В основе личностно-ориентированного обучения лежит развитие личностных особенностей каждого школьника через формирование мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфер личности. Методы и приемы, использованные на уроке, способствуют развитию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме, развивают мыслительные способности детей.
Цели урока: Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме “Цветок и плод”, закрепление представления о цветке как главном органе цветкового растения.
Задачи обучения: Учащиеся должны знать строение цветка и соцветия, процессы, происходящие в цветке, роль цветка в семенном размножении растений.
Задачи развития: Развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей (экология, химия, литература), этимологию терминов; дальнейшее развитие мышления посредством решения проблемных задач, игровые моменты, воображение и творческие способности.
Задачи воспитания: Экологическое воспитание.
Оборудование:
- Видеомагнитофон, съемки лотоса на озерах Хинганского заповедника;
- Аудиокассета с записью инструментальных пьес (Поль Мориа), магнитофон;
- Выставка работ учащихся класса по теме “Цветок и плод”, ребус, кроссворд;
- Карточки с терминами; жетоны для подведения итогов; карточки с терминами в “Корзинке”; выставка “Растения – рекордсмены”;
- Цветки фиалки, раствор соляной кислоты, пробирки с пробками, раствор пигмента антоциана, растворы аммиака и щелочи, пробирки, штатив.
Подготовка к уроку:
- Сбор вопросов для “ученых” (8 – 10 вопросов);
- Творческие работы: стихи, сказки, кроссворды по теме;
- Сбор материала к выставке “Растения – рекордсмены”.
Ход урока
Урок начинается с музыки Поля Мориа.
Учитель: Наступило время нашего видеоканала. Сегодняшняя передача посвящена самым удивительным созданиям природы – цветам. В название передачи легла строчка из стихотворения С. Вургуна:
“… Давай пройдемся медленно по лугу
И “Здравствуй!” скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.”
“Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.
И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах и праздниках. Без красоты цветов беднее становится жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность показать прекрасное, открыть тайну рождения семян и плодов. Давайте попробуем еще раз вглядеться в добрые лица цветов, и, может быть, удастся разглядеть еще одну загадку природы.
Сегодня в программе
- “Ботаническая корзина”;
- Репортаж наших специальных корреспондентов с выставки “Растения – рекордсмены”;
- Телемост “Студия – Академия наук“Класс””;
- Рубрика для любознательных “А ну-ка, отгадай!”.
“Ботаническая корзина”.
Из конверта – карточки с терминами, надо объяснить понятия: генеративное размножение, пестик, тычинка, соцветие, околоцветник, семяпочка, яйцеклетка, спермий, гамета, опыление, оплодотворение, плод, семя, околоплодник, орех, яблоко, коробочка, костянка.
Репортаж с выставки “Растения – рекордсмены”.
(материалы на стенде)
1. Цветы – самое удивительное создание в мире растений. Их чудесный цвет и разнообразная форма определяют главную цель в жизни – получение семян. Среди них есть карлики и великаны.
Самое маленькое цветковое растение в мире – ряска волффия аррхиза. Размер листов ряски составляет всего 0,5 – 1 мм, а цветок еще меньше. Когда ряска цветет, над водоемом поднимается нежно-розовое цветочное облачко.
Самый крупный цветок у раффлезии, обитательницы южноамериканских лесов. Диаметр ее цветка достигает 1 метра, остальные органы прорастают в корни деревьев, забирая у них питательные вещества. Раффлезия – растение-паразит.
2. Для образования семян растениям нужна пыльца других цветков. Ее приносят ветер, вода, животные.
Цветки, опыляемые животными, легко заметить: они яркие, имеют аромат.
Ветроопыляемые цветки невзрачные и, чтобы произошло опыление, им надо иметь много пыльцы.
Березовые сережки – мужские цветки. Попробуйте угадать, сколько пыльцевых зерен образуют все цветки одной сережки? 5,5 миллионов зерен! Лишь некоторые из них имеют шанс долететь по ветру до женских цветков и дать начало новому организму.
3. А знаете ли Вы, какое цветковое растение выросло из семени, расцвело и дало семена в космосе – в полной невесомости?
Этим растением оказалось арабидопсис. Его жизненный цикл составляет всего 40 дней. А вырастили его не борту российской космической станции “Салют – 7” в 1982 году.
4. Плоды многих цветковых растений мы употребляем в пищу. В них содержатся необходимые организму питательные вещества: белки, углеводы, жиры, витамины. Самым питательным считается плод авокадо. Плод весит 550 грамм. В нем много масла (до 30%) поэтому его называют “лесным маслом”. Мякоть из плода извлекают ложкой и едят с сахаром, молоком, лимоном, солью, горчицей.
А самый непитательный – огурец. Он содержит 95% воды, очень мало солей и витаминов. Едят огурцы, потому что они возбуждают аппетит.
5. Плоды многих растений сохраняют всхожесть в течение долгого времени. Например, возраст семян арктического люпина. Найденных в вечной мерзлоте в Канаде составляет около 15 тысяч лет. Некоторые из этих семян проросли, на одном даже распустились цветы.
В Японии были найдены семена риса и лотоса, пролежавшие в захоронении 10 тысяч лет. Семена риса взошли, и ученые смогли увидеть, каким рис был в древности.
Ведущий: Спасибо нашим специальным корреспондентам за интересные сообщения, а теперь: Телемост “Студия “Класс” - Академия наук”.
Мы приветствуем в нашей студии известных ученых.
Вопрос 1: “Цветковые растения еще называют покрытосеменными. Как возникло это название?”.
1 – й ученый: “Вспомните, как образуются семена и плоды у цветковых растений. Семя образуется из семязачатка после оплодотворения, а стенки завязи пестика образуют околоплодник.
Околоплодник сохраняет зародыши семян от неблагоприятных факторов. Это позволяет цветковым растениям обитать среди снега и льда, у водоемов и в воде, в пустынях и тропиках – они расселились по всей земле!”
Вопрос 2: “Есть ли среди цветковых растений такие, которые цветут, а семян не образуют?”
2 – й Ученый: “Есть. В Сибири растет башмачок с цветами белого цвета с фиолетовыми крапинками. Он приспособлен к опылению насекомыми, но семян никогда не образует, поэтому размножается вегетативно (корневищами). Видимо, насекомое-опылитель когда-то вымерло. Нет насекомого – нет и семян!”
Вопрос 3: “Окраска лепестков цветка разных растений различна. Чем это можно объяснить?”
3 – й ученый: “Это объясняется разными причинами.
Например, цветки примуса при температуре +30С приобретают белую окраску, а при более низких температурах – розовую.
В лепестках цветов многих растений есть пигмент антоциан. Его водный раствор имеет бордовую окраску, но если к раствору антоциана добавить кислоту, то цвет изменится на фиолетовый, а при добавлении щелочи – зеленый.” (Демонстрация опыта)
Лепестки цветов фиолетовой фиалки также легко меняют цвет в зависимости от состава среды обитания: в парах аммиака – зеленеют, в парах кислоты становятся ярко-розовыми.
Вопрос 4: “В доме у бабушки под потолком всю зиму провисела связка лука. Бабушка мне сказала, что лук защищает от болезней. Правда ли это?”
4 – й ученый: “Лук и чеснок были известны во многих странах мира еще за 4000 лет до нашей эры, их считали способными защитить не только от болезней, но и придавать силу и мужество. Поэтому их носили на груди как амулет.
Современная наука доказала, что эти растения выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают болезнетворных микробов, опасных для здоровья человека (туберкулезную и дифтерийную палочку, стрептококки и др.).”
Вопрос 5: “Какие часы называют “цветочными”?
5 – ученый: “Растения, как и все живые организмы, развиваются по своим биологическим ритмам, поэтому “просыпаются” каждое в свое время: одуванчик – в 6 часов утра, полевая гвоздика – в 7 часов, вьюнок – в 8 часов.
Карл Линней, шведский ботаник, в XVIII веке составил первые живые цветочные “часы”, по которым в солнечную погоду можно определить время. В ненастную погоду или перед дождем “часы” не работают – они закрывают венчики, спасая пыльцу.
Например, мокрица, которая густо растет на огородах, чутко реагирует на изменение влажности воздуха. Если к 9 часам цветки не распустились, значит днем, будет дождь”.
Вопрос 6: “Хлопчатник иногда называют “белым золотом”. За что он получил такое название?”
6 – й ученый: “Хлопчатник – древняя прядильная культура. Его начали возделывать в Азии, Африке 3–2 тысячи лет до нашей эры. Особенно искусно изготавливали ткани из хлопковой нити индийские мастера. Их ткани, изумительно тонкие и красивые, так ценились в Европе, что в наряде из индийского ситца выходила на торжественные приемы английская королева. Сегодня хлопчатник дает больше половины всего растительного волокна, за это его и называют “белым золотом”
Вопрос 7: “Я знаю, что хна – растительная краска. А из какого растения ее получают?”
7–й ученый: “Это растение Вам хорошо известно – бальзамин. Называют его еще “Ванькой мокрым” за то, что при испарении на листьях появляются капельки сладкой воды. Родина бальзамина – Занзибар (Африка). Хну – краску желто-коричневого цвета – получают из его корней. Но не только корень, а и листья, цветки при растирании выделяют желтый сок. Бальзамин – одно из наиболее старинных комнатных растений, он известен уже более 350 лет”.
Вопрос 8: “Цветок лотоса – на государственном гербе Египта, его чеканили на монетах, в Индии – это священное растение. Растет ли лотос в умеренных широтах?”
8 - й ученый: “Да! Амурская область – самая северная зона распространения этого удивительного растения. Посмотрите, как он красив! Диаметр цветка до30 сантиметров! Растет в Хинганском заповеднике, в Приморье, Хабаровском крае, на Волге, пытаются выращивать на искусственных озерах около Райчихинска. В Китае, Японии, Индии из его корневищ и семян получают муку, сахар, масло и сладости”.
Наступило время нашей следующей рубрики:
“А ну-ка, отгадай”.
О многих цветковых растениях с давних времен люди слагали легенды, сказки, былины. Вам необходимо вспомнить названия некоторых легендарных растений.
- В честь этого веселого цветка во Франции еще в начале XX века устраивали праздники, П.И. Чайковский посвятил ему свое произведение (ландыш);
- Этот цветок, по преданию, появился из морской пены вместе с богиней любви Афродитой (роза);
- Легенда гласит, что бог запретил работать в воскресенье, а пчелы его ослушались. И теперь они не питаются нектаром этого цветка, и опыляют его только шмели (клевер);
- По греческим сказаниям, этот цветок является цветком бога сна (мак);
- Этот цветок стал эмблемой революции (гвоздика);
- Название этого цветка связано с легендой о самовлюбленном юноше (нарцисс);
- Название этого цветка связано с легендой, в которой рассказывается (незабудка).
Викторина для всего класса (за каждый правильный ответ – 1 балл).
- На что похожа половина яблока (на вторую половину);
- В золотой клубочек спрятался бубочек (желудь);
- Среди лета – метелица; пух летит и стелется (тополиный пух);
- Цветки – белые, кистями, плоды – черные, с костями (черемуха);
- Сколько горошин может войти в стакан? (Cами не могут, нужно положить);
- Что у тычинки посередине расположено? (Буква Н);
- Колокол колышется, а звон не слышится (колокольчик
- Цветок как бубенчик, беленький венчик (ландыш);
- Хороша с грядки ягода зеленая, хороша из бочки ягода соленая (огурец);
- Цветок в воде родился, а дождика боится (кувшинка);
- Что на конце у желудя? (Буква Ь);
- У какого тропического растения цветки не вянут в течении 40 – 90 суток? (Орхидеи);
- Весной у фиалок душистые светло-голубые цветки остаются бесплодными, а летом бутоны не распускаются, постепенно приобретая форму плода-коробочки. Как это явление можно объяснить? (Происходит самоопыление);
- Розы и гвоздики в одном букете теряют аромат, ландыш губит многие цветы, нарциссы и незабудки вместе быстро вянут. Чем это можно объяснить?
- Цветки желтой акации и жимолости перед дождем очень сильно пахнут, привлекая большое количество пчел. По их напряженному жужжанию можно определить приближение дождя. Почему выделяется много нектара? (Приспособление к опылению.
“Творчество наших телезрителей”.
Класс готовился к этому уроку: составляли кроссворды, сочиняли сказки и стихотворения.
Вот одно из них:
“Игра в цветы”
Как я люблю играть в цветы
Необычайной красоты!
И ты как будто в сладком сне
Играешь и сидишь на пне.
Ромашка – белый
Роза – ред.
А взрослый скажет “Это бред!”
Мимоза – желтый,
Астра – блю.
Как я играть в цветы люблю!
(Феньева Д.)
Подведение итогов:
- Что нового сегодня узнали?
- Чему удивились?
- Что заставило задуматься?
Давайте и мы составим свой букет настроения (приклеить на лист ватмана бумажные цветки разного цвета в соответствии с настроением).