Разработка урока по биологии по теме: "Деление – основа размножения и роста клетки. Бесполое размножение"

Разделы: Биология


ТЕМА: Деление – основа размножения и роста клетки. Бесполое размножение.

ЦЕЛИ:

1. Развивать понятия о способах и формах размножения, подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении.

2. Показать на примере размножения организмов один из основных принципов живой природы – многообразие и единство.

3. Работать над формированием осознанного восприятия живых организмов и человека как части природы.

Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, парная.

I. Организационный момент.

ЗАДАЧИ:

1. Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки;

2. вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки;

3. побываем в роли селекционеров.

II. Изучение новой темы.

1) Актуализация знаний.

Мы продолжаем изучение цитологии – науки о клетке. Вы знаете, что любой живой организм имеет клеточное строение. Работать мы будем в группах. Поэтому и домашнее задание было дано по группам: “Составить синквейны по теме “Клетка”.

- Проверка синквейнов.

Итак, клетка – это мельчайший живой организм. Живой, жить, жизнь…

- А что такое жизнь?

Жизнь – это открытая саморегулирующая, самовоспроизводящая система, построенная из биополимеров и нуклеиновых кислот.

- Как вы понимаете определение "саморегулирующая система"?

Это система, обеспечивающая гомеостаз за счет нервно-гуморальной регуляции

- Как вы понимаете определение "самовоспроизводящая система"?

Это система, за счет которой происходит размножение

Одно из главных свойств живых организмов – размножение.

В основе размножения и роста лежит процесс деления клетки.

II. Изучение новой темы.

Записываем тему “Деление – основа размножения клетки. Бесполое размножение”.

Сегодня мы на уроке познакомимся с уникальным способом передачи наследственной информации от предков к потомству; будем на уроке в роли зоологов и селекционеров; выясним причину наследственной однородности потомства при бесполом размножении.

Вступление учителя.

Жизнь на Земле зародилась миллионы лет назад. В процессе эволюции одни организмы сменялись другими. Почему те организмы, которые жили в далекие времена, похожи на ныне живущие организмы? Каков механизм передачи наследственной информации от предков к потомству?

Работа парами на компьютерах /Кирилл и Мефодий 10-11 кл., Урок 19 стр.2/ 5 минут на прочтение страницы 2, работу с рисунками и подготовку ответа на вопрос: “Какой механизм лежит в основе деления клетки?”.

Обсуждение в группах. Фронтальная беседа.

Запись в тетради: Редупликация – это самоудвоение молекулы ДНК по принципу комплиментарности с помощью фермента дезоксирибонуклеазы (на доске вывешивается термин РЕДУПЛИКАЦИЯ).

Итак, передача последующей информации от предков к F, обеспечивается при помощи редупликации.

4. Вспомним из курса ботаники и зоологии виды размножения (бесполое и половое).

Задание. В ходе дальнейшей работы, внимательно слушая своих товарищей, составить схему: “Бесполое размножение”. В конце урока мы проверим у каждой группы.

а) Работа в группах.

На столах виды животных и растений (рисунки).

Подумать о размножении данных живых организмов:

I группа - малярийный плазмодий;

II группа - папоротники;

III группа - бактерии.

б) Индивидуальная работа (от каждой группы по одному ученику приглашаются к доске).

Задание: Представлены 8 комнатных растений: лилия, эспарагус, дифенбахия, сансивьера, фиалка узумбарская, бегония корлевская, хлорофитум хохлатый, толокнянка обыкновенная. Определить, как размножаются эти виды растений вегетативно. Подумать, какое значение имеет вегетативное размножение?

в) Проверка задания

Ответы учащихся по растениям:

Эспарагус-корневище;

Лилия – луковица;

Дефенбахия – побегом;

Сансивьера – листьями;

Фиалка - листьями;

Хлорофитум - усами;

Толокнянка – листьями, побегом.

Учитель: Значение вегетативного размножения: при бесполом и вегетативном размножении потомство получает однородную информацию по своим наследственным признакам. Это как бы бес численные копии одного родителя. Данная особенность используется в селекции, когда хотят сохранить полезные качества.

Ответы учащихся по животным:

I группа – малярийный плазмодий.

II группа – папоротники

III группа – бактерии.

Учитель: Итак, существует множество видов бесполого размножения.

Я прошу представить свои схемы на доске.

Беседа-обобщение по схемам.

Учитель представляет свою схему:

– Как вы думаете, чем характеризуется бесполое размножение?

Характеризуется тем, что новая особь развивается не из половых, а из самотических клеток, тем самым обеспечивается однородность потомства.

III. Закрепление знаний.

На доске: схема “ Размножение”.

– Что такое размножение?

– Какие вы знаете виды размножения?

– Чем характеризуется бесполое размножение? (подтвердить примерами, опираясь на таблицу).

Вывод: В ходе урока мы познакомились с механизмом передачи наследственной информации от Р к F, механизмом редупликации. Деление – основа размножения и роста клетки. Это один из главных принципов живых систем, многообразия и единства живой природы. Проникли в тайны клетки. Из курса ботаники и зоологии вспомнили виды бесполого размножения, значение вегетативного размножения.

IV. Домашнее задание:

1. I и II группы “ Половое размножение хломидоманады”, III группа “Половое размножение цветковых растений” Работы с рисунками.