Цели:
- раскрыть понятие “внутренняя среда организма”, ее роль в организме, значение постоянства внутренней среды;
- дать первоначальное представление о составе и функциях крови;
- развивать умения работы с различными информационными источниками, заполнять таблицы, составлять схемы.
Оборудование: таблица “Ткани”, фрагмент кинофильма “Кровь”, натуральный объект: кровь в пробирках 1– однородная (красная), 2 – отстоявшаяся, разделенная на красный осадок и прозрачную жидкость в верхней части пробирки.
Словарь: гематология, кроветворение, гомеостаз.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Встаньте ровно, расправьте плечи, почувствуйте свое тело, скажите ему мысленно “спасибо”, за то, что дает вам возможность активно прожить еще один день жизни. Садитесь.
2. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.
Учитель: Сегодня на уроке у нас много гостей – учителей нашей школы и школ города. Я немного волнуюсь, сердце то замирает, то учащенно бьется. А у вас? Наверное, выброс адреналина превышает норму? Напомните, что такое адреналин и объясните, что происходит в моем организме
Ученик: Адреналин – гормон, выделяемый надпочечниками, регулирует частоту сердечных сокращений. От надпочечников он кровью переносится к сердцу и изменяет частоту его сокращения.
Учитель: Какую функцию в этом процессе выполняет кровь?
Ученик: Транспортную, она транспортирует кровь к сердечной мышце.
Учитель: Что еще может транспортировать кровь?
Ученик: Кислород, питательные вещества.
Учитель: Что же такое кровь, с каким определение крови мы знакомы?
Ученик: Кровь – вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое.
Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение, состав, какие функции она выполняет?
3 Изучение нового материала
Учитель: Изучая материал темы “Кровь и кровообращение” для вас откроются секреты иммунитета, механизмы действия профилактических прививок, вы сможете ответить на вопросы:
– Почему краснухой, ветряной оспой болеют один
раз в жизни, а гриппом каждый год?
– Почему сердце не устает работать в течение 70 –
90 лет жизни?
– Как избежать заболеваний сердечно-сосудистой
системы, которые занимают первое место среди
заболеваний человека?
Готовы вы к познанию? Тогда – вперед! Сегодня тема урока – “Внутренняя среда организма”, цель – познакомить с внутренней средой организма человека, ее составными частями и выполняемыми функциями.
Учитель: Какая среда окружает организм человека?
Ученик: Газообразная.
Учитель: Постоянна ли температура внешней среды?
Ученик: Нет, она постоянно изменяется.
Учитель: Могут ли клетки человека существовать в газообразной среде?
Ученик: Не могут, обмен веществ может происходить только в жидкой среде.
Учитель: Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма человека?
Изучение нового материала предлагаю провести по инструктивной карте.
Инструктивная карта для изучения темы “Внутренняя среда организма” (для каждого ученика)
1 блок.
Цель: выяснить состав внутренней среды организма,
Задания: по тексту § учебника, рассказу ученика, рассматриванию крови в 2-х пробирках, составить схемы и ответить на вопросы
Рассказ ученика (демонстрация крови в 2-х
пробирках): Внутренняя среда организма
– это кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая
клетки организма. Внутренняя среда организма
относительно постоянна по своему составу и
химическим и физическим свойствам. Кровь – это
жидкая соединительная ткань, которая состоит из
плазмы и форменных элементов. Плазма – жидкое
межклеточное вещество. Форменные элементы – это
клетки крови. Плазма составляет 50 – 60% объема
крови, она на 90% состоит из воды, на 9% – из
органических веществ (белки, жиры, глюкоза,
мочевина), на 0,9 % – из неорганических веществ.
Лимфа – это бесцветная почти прозрачная
жидкость. В ней содержатся белки, жиры,
фибриноген, могут быть гормоны, лейкоциты,
лимфоциты. Состав лифы изменяется в зависимости,
какую функцию ей приходится выполнять в
определенный период.
Тканевая жидкость – это связующее звено между
кровью и лимфой. Она есть в межклеточных
пространствах всех тканей и органов. Из этой
жидкости клетки поглощают необходимые им
вещества и, наоборот, выделяют в нее продукты
обмена. По составу она близка к плазме крови, но
содержит меньше белка. Состав тканевой жидкости
меняется в зависимости от проницаемости
кровеносных и лимфатических капилляров, от
особенностей обмена веществ клеток и тканей.
Вопросы:
- Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови?
- Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянные переход из крови в клетки тканей воды, кислорода и питательных веществ?
Задание: доработать схему “Состав жидкой внутренней среды организма” (основы схемы на доске):
2 блок.
Цель: изучить состав крови, ее функции и роль в организме.
Задания:
– просмотреть фрагмента кинофильма “Кровь” и, прочитать статью §14 учебника;
– заполнить таблицу “Функции крови”:
Функция крови | Ее сущность |
1. Транспортная | Перенос кислорода и других веществ, находящихся в лимфе и тканевой жидкости |
2. Дыхательная | ? |
3. Регуляторная | ? |
4. Защитная | ? |
5. Гомеостаз | ? |
– составить схему “Состав крови”:
– ответить на вопрос “ Чем форменные элементы крови отличаются друг от друга?
– составить схему “Органы кроветворения”:
3 блок.
Цель: выяснить , почему состав внутренней среды организма остается постоянным.
Задание: прочитать статью §14, ответить на вопросы, сделать вывод.
Вопрос: что такое гомеостаз?
Вывод: гомеостаз (У.Кэннон, 1932 г.) – поддержание относительного постоянства внутренней среды организма, которое поддерживается согласованной деятельностью нервной и эндокринной систем.
4 блок. Проверка изученного.
Цель: проверить свои знания по изученному материалу по карточке с вопросами
Задание: выбрать правильные утверждения и отметить их на карточке. Проверить правильность работы по ключу, выставить себе отметку по шкале.
Проверочная работа.
- Кровь – жидкая соединительная ткань.
- Кровь и лимфа – это особые виды эпителиальной ткани.
- Лимфа – это просочившееся в лимфатические капилляры межклеточное вещество.
- Кровь состоит из форменных элементов.
- В лимфе присутствуют эритроциты и тромбоциты, а концентрация белков ниже, чем в плазме крови.
- Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют внутреннюю среду организма.
- Пространство между клетками заполнено межклеточным веществом.
- Нервная и гуморальная регуляция действуют независимо друг от друга.
- Ткань – это группа клеток разных по строению и происхождению, но объединенных общей функцией.
- Лейкоциты образуются в красном костном мозге.
- Форма лейкоциты постоянна.
- Для поддержания гомеостаза необходимо сохранение в организме постоянного количества воды и электролитов.
Ключ к карточке (на доске): правильные утверждения 1, 3, 5, 6, 7, 12
4. Домашнее задание: §14, схемы в тетради.
Подготовить рассказ по темам:
1. Группы крови человека.
2. R-фактор.
Учитель: Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделаете произвольно глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо за работу. Желаю удачи.