Эти забавные животные. Внеклассное мероприятие

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Цель мероприятия:

  • Расширить кругозор учащихся по биологии;
  • Повысить мотивацию учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла;
  • Развивать умение сравнивать, обобщать, обсуждать проблему, работать в заданном темпе;
  • Учить умению работать в коллективе;
  • Показать эффективность проведения мероприятия с использованием компьютерных технологий.

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово учителя:

II. Представление команд (перед началом мероприятия члены команд готовят в Microsoft Power Point презентацию своей команды)

III. Конкурсная программа:

Конкурс “ Эрудит” ( на слайде портреты ученых)

Вопросы:

  1. Древнегреческий философ и ученый энциклопедист. В своих сочинениях привел много разных сведений о животном мире. / Аристотель/
  2. Создал учение о высшей нервной деятельности. Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. / И.П.Павлов/
  3. Предложил теорию иммунитета. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов. / И.И. Мечников /
  4. Основоположник научной микроскопии. Впервые наблюдал простейших. / Антон Ван Левенгук/
  5. Впервые последовательно применил бинарную номенклатуру и построил наиболее удачную искусственную классификацию растений и животных. / К. Линней/

Слайд “ Удивительные животные”. На слайде видеофрагменты с изображениями животных – медуза, кошка, осьминог, синий кит, эвглена.

Вопросы:

  1. Эти животные достигают 200, а порой и 450 кг. Растут очень медленно и принадлежат Давно заметили, что эти животные чувствуют приближение шторма задолго до его начала. Слуховая полость этих животных может то сжиматься, то разжиматься, настраивая свой резонанс с голосом моря. Пользуясь подсказкой природы, ученые сделали электронный аппарат – вестник шторма. Он помогает узнавать о приближении шторма за 12 часов./ Медуза/
  2. В Египте это животное было известно за несколько тысячелетий до нашей эры и было там предметом религиозного почитания.
  3. Ночная жизнь, привязанность к домашнему очагу, загадочный свет исходивший из ее глаз сделали ее гением – хранителем домашнего очага./ Кошка/

  4. Невыцветающие рукописи древних были написаны при помощи этих животных./Осьминог, каракатица/
  5. Масса сердца этого животного равна 700 кг, длина кишечника более четверти километра, объем желудка- -3000 литра./ Синий кит/
  6. Этот организм может служить индикатором степени биологической очистки воды. /Эвглена/

Слайд “Науки”. На слайде представлены науки. Учитель формулирует вопросы, команды должны поднять соответствующий номер.

Вопросы:

  1. ИХТИОЛОГИЯ (от греч. ichthys — рыба и ...логия), раздел зоологии, изучающий рыб и круглоротых. Ихтиология — основа рационального рыболовства и рыбоводства.
  2. БИОНИКА, изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов, механизмов, систем и совершенствования существующих. Перспективные направления: изучение нервной системы человека и животных, органов чувств, принципов навигации, ориентации и локации, используемых животными, для совершенствования вычислительной техники, разработки новых датчиков и систем обнаружения и т. д.
  3. ЭНТОМОЛОГИЯ (от греч. entoma — насекомые и ...логия), раздел зоологии, изучающий насекомых. Основные разделы энтомологии: общая, медицинская, ветеринарная, сельскохозяйственная, лесная.
  4. ТЕРИОЛОГИЯ (от греч. therion — зверь и ...логия), (маммалиология, маммалогия).Раздел зоологии, изучающий млекопитающих.
  5. ОРНИТОЛОГИЯ (от греч. ornis, род. п. ornithos — птица и ...логия), раздел зоологии, изучающий птиц.

Слайд “ Звуки природы” ( на слайде под номерами зашифрованы звуки животных: крокодил, гагара, гусь, дельфин, сова, петух, свинья, овца)

Слайд “ Конкурс капитанов”. Капитанам предлагается на время решить викторину, представленную в электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия в серии “Животный и растительный мир”, “ Наука и техника”

Слайд “Конкурс болельщиков” (болельщикам предлагается решить ряд тестов, если команда болельщиков правильно ответит и правильно соединит цифры – появится животное)

1. Туловище млекопитающих высоко поднято над землей благодаря:
а) удлиненным костям конечностей (1–6–7–15);
б) расположению ног под туловищем (1–4–6–2);
в) большему, чем у пресмыкающихся, числу отделов в конечностях (1–4–7–2).

2. Ушные раковины имеют:

а) все млекопитающие (18–10–24–21);
б) все млекопитающие, за исключением постоянных обитателей морей и океанов (18–5–21–24);
в) все млекопитающие, за исключением видов, ведущих водный и подземный образ жизни (18–21–24–18).

3. Глаза у млекопитающих:

а) имеют веки с ресницами (11–12–23–8–16);
б) не имеют ресниц (11–12–8–9–16);
в) не имеют век (11–12–23–16–8).

4. Живорождение развито:

а) у всех млекопитающих (20–22–17–13);
б) у всех млекопитающих, за исключением однопроходных (20–22–13–17);
в) у всех млекопитающих, за исключением сумчатых (20–22–17–18).

5. Вороньи кости в поясе передних конечностей сохранились у:

а) однопроходных (11–3–10–14);
б) однопроходных и сумчатых (11–3–14–10);
в) однопроходных, сумчатых и рукокрылых (11–10–14–3).

6. Длина шеи млекопитающих, например жирафа и слона, связана с:

а) разной длиной тел шейных позвонков (2–15–19–20);
б) разным количеством шейных позвонков (2–15–20–19);
в) разным количеством и разной длиной тел шейных позвонков (20–2–15–19).

7. Собственно желудком в сложном желудке млекопитающих является:

а) рубец (14–5–10–18);
б) сетка (5–14–12–17);
в) книжка (14–17–5–18);
г) сычуг (14–5–18–17).

8. Зубы в ячейках челюстных костей находятся у:

а) всех млекопитающих, которые их имеют (1–7–9–16);
б) всех млекопитающих, за исключением сумчатых (1–7–16–9);
в) всех млекопитающих, за исключением сумчатых и насекомоядных (1–9–16–7).

Слайд “ Угадай животное” ( представителям команд, сидящим за ПК, предлагается, работая в программе NetMeeting и слушая наводящие определения учителя, догадаться о каком животном идет речь и пошагово зарисовать его. На общем экране через проектор выводится изображение и команды видят работу своих команд.

Вопросы:

  1. Животное
  2. Испускают локационные сигналы в виде коротких ультразвуковых импульсов частотой 20-120 кГц и продолжительностью 0,2-100мс.
  3. Некоторые – переносчики возбудителей инфекционных заболеваний.
  4. Подотряд млекопитающих отряда рукокрылых.
  5. Умеет летать.
  6. Родственники домашним грызунам.

Слайд “ Угадай мелодию” (на слайде под номерами зашифрованы мелодии песен, участники команд на скорость должны узнать песню, пропеть несколько строк и объяснить о каких физических, химических или биологических явлениях идет речь в песне)

Мелодии : “ Золотое сердце”, “33 коровы”, “4 таракана и сверчок”, “Черный кот”, “ Волшебник недоучка”, “ Улыбка ”, “ Лесной олень”

Слайд “ Гороскоп”. Командам предлагается вопрос, в котором зашифрован год. Участники команд при ответе должны подать сигнал “голосом” животного этого года.

1. 1900 / Крыса/.Открыты группы крови.

2. 1957 /Петух/ Запущен 2 искусственный спутник с собакой на борту.

3. 1961 /Бык/ Начато клонирование Животных.

4.1967 / Коза/ .В этом году родился ваш преподаватель зоологии.

5. 1989 /Змея/ В этом году родились ваши капитаны

6. 1909 /Петух/ . В этом году 300лет назад был изготовлен первый микроскоп.

7.1924. /Крыса/ Опубликована естественно научная теория Опарина происхождения жизни на Земле.

8. 1904 / Дракон/ Иван Петрович Павлов получил нобелевскую премию за труды по физиологии пищеварения.

9. 1931 /Коза/ Сконструирован электронный микроскоп

10. 1908 /Обезьяна/ И.И. Мечников получил нобелевскую премию за труды по иммунитету.

Литература

  1. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия ;
  2. Большаков А.П. Биология . занимательные тесты и факты.- СПб.: ИД “ МиМ”, 1998.
  3. Справочник необходимых знаний. – М.: “ РИПОЛ КЛАССИК”,2002.