Тематические разноуровневые задания для самостоятельной работы и контроля знаний, умений, навыков учащихся по разделу биологии "Человек и его здоровье" по теме "Кожа"

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


Целью данной работы является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе. При этом обеспечивается усвоение всех тем предмета, хотя бы на обязательном уровне, дает возможность развития навыков по индивидуальному спросу учеников.

В основе работы использованы идеи педагогической технологии профессора Караева Ж.А., основанные на принципах гуманизации и демократизации образования, уровневой дифференциации и индивидуализации обучения. Каждый ученик выполняет задания, продвигаясь от простого к сложному, каждый уровень усвоения обеспечивает определенное качество знаний.

  1. Ученический уровень – репродуктивные умения в стандартной ситуации (оценка 3 балла).
  2. Алгоритмический уровень – умение использовать знания в измененной ситуации (оценка 4 балла).
  3. Эвристический уровень – частично поисковый, обеспечивает осознанность и прочность умений (оценка 5 баллов).
  4. Творческий уровень – вызывает потребность в познавательной деятельности (дополнительная оценка 5 баллов).

КОЖА
Структура изучения темы

Требования к результатам изучения темы

В результате изучения темы школьники должны уметь:

  • характеризовать функции и строение кожи, гигиенические требования к ней, относительное постоянство температуры человека, значение закаливания организма с помощью естественных факторов (солнца, воздуха, воды), гигиену одежды, меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма, приемы первой помощи при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударах;
  • устанавливать взаимосвязь строения и функций эпидермиса, собственно кожи, подкожной жировой клетчатки, разъяснить механизмы терморегуляции.

Урок 1

ВВОДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОБЛЕМНЫЙ

Проблемный вопрос:

При температуре выше 50° С происходит денатурация белка (нарушается структура). Почему в парной человеческий организм выдерживает температуру выше 100° С?

Плана урока

  1. Вводная информация по теме “Кожа”.
  2. Описание терминов и понятий, ответ на проблемный вопрос.
  3. Выполнение задания-тренажера.
  4. Домашнее задание.

Основные термины и понятия.

Выпишите в тетрадь из параграфа учебника по теме “Кожа” значение следующих терминов и понятий:

волосы
волосяная луковица
дерма
кожа
обморожение
ожог
осязание
перегревание
подкожная клетчатка
пот
потовые железы
рецепторы кожи
терморегуляция
рефлекторный механизм терморегуляции
сальные железы

Ответьте на проблемный вопрос.

Задание-тренажер.

Рассмотрите рисунок “Строение и функции кожи”, заполните таблицу:

Строение и функции кожи

Название слоев кожи

Особенности строения

Функции

  1. Эпидермис
  2. Дерма
  3. Подкожная клетчатка
Многослойный эпидермис, который постоянно обновляется Препятствует проникновению внутрь болезнетворных микроорганизмов

Домашнее задание.

Прочитайте параграф “Строение и функции кожи” и выучите новые термины и понятия.

УРОК 2

РАЗНОУРОВНЕВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание I ученического уровня

  1. Прочитайте текст параграфа “Строение кожи”. Ответьте на вопрос:
    В каком слое кожи расположены рецепторы и кровеносные сосуды?
  2. Составьте план рассказа на тему “Роль кожи в терморегуляции”. Необходимый материал найдите в тексте параграфа “Функции кожи”.
  3. Основываясь на материале текста “Гигиена кожи”, объясните, почему кожа всегда должна быть чистой.

Задание II ученического уровня

Прочитайте текст учебника и заполните таблицу:

Виды повреждений кожи человека, симптомы, причины, меры первой помощи.

Виды повреждений

Симптомы

Причины повреждения

Меры первой помощи

       

Задания III эвристического уровня

  1. Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называют терморегуляцией. По каким признакам кожи можно увидеть процесс терморегуляции, происходящей в организме человека. Ответ проверьте по материалу учебника.
  2. Прочитайте текст “Закаливание организма”. Ответьте, почему закаленные люди страдают насморком реже, чем незакаленные.
  3. Рассмотрите рисунок 1, прочитайте текст “Уход за волосами и ногтями”, составьте памятку по уходу за ногтями


Рисунок 1

Задание IV творческого уровня

  1. Представьте себе:
    Зима, вы тепло одеты, едите в автобусе, в котором жарко. Начинает болеть голова, появляется одышка, головокружение, шум в ушах, слабость, учащенно бьется сердце, мелькают “мурашки” перед глазами. Что происходит? Ваши дальнейшие действия. Объясните это явление с научной точки зрения.
  2. Почему перед началом закаливания рекомендуют вылечить больные зубы?
  3. Как влияет алкоголь на кровеносные сосуды кожи? Почему пьяный человек может замерзнуть быстрее, чем трезвый?

УРОК 3

КОРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.

РАЗНОУРОВНЕВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

Задание I ученического уровня

  1. Рассмотрите рисунок 2. Напишите названия слоев, образующих кожу.
  2. Объясните, почему температура тела человека постоянная?
  3. Какая помощь необходимо оказать при обморожении?


Рисунок 2

Задание II ученического уровня

Выберите 1 правильный ответ.

  1. Эпидермисом называется:
    1. наружный слой кожи
    2. дерма
    3. внутренний слой кожи
    4. средний слой кожи
  2. Основные функции эпидермиса:
    1. осязание, восприятие температуры и давления
    2. предохранение от ударов, накопление жира
    3. защитная, образование новых клеток
    4. терморегуляция
  3.   Терморегуляция и обмен веществ происходит:
    1. рефлекторно, без участия коры мозга
    2. только гуморально
    3. нейрогуморальным путем
    4. через нервную систему
  4.   Покраснение кожи на мозге объясняется:
    1. сужением кровеносных сосудов
    2. расширением кровеносных сосудов
    3. изменением количества пигмента при понижении температуры
    4. особенностями организма человека
  5. Потери человеком способности выделять тепло:
    1. полезна для человека
    2. безразлична
    3. может привести к гибели
  6. Кожу называют органом чувств, так как она:
    1. предохраняет ткани от повреждений
    2. содержит рецепторы
    3. удаляет из организма продукты распада
    4. поддерживает постоянную температуру тела
  7. Сальные железы:
    1. содействуют удалению микробов
    2. охлаждают поверхность тела
    3. выделяют вещества, придающие коже эластичность и предохраняющие и ее от трещин
    4. поддерживают постоянство внутренней среды
  8. Закаливание организма – это:
    1. нарушение процессов образования и отдачи тепла в организме
    2. выработка мер быстрого приспособления организма и смене температуры
    3. процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц
    4. уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме
  9. Один из факторов, сохраняющих здоровье:
    1. длительное купание в ледяной воде
    2. частое и обильное питание
    3. обливание холодной водой
    4. посещение лекций о здоровом образе жизни
  10. Сохранение постоянной температуры тела возможно, если количество производимого в организме тепла:
    1. равно количеству тепла, отдаваемого во внешнюю среду
    2. меньше количества тепла, отдаваемого во внешнюю среду
    3. превышает количество тепла, отдаваемого во внешнюю среду
    4. всегда постоянно

Задания III эвристического уровня

  1. Почему большой ожог кожи опасен для жизни?
  2. Что такое “гусиная кожа”, каково значение этого явления?
  3. Почему в сырую погоду тяжело переносить и холод, и жару?

Задание IV творческого уровня

  1. Что человек лучше переносит: холод или тепло? Докажите почему.
  2. Опишите свойства следующих видов ткани:
    1. хлопчатобумажных;
    2. шерстяных;
    3. синтетических.

При описании учитывайте следующие характеристики:

  • проницаемость ткани для воздуха,
  • проницаемость для влаги,
  • теплопроницаемость.

Обоснуйте выбор тканей, из которых лучше сшить летнюю одежду.

3. Почему в жаркую погоду выделяется больше пота, чем мочи, а в холодную, наоборот, хотя и почки, и потовые железы являются органами выделения?