ТЕМА: Деление – основа размножения и роста клетки. Бесполое размножение.
ЦЕЛИ:
1. Развивать понятия о способах и формах размножения, подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении.
2. Показать на примере размножения организмов один из основных принципов живой природы – многообразие и единство.
3. Работать над формированием осознанного восприятия живых организмов и человека как части природы.
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, парная.
I. Организационный момент.
ЗАДАЧИ:
1. Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки;
2. вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки;
3. побываем в роли селекционеров.
II. Изучение новой темы.
1) Актуализация знаний.
Мы продолжаем изучение цитологии – науки о клетке. Вы знаете, что любой живой организм имеет клеточное строение. Работать мы будем в группах. Поэтому и домашнее задание было дано по группам: “Составить синквейны по теме “Клетка”.
- Проверка синквейнов.
Итак, клетка – это мельчайший живой организм. Живой, жить, жизнь…
- А что такое жизнь?
Жизнь – это открытая саморегулирующая, самовоспроизводящая система, построенная из биополимеров и нуклеиновых кислот.
- Как вы понимаете определение "саморегулирующая система"?
Это система, обеспечивающая гомеостаз за счет нервно-гуморальной регуляции
- Как вы понимаете определение "самовоспроизводящая система"?
Это система, за счет которой происходит размножение
Одно из главных свойств живых организмов – размножение.
В основе размножения и роста лежит процесс деления клетки.
II. Изучение новой темы.
Записываем тему “Деление – основа размножения клетки. Бесполое размножение”.
Сегодня мы на уроке познакомимся с уникальным способом передачи наследственной информации от предков к потомству; будем на уроке в роли зоологов и селекционеров; выясним причину наследственной однородности потомства при бесполом размножении.
Вступление учителя.
Жизнь на Земле зародилась миллионы лет назад. В процессе эволюции одни организмы сменялись другими. Почему те организмы, которые жили в далекие времена, похожи на ныне живущие организмы? Каков механизм передачи наследственной информации от предков к потомству?
Работа парами на компьютерах /Кирилл и Мефодий 10-11 кл., Урок 19 стр.2/ 5 минут на прочтение страницы 2, работу с рисунками и подготовку ответа на вопрос: “Какой механизм лежит в основе деления клетки?”.
Обсуждение в группах. Фронтальная беседа.
Запись в тетради: Редупликация – это самоудвоение молекулы ДНК по принципу комплиментарности с помощью фермента дезоксирибонуклеазы (на доске вывешивается термин РЕДУПЛИКАЦИЯ).
Итак, передача последующей информации от предков к F, обеспечивается при помощи редупликации.
4. Вспомним из курса ботаники и зоологии виды размножения (бесполое и половое).
Задание. В ходе дальнейшей работы, внимательно слушая своих товарищей, составить схему: “Бесполое размножение”. В конце урока мы проверим у каждой группы.
а) Работа в группах.
На столах виды животных и растений (рисунки).
Подумать о размножении данных живых организмов:
I группа - малярийный плазмодий;
II группа - папоротники;
III группа - бактерии.
б) Индивидуальная работа (от каждой группы по одному ученику приглашаются к доске).
Задание: Представлены 8 комнатных растений: лилия, эспарагус, дифенбахия, сансивьера, фиалка узумбарская, бегония корлевская, хлорофитум хохлатый, толокнянка обыкновенная. Определить, как размножаются эти виды растений вегетативно. Подумать, какое значение имеет вегетативное размножение?
в) Проверка задания
Ответы учащихся по растениям:
Эспарагус-корневище;
Лилия – луковица;
Дефенбахия – побегом;
Сансивьера – листьями;
Фиалка - листьями;
Хлорофитум - усами;
Толокнянка – листьями, побегом.
Учитель: Значение вегетативного размножения: при бесполом и вегетативном размножении потомство получает однородную информацию по своим наследственным признакам. Это как бы бес численные копии одного родителя. Данная особенность используется в селекции, когда хотят сохранить полезные качества.
Ответы учащихся по животным:
I группа – малярийный плазмодий.
II группа – папоротники
III группа – бактерии.
Учитель: Итак, существует множество видов бесполого размножения.
Я прошу представить свои схемы на доске.
Беседа-обобщение по схемам.
Учитель представляет свою схему:
– Как вы думаете, чем характеризуется бесполое размножение?
Характеризуется тем, что новая особь развивается не из половых, а из самотических клеток, тем самым обеспечивается однородность потомства.
III. Закрепление знаний.
На доске: схема “ Размножение”.
– Что такое размножение?
– Какие вы знаете виды размножения?
– Чем характеризуется бесполое размножение? (подтвердить примерами, опираясь на таблицу).
Вывод: В ходе урока мы познакомились с механизмом передачи наследственной информации от Р к F, механизмом редупликации. Деление – основа размножения и роста клетки. Это один из главных принципов живых систем, многообразия и единства живой природы. Проникли в тайны клетки. Из курса ботаники и зоологии вспомнили виды бесполого размножения, значение вегетативного размножения.
IV. Домашнее задание:
1. I и II группы “ Половое размножение хломидоманады”, III группа “Половое размножение цветковых растений” Работы с рисунками.