Целью данной работы является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе. При этом обеспечивается усвоение всех тем предмета, хотя бы на обязательном уровне, дает возможность развития навыков по индивидуальному спросу учеников.
В основе работы использованы идеи педагогической технологии профессора Караева Ж.А., основанные на принципах гуманизации и демократизации образования, уровневой дифференциации и индивидуализации обучения. Каждый ученик выполняет задания, продвигаясь от простого к сложному, каждый уровень усвоения обеспечивает определенное качество знаний.
- Ученический уровень – репродуктивные умения в стандартной ситуации (оценка 3 балла).
- Алгоритмический уровень – умение использовать знания в измененной ситуации (оценка 4 балла).
- Эвристический уровень – частично поисковый, обеспечивает осознанность и прочность умений (оценка 5 баллов).
- Творческий уровень – вызывает потребность в познавательной деятельности (дополнительная оценка 5 баллов).
КОЖА
Структура изучения темы
Требования к результатам изучения темы
В результате изучения темы школьники должны уметь:
- характеризовать функции и строение кожи, гигиенические требования к ней, относительное постоянство температуры человека, значение закаливания организма с помощью естественных факторов (солнца, воздуха, воды), гигиену одежды, меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма, приемы первой помощи при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударах;
- устанавливать взаимосвязь строения и функций эпидермиса, собственно кожи, подкожной жировой клетчатки, разъяснить механизмы терморегуляции.
Урок 1
ВВОДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОБЛЕМНЫЙ
Проблемный вопрос:
При температуре выше 50° С происходит денатурация белка (нарушается структура). Почему в парной человеческий организм выдерживает температуру выше 100° С?
Плана урока
- Вводная информация по теме “Кожа”.
- Описание терминов и понятий, ответ на проблемный вопрос.
- Выполнение задания-тренажера.
- Домашнее задание.
Основные термины и понятия.
Выпишите в тетрадь из параграфа учебника по теме “Кожа” значение следующих терминов и понятий:
волосы
волосяная луковица
дерма
кожа
обморожение
ожог
осязание
перегревание
подкожная клетчатка
пот
потовые железы
рецепторы кожи
терморегуляция
рефлекторный механизм терморегуляции
сальные железы
Ответьте на проблемный вопрос.
Задание-тренажер.
Рассмотрите рисунок “Строение и функции кожи”, заполните таблицу:
Строение и функции кожи
Название слоев кожи |
Особенности строения |
Функции |
|
Многослойный эпидермис, который постоянно обновляется | Препятствует проникновению внутрь болезнетворных микроорганизмов |
Домашнее задание.
Прочитайте параграф “Строение и функции кожи” и выучите новые термины и понятия.
УРОК 2
РАЗНОУРОВНЕВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание I ученического уровня
- Прочитайте текст параграфа “Строение кожи”.
Ответьте на вопрос:
В каком слое кожи расположены рецепторы и кровеносные сосуды? - Составьте план рассказа на тему “Роль кожи в терморегуляции”. Необходимый материал найдите в тексте параграфа “Функции кожи”.
- Основываясь на материале текста “Гигиена кожи”, объясните, почему кожа всегда должна быть чистой.
Задание II ученического уровня
Прочитайте текст учебника и заполните таблицу:
Виды повреждений кожи человека, симптомы, причины, меры первой помощи.
Виды повреждений |
Симптомы |
Причины повреждения |
Меры первой помощи |
Задания III эвристического уровня
- Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называют терморегуляцией. По каким признакам кожи можно увидеть процесс терморегуляции, происходящей в организме человека. Ответ проверьте по материалу учебника.
- Прочитайте текст “Закаливание организма”. Ответьте, почему закаленные люди страдают насморком реже, чем незакаленные.
- Рассмотрите рисунок 1, прочитайте текст “Уход за волосами и ногтями”, составьте памятку по уходу за ногтями
Рисунок 1
Задание IV творческого уровня
- Представьте себе:
Зима, вы тепло одеты, едите в автобусе, в котором жарко. Начинает болеть голова, появляется одышка, головокружение, шум в ушах, слабость, учащенно бьется сердце, мелькают “мурашки” перед глазами. Что происходит? Ваши дальнейшие действия. Объясните это явление с научной точки зрения. - Почему перед началом закаливания рекомендуют вылечить больные зубы?
- Как влияет алкоголь на кровеносные сосуды кожи? Почему пьяный человек может замерзнуть быстрее, чем трезвый?
УРОК 3
КОРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.
РАЗНОУРОВНЕВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
Задание I ученического уровня
- Рассмотрите рисунок 2. Напишите названия слоев, образующих кожу.
- Объясните, почему температура тела человека постоянная?
- Какая помощь необходимо оказать при обморожении?
Рисунок 2
Задание II ученического уровня
Выберите 1 правильный ответ.
- Эпидермисом называется:
- наружный слой кожи
- дерма
- внутренний слой кожи
- средний слой кожи
- Основные функции эпидермиса:
- осязание, восприятие температуры и давления
- предохранение от ударов, накопление жира
- защитная, образование новых клеток
- терморегуляция
- Терморегуляция и обмен веществ происходит:
- рефлекторно, без участия коры мозга
- только гуморально
- нейрогуморальным путем
- через нервную систему
- Покраснение кожи на мозге объясняется:
- сужением кровеносных сосудов
- расширением кровеносных сосудов
- изменением количества пигмента при понижении температуры
- особенностями организма человека
- Потери человеком способности выделять тепло:
- полезна для человека
- безразлична
- может привести к гибели
- Кожу называют органом чувств, так как она:
- предохраняет ткани от повреждений
- содержит рецепторы
- удаляет из организма продукты распада
- поддерживает постоянную температуру тела
- Сальные железы:
- содействуют удалению микробов
- охлаждают поверхность тела
- выделяют вещества, придающие коже эластичность и предохраняющие и ее от трещин
- поддерживают постоянство внутренней среды
- Закаливание организма – это:
- нарушение процессов образования и отдачи тепла в организме
- выработка мер быстрого приспособления организма и смене температуры
- процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц
- уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме
- Один из факторов, сохраняющих здоровье:
- длительное купание в ледяной воде
- частое и обильное питание
- обливание холодной водой
- посещение лекций о здоровом образе жизни
- Сохранение постоянной температуры тела
возможно, если количество производимого в
организме тепла:
- равно количеству тепла, отдаваемого во внешнюю среду
- меньше количества тепла, отдаваемого во внешнюю среду
- превышает количество тепла, отдаваемого во внешнюю среду
- всегда постоянно
Задания III эвристического уровня
- Почему большой ожог кожи опасен для жизни?
- Что такое “гусиная кожа”, каково значение этого явления?
- Почему в сырую погоду тяжело переносить и холод, и жару?
Задание IV творческого уровня
- Что человек лучше переносит: холод или тепло? Докажите почему.
- Опишите свойства следующих видов ткани:
- хлопчатобумажных;
- шерстяных;
- синтетических.
При описании учитывайте следующие характеристики:
- проницаемость ткани для воздуха,
- проницаемость для влаги,
- теплопроницаемость.
Обоснуйте выбор тканей, из которых лучше сшить летнюю одежду.
3. Почему в жаркую погоду выделяется больше пота, чем мочи, а в холодную, наоборот, хотя и почки, и потовые железы являются органами выделения?