, чтобы быстрее получить необходимую и интересную информацию, мы разделимся на группы. Каждая группа будет изучать свой участок корня, его ткани и функции. Вам также предлагается посмотреть препараты тканей растений, выяснить их строение.
- 1 группа (сильные учащиеся), изучают зоны корневого чехлика, деления и растяжения [1, с. 92-93].
- 2 группа (средние по способностям учащиеся), изучают зону всасывания [1, с. 93-94].
- 3 группа (средние по способностям учащиеся), изучают зону проведения [1, с. 94-95].
- 4 группа (слабые по способностям учащиеся), расшифровывают слова. Необходимо вставить пропущенные гласные буквы в слова данной темы при помощи учебника (смотри приложение 2).
Данные заносятся в таблицу.
Таблица №2. Клеточное строение корня
Зоны корня |
Ткани |
Особенности строения клеток |
Функции |
1. Корневой чехлик | Покровная | Клетки мелкие с толстой оболочкой | Защита от повреждения |
2. Зона деления | Образовательная | Клетки мелкие с тонкой оболочкой | Рост корня |
3. Зона растяжения | Образовательная | Вытянутые клетки с тонкой оболочкой | Рост корня |
4. Зона всасывания | Всасывающая | Корневой волосок | Всасывание растворенных веществ |
5. Зона проведения | Проводящая | Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки) | Перемещение веществ |
Все зоны | Механическая | Клетки с толстой оболочкой | Опора органа |
2 и 3 группа получают алгоритм заполнения таблицы (смотри приложение 3).
Выполнение – 10 мин.
Учитель. Все справились со своим заданием. Сейчас нам необходимо собрать данные о клеточном строении корня в единую картину, также вам необходимо оценить каждого учащегося своей группы. (Выступление одного человека от группы).
Учитель. Хорошо! Прекрасно справились и с этим задание. Мы исследовали клеточное строение корня, можно возвращаться назад, но корень не хочет выпускать нас. Мы должны выполнить его условия – ответить на его вопросы.
3 этап. Привал. Закрепление изученного материала.
Учитель. Перед выполнением необходимо устроить привал, собраться с силами, мыслями. Попробуем вместе ответить на несколько вопросов. Не забывайте оценивать свою работу.
Вопросы для закрепления нового материала.
- Сколько всего зон имеет корень? Назовите их.
- Сколько разных видов тканей входит в состав корня? Назовите и покажите по таблице.
- Дайте определение ткани. Каких тканей нет в корне?
- Почему растения при пересадке болеют?
- У семени фасоли, которое проращивалось на свету, части побега вскоре стали зелеными, корень сохранил свою первоначальную окраску. Почему так произошло? Выскажите свои предположения.
Учитель. Все собрались с мыслями, силами для преодоления последнего препятствия? Хорошо! Сейчас каждый попытается ответить на вопросы корня.
4 этап. Выполнение бланкового теста по двум дифференцированным вариантам.
(Время выполнения 6 мин, смотри приложение 4).
Самопроверка теста при помощи таблицы ответов (смотри приложение 5).
4. Подведение итогов
Вот и закончилось наше путешествие. Что мы узнали?
- Корень имеет несколько зон, выполняющих несколько функций.
- Функции корня зависят от клеток корня.
Сейчас подсчитайте, пожалуйста, общее количество баллов.
У кого получилось 20 баллов? Молодцы, вам присваивается звание “Великий путешественник по корневой системе”. Вы будете нашими проводниками в следующих путешествиях по корневой системе, корню.
Теперь найдем свою оценку за урок (количество баллов разделите на четыре).
5. Домашнее задание
Учитель. Вам просто необходимо поделиться своими впечатлениями о путешествии. Свои впечатления вы можете отобразить в кроссворде, синквейне, рисунках, можно подобрать пословицы, загадки о корне.
Литература
- Пасечник В.В. Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 1997.