Цель мероприятия:
- Расширить кругозор учащихся по биологии;
- Повысить мотивацию учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла;
- Развивать умение сравнивать, обобщать, обсуждать проблему, работать в заданном темпе;
- Учить умению работать в коллективе;
- Показать эффективность проведения мероприятия с использованием компьютерных технологий.
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово учителя:
II. Представление команд (перед началом мероприятия члены команд готовят в Microsoft Power Point презентацию своей команды)
III. Конкурсная программа:
Конкурс “ Эрудит” ( на слайде портреты ученых)
Вопросы:
- Древнегреческий философ и ученый энциклопедист. В своих сочинениях привел много разных сведений о животном мире. / Аристотель/
- Создал учение о высшей нервной деятельности. Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. / И.П.Павлов/
- Предложил теорию иммунитета. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов. / И.И. Мечников /
- Основоположник научной микроскопии. Впервые наблюдал простейших. / Антон Ван Левенгук/
- Впервые последовательно применил бинарную номенклатуру и построил наиболее удачную искусственную классификацию растений и животных. / К. Линней/
Слайд “ Удивительные животные”. На слайде видеофрагменты с изображениями животных – медуза, кошка, осьминог, синий кит, эвглена.
Вопросы:
- Эти животные достигают 200, а порой и 450 кг. Растут очень медленно и принадлежат Давно заметили, что эти животные чувствуют приближение шторма задолго до его начала. Слуховая полость этих животных может то сжиматься, то разжиматься, настраивая свой резонанс с голосом моря. Пользуясь подсказкой природы, ученые сделали электронный аппарат – вестник шторма. Он помогает узнавать о приближении шторма за 12 часов./ Медуза/
- В Египте это животное было известно за несколько тысячелетий до нашей эры и было там предметом религиозного почитания.
- Невыцветающие рукописи древних были написаны при помощи этих животных./Осьминог, каракатица/
- Масса сердца этого животного равна 700 кг, длина кишечника более четверти километра, объем желудка- -3000 литра./ Синий кит/
- Этот организм может служить индикатором степени биологической очистки воды. /Эвглена/
Ночная жизнь, привязанность к домашнему очагу, загадочный свет исходивший из ее глаз сделали ее гением – хранителем домашнего очага./ Кошка/
Слайд “Науки”. На слайде представлены науки. Учитель формулирует вопросы, команды должны поднять соответствующий номер.
Вопросы:
- ИХТИОЛОГИЯ (от греч. ichthys — рыба и ...логия), раздел зоологии, изучающий рыб и круглоротых. Ихтиология — основа рационального рыболовства и рыбоводства.
- БИОНИКА, изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов, механизмов, систем и совершенствования существующих. Перспективные направления: изучение нервной системы человека и животных, органов чувств, принципов навигации, ориентации и локации, используемых животными, для совершенствования вычислительной техники, разработки новых датчиков и систем обнаружения и т. д.
- ЭНТОМОЛОГИЯ (от греч. entoma — насекомые и ...логия), раздел зоологии, изучающий насекомых. Основные разделы энтомологии: общая, медицинская, ветеринарная, сельскохозяйственная, лесная.
- ТЕРИОЛОГИЯ (от греч. therion — зверь и ...логия), (маммалиология, маммалогия).Раздел зоологии, изучающий млекопитающих.
- ОРНИТОЛОГИЯ (от греч. ornis, род. п. ornithos — птица и ...логия), раздел зоологии, изучающий птиц.
Слайд “ Звуки природы” ( на слайде под номерами зашифрованы звуки животных: крокодил, гагара, гусь, дельфин, сова, петух, свинья, овца)
Слайд “ Конкурс капитанов”. Капитанам предлагается на время решить викторину, представленную в электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия в серии “Животный и растительный мир”, “ Наука и техника”
Слайд “Конкурс болельщиков” (болельщикам предлагается решить ряд тестов, если команда болельщиков правильно ответит и правильно соединит цифры – появится животное)
1. Туловище млекопитающих высоко поднято над
землей благодаря:
а) удлиненным костям конечностей (1–6–7–15);
б) расположению ног под туловищем (1–4–6–2);
в) большему, чем у пресмыкающихся, числу отделов в
конечностях (1–4–7–2).
2. Ушные раковины имеют:
а) все млекопитающие (18–10–24–21);
б) все млекопитающие, за исключением постоянных
обитателей морей и океанов (18–5–21–24);
в) все млекопитающие, за исключением видов,
ведущих водный и подземный образ жизни
(18–21–24–18).
3. Глаза у млекопитающих:
а) имеют веки с ресницами (11–12–23–8–16);
б) не имеют ресниц (11–12–8–9–16);
в) не имеют век (11–12–23–16–8).
4. Живорождение развито:
а) у всех млекопитающих (20–22–17–13);
б) у всех млекопитающих, за исключением
однопроходных (20–22–13–17);
в) у всех млекопитающих, за исключением сумчатых
(20–22–17–18).
5. Вороньи кости в поясе передних конечностей сохранились у:
а) однопроходных (11–3–10–14);
б) однопроходных и сумчатых (11–3–14–10);
в) однопроходных, сумчатых и рукокрылых
(11–10–14–3).
6. Длина шеи млекопитающих, например жирафа и слона, связана с:
а) разной длиной тел шейных позвонков
(2–15–19–20);
б) разным количеством шейных позвонков
(2–15–20–19);
в) разным количеством и разной длиной тел шейных
позвонков (20–2–15–19).
7. Собственно желудком в сложном желудке млекопитающих является:
а) рубец (14–5–10–18);
б) сетка (5–14–12–17);
в) книжка (14–17–5–18);
г) сычуг (14–5–18–17).
8. Зубы в ячейках челюстных костей находятся у:
а) всех млекопитающих, которые их имеют
(1–7–9–16);
б) всех млекопитающих, за исключением сумчатых
(1–7–16–9);
в) всех млекопитающих, за исключением сумчатых и
насекомоядных (1–9–16–7).
Слайд “ Угадай животное” ( представителям команд, сидящим за ПК, предлагается, работая в программе NetMeeting и слушая наводящие определения учителя, догадаться о каком животном идет речь и пошагово зарисовать его. На общем экране через проектор выводится изображение и команды видят работу своих команд.
Вопросы:
- Животное
- Испускают локационные сигналы в виде коротких ультразвуковых импульсов частотой 20-120 кГц и продолжительностью 0,2-100мс.
- Некоторые – переносчики возбудителей инфекционных заболеваний.
- Подотряд млекопитающих отряда рукокрылых.
- Умеет летать.
- Родственники домашним грызунам.
Слайд “ Угадай мелодию” (на слайде под номерами зашифрованы мелодии песен, участники команд на скорость должны узнать песню, пропеть несколько строк и объяснить о каких физических, химических или биологических явлениях идет речь в песне)
Мелодии : “ Золотое сердце”, “33 коровы”, “4 таракана и сверчок”, “Черный кот”, “ Волшебник недоучка”, “ Улыбка ”, “ Лесной олень”
Слайд “ Гороскоп”. Командам предлагается вопрос, в котором зашифрован год. Участники команд при ответе должны подать сигнал “голосом” животного этого года.
1. 1900 / Крыса/.Открыты группы крови.
2. 1957 /Петух/ Запущен 2 искусственный спутник с собакой на борту.
3. 1961 /Бык/ Начато клонирование Животных.
4.1967 / Коза/ .В этом году родился ваш преподаватель зоологии.
5. 1989 /Змея/ В этом году родились ваши капитаны
6. 1909 /Петух/ . В этом году 300лет назад был изготовлен первый микроскоп.
7.1924. /Крыса/ Опубликована естественно научная теория Опарина происхождения жизни на Земле.
8. 1904 / Дракон/ Иван Петрович Павлов получил нобелевскую премию за труды по физиологии пищеварения.
9. 1931 /Коза/ Сконструирован электронный микроскоп
10. 1908 /Обезьяна/ И.И. Мечников получил нобелевскую премию за труды по иммунитету.
Литература
- Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия ;
- Большаков А.П. Биология . занимательные тесты и факты.- СПб.: ИД “ МиМ”, 1998.
- Справочник необходимых знаний. – М.: “ РИПОЛ КЛАССИК”,2002.