Экологическая тропа как учебно-просветительный "кабинет"в природных условиях

Разделы: Биология, Экология


История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Такие маршруты впервые начали создаваться в Прибалтике, большую популярность получили в Эстонии. Протяженность таких познавательных троп природы рассчитана на прохождение их в течение от одного до нескольких дней.

Учебная экологическая тропа - наиболее молодая разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.

Экологическая тропа – это учебно-просветительный “кабинет” в природных условиях. Этим и определяется ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов и т. д.

При выборе маршрута экологической тропы целесообразно учитывать основные условия, как:

  • доступность маршрута для посещения учащимися, например близость к школе, летнему лагерю;
  • достаточная посещаемость зоны маршрута тропы местным населением;
  • эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.

При определении общей протяженности тропы следует исходить из средней продолжительности одной экскурсии для старшеклассников (примерно 2–2,5 ч). Этому будет соответствовать оборудованный маршрут длиной около 2–3 км.

В каждом конкретном случае на экологической тропе продолжительность экскурсий будет зависеть от состава группы, от цели экскурсантов. Например, могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40–50 мин. для детей младшего возраста. Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Таким образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.

А) Цель и задачи учебной экологической тропы.

Силами воспитанников летнего лагеря “YYHYY” организована экологическая тропа для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.

Экологическая тропа рассчитана на педагогов, воспитателей, студентов и учащихся нашей школы.

Педагоги, воспитатели на такой тропе приобретают опыт образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях. Студенты и учащиеся могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов – водоемом, лесом, лугом и т. д. Кроме этого, могут своими глазами увидеть антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества.

Б) Выбор маршрута.

Маршрут тропы выбран с учетом решения учебно-воспитательных задач по вопросам рационального природопользования. При выборе маршрута учитывались привлекательность окружающего ландшафта, чередование открытых пространств с лесными тропинками. Длительные участки с монотонными однотипными природными сообществами утомляют ребенка, делают маршрут неинтересным.

Наряду с привлекательностью тропа должна быть информативной: познавательной и просветительной. Она должна воздействовать на эмоции, интеллект и волю слушателя. Натуральные объекты выступают зрительным образом для сообщения преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, форм рельефа и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека, поэтому важное значение в повышении экологической грамотности посетителей тропы имеет знакомство их с законами живой природы, действие которых и обеспечивает сохранение экологических условий жизни в окружающей среде. Изучение видового многообразия прямо отвечает выполнению требований учебной программы по ботанике и зоологии. Здесь важное значение имеет правильный подбор видов, которые выступают предметом самостоятельных учебных исследований или включаются в рассказ экскурсовода.

При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы маршрут охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы, разнообразные типы леса, луга, водоемы, характерные формы рельефа. В качестве зрительного образа использовались элементы антропогенного ландшафта. Это разнообразные транспортные дороги, линии электропередачи, сельскохозяйственные угодья, пастбища, памятники истории. Опираясь на эти реальные проявления человеческой деятельности, можно рассказывать о характере природопользования, возникающих проблемах охраны окружающей среды, путях и способах решения этих проблем, об участии учащихся школы в решении экологических проблем своего села.

В) Оформление экотропы.

На тропе устанавливаются информационные щиты и знаки. Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту. Можно использовать следующие типы информационных текстов и знаков:

  • общий указатель и схема тропы;
  • правила поведения на природе;
  • лозунги и призывы;
  • сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
  • сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
  • поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
  • экологические дорожные знаки и указатели.

Экотропа действует в основном только в летний сезон. По ее маршруту проводятся экскурсии для учащихся школы, детей, отдыхающих в летних лагерях местного, улусного и республиканского значения.

Г) Основные объекты экотропы.

  1. Озеро “ Табагай”. В трехстах метрах от школы. Озеру грозило зарастание. Силами местной администрации, населения построили дамбу и каждую весну перекачивают воду из реки. Благодаря этому озеро вновь засверкало, ожило. Экскурсовод рассказывает о роли воды, о нехватке питьевой воды в Центральных улусах. Здесь учащиеся проводят исследовательские работы - изучают флору и фауну озера, проводят гидробиологические исследования, анализ химического состава озера.
  2. Луг. Остановка примерно через четыреста метров, на берегу речки Таатта. Этот луг используется как пастбище, и в результате перевыпаса изменился видовой состав фитоценоза, исчезли многие виды ценных растений. Долина речки почти вся покрыта только ирисом щетинистым.
  3. Речка “Таатта”. За лугом, извиваясь, течет речка Таатта, воспетая во многих песнях, воодушивившая поэтов. Здесь речка впадает в Алдан, поэтому село называется Усть- Таатта. На берегу речки с прозрачной водой и желто-золотистым песком экскурсовод беседует о психо-гигиенической и эстетической ценности естественной природы: ее звуков, форм, запахов. Ребята читают стихи о природе, поют песни, отдыхают, купаются в чистой, прозрачной воде.
  4. Опушка леса. Примерно через семьсот метров в сторону реки находится сохраненный участок луга. В июне-июле участок приобретает наиболее яркий, красочный колорит от цветущих видов разнотравья. Здесь ребята могут проводить описание луга, экскурсовод рассказывает о лекарственных растениях, о влиянии человека на их численность.
  5. Река “Алдан”. Остановка через триста метров, на пологом открытом склоне левого берега реки Алдан. Река имеет сложный “ характер”. Особенно интересен ледоход. Возле села Алдан вскрывается обычно в середине или конце мая. С треском и грохотом ползут по течению ледяные поля, крошась, ломаясь, обдирая своими шершавыми боками обрывистые берега. В результате в последние годы остро стоит вопрос обрыва берега возле села. Часто возникают заторы льда, вызывающие наводнения. Проводится беседа о роли реки для судоходства, сплава леса, а также об ее богатстве, как она необходима для всего живого и как она ранима, что это чудесный дар природы, который нужно беречь и охранять.
  6. Крутой склон. Через сто метров начинается крутой берег длиной примерно 1,5 – 2,0 км. Здесь отчетливо видны корни деревьев, линзы льда, слои почвы. На таких склонах можно найти следы древней жизни - от окаменевших плодов и семян, следов листьев папоротника до останков скелета мамонта. Сейчас берег стал неизбежной проблемой села, от берега до усадьб осталось несколько метров земли. Каждый год этот показатель уменьшается.
  7. Лес. Полезность леса не исчерпывается ресурсами древесины. Недревесная продукция деревьев – хвоя, кора, смолы, камеди, деготь и многое другое -при рационализации заготовки сырья и оптимизации технологии по переработке могла бы использоваться не только в местной промышленности, но и быть предметом экспорта. Лес является кладовой самых разнообразных дикорастущих пищевых, лекарственных, медоносных и технических растений.
    Охрана лесов Якутии - очень многоплановая проблема. Наиболее важными являются охрана лесов от пожаров, минимизация антропогенного воздействия на леса, организация охраняемых территорий.
  8. Солдатский курган. Во время войны на этом месте был причал, отсюда наши земляки уходили на войну. Многие из них не вернулись на родные земли. Сейчас это место поросло лесом, но память о ветеранах еще жива. Ребята слушают рассказ ветерана.
  9. Конец маршрута. От кургана до школы примерно двести-триста метров. Оборудованная площадка с сидениями и информационным щитом. Открывается живописный вид на реку Алдан. Здесь подводится краткий итог экскурсии.

Оборудование экотропы начинается с составления картосхемы, на которой обозначаются объекты, имеющиеся на местности. Предварительно обследуется маршрут тропы, выявляются места установки информационных досок, экологических знаков и указателей.

Обугленные пятна кострищ разрушают природную среду. Их особенно много в зонах неорганизованного отдыха. Большинство любителей посидеть у костра не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне маршрута тропы показательное место отдыха с очагом.

Так как экскурсия по экологической тропе проводится в летний сезон, не всем учащимся удается побывать на тропе. Нередко сам термин “Экологическая тропа” непонятнен ребенку. Для ознакомления с этим понятием во время учебы ( например, зимой) можно провести классный час, где по каждым остановкам учащиеся знакомятся с различными вопросами экологии, охраны растений и животных, а также участвуют в различных играх, соревнуются. После хорошего усвоения понятия, учащиеся прокладывают свои “тропинки” вблизи дома, сайылыка, где ведут разнообразные общественно полезные дела, исследовательские работы. Затем на основе своих наблюдений, анализа литературных источников пишут рефераты, доклады и выступают с сообщениями на конференциях разного уровня или просто составляют картосхему своего маршрута. Впоследствии, исходя из проблем, интересных объектов исследования на маршруте тропы, учащиеся могут найти темы для дальнейшей научно – исследовательской работы, причем ту, что интереснее им и ближе к сердцу, а не ту, что предлагает учитель.

Таким образом, организация экологической тропы способствует:

- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;

- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.

Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению. Сами школьники, находясь в природном окружении, практически не мусорят и не социально активной жизненной позиции подростка.