Цели урока:
- Сформировать представление об истории вопроса о происхождении человека.
- Познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путём эволюции от животных.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с непростой историей вопроса о происхождении человека.
- Определить место человека в системе животного мира.
- Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных.
- Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами.
Воспитательные:
- Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убеждённости в том, что все природные явления имеют причинно – следственные связи.
- Обеспечить в ходе урока воспитания гуманизма на примере биографических данных выдающихся учёных.
- Указать на значение научных представлений о происхождении человека и сопоставить идеалистический и материалистический взгляд на проблему.
Развивающие:
Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия. (Для развития речи – индивидуальные выступления; для развития познавательного интереса – дополнительный материал: интересные сведения из биографий выдающихся учёных; для развития эмоциональной сферы – ролевая игра.)
Оборудование урока:
1 – “костюмы” действующих лиц (одеяние епископа, парик и борода Ч. Дарвина и т.д.)
2 – скелеты позвоночных и человека
3 – влажные препараты и муляжи по зародышевому развитию
4 – таблицы: рудименты и атавизмы у человека, сравнение развития зародышей позвоночных, изображения антропоидов
5 – слепки головы человека и антропоидов, руки и стопы
6 – видеоматериалы “Поведение приматов”
7 – плакат со стихом А. Толстого на стене
8 – таблички с именами участников “круглого стола” (долганы, малайцы, индейцы и т.д.)
9 – телевизор и видеомагнитофон
Дополнительное оборудование зависит от наличия того, что есть в школьном кабинете биологии.
План урока.
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
І этап – вступительная часть |
|
1. Сообщение целей и задач урока. | 1. Запись в тетради темы и даты урока. |
ІІ этап – домашнее задание |
|
1. Пояснение домашнего задания . | 1. Запись в дневнике домашнего задания. |
ІІІ основная часть урока - сценарий урока – спектакля. |
|
Примечания: а) учебный кабинет подготавливают для проведения “круглого стола”, расставляют парты и таблички с именами и профессиями учёных, развешивают таблицы и расставляют муляжи и слепки б) при распределении ролей задействуют практически весь класс, предварительно предупредив учащихся о том, что другие участники не знают содержания его роли в) репетиция проводится индивидуально с каждым учащимся, получившим роль г) всего на проведение этого сценария достаточно обычного 45 минутного урока. Дети с огромным удовольствием готовят костюмы и принимают участие в таком мероприятии. Этот урок производит на учащихся огромное эмоциональное впечатление и создаёт у них ощущение непосредственного участия в историческом процессе развития науки. Сценарий в приложении №1 |