Биология
-
Мастерская "Omne ex owo" 2009
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
-
Элективный курс "Тайны живой природы" 2009
Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный характер.
-
Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса. 2009
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
-
Интегрированный урок биологии и обществознания по теме "Жизнь в мифологической, философской и научной картинах мира". 11-й класс 2009
Интегрированный урок (биология + история + обществознание), посвящен вопросу происхождения жизни на Земле. Способствует формированию мировоззрения школьников. Исследуя понятия жизни в различных картинах мира, учащиеся приходят к выводу о многообразии проявления жизни и ее уникальности. При проведении урока используются мультимедийные презентации, созданные учениками и учителями.
-
Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий 2009
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи".
-
Учебно-полевая практика "Растительный мир улуса" 2009
Назначение практики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
-
Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения" 2009
Целью урока является развитие знаний учащихся о системе органов кровообращения. В ходе урока используется мультимедийный проектор. На каждом этапе урока подводится итог и резюмирование материала. Урок разнообразен по формам работы учащихся, по используемым методам изучения, обобщения ЗУНов.
-
Тема урока "Класс Птицы" 2009
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы.
-
Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Органические и минеральные вещества. Нитраты" 2009
В школе введен пропедевтический курс "Физика. Химия" для 5—6-х классов, в процессе изучения которого обучающиеся получают начальные знания по предметам. Введение данного курса и изучение предмета "Природа. Введение в биологию и экологию" ориентирует обучающихся на выбор соответствующего профиля в старших классах.
-
Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор" 2009
На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.).
-
Прощание с ботаникой 2009
Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу.
-
Законы генетики 2009
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на практике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя.
-
Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы 2009
Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией.
-
Урок формирование новых знаний "Властелины Земли. Тип Членистоногие". 7-й класс 2009
Особенностью урока является то, что в ходе него учащиеся не получают готовых знаний, а на основе имеющегося опыта формируют, конструируют знания о новом типе животных - типе Членистоногих, выясняют, почему и с какой целью у них сформировался ряд приспособлений, позволяющих им господствовать на Земле. Такие знания оказываются более прочными, а сам урок становится интересным.
-
Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист" 2009
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стебле.
-
Урок–конкурс "Веселая анатомия" 2009
В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии.
-
Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ 2009
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
-
"Методы изучения наследственности человека". 10-й класс 2009
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека.
-
Урок-экскурсия в город Птицеград по теме "Экологические группы птиц" 2009
Урок-экскурсия в город «Птицеград» по теме «Экологические группы птиц» (7-й класс) разработан с использованием игровой технологии. Он предусматривает самостоятельное изучение нового материала в игровой форме. Основная форма работы - это групповая и индивидуальная работа по изучению нового материала.
-
Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании 2009
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
-
Урок биологии в 11-м классе по программе под редакцией И.Н. Пономаревой "Медицинская генетика – наука XXI века" 2009
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни.
-
Элективные курсы 2009
Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный характер и требует от школы обновления структуры. Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов.
-
К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры 2009
Научные исследования и школьная практика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
-
Урок биологии по теме "Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка" 2009
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания.
-
Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой" 2009
Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.).
-
Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений" 2009
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Практическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой.
-
Разработка урока "Клеточное строение организмов" 2009
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
-
Урок биологии по теме "Внешнее строение, поведение дождевых червей. Роль в почвообразовании" 2009
Лабораторная работа по изучению дождевых червей знакомит учащихся с внешним строением кольчатых червей, выделяет особенности их приспособления к среде обитания, делает объект узнаваемым на иллюстрациях и натуральных объектах.
-
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" 2009
Урок предназначен учителям биологии, работающим по учебнику биологии под редакцией Н.И. Сонина. В уроке использован материал, который могут усвоить и аудиалы, и визуалы, и кинестетики, так как урок сопровождается опытами, лабораторной работой и презентацией.
-
Интегрированный урок по биологии и русскому языку в 7-м классе 2009
Интегрированный урок биология + русский язык предназначен для учителей биологии и русского языка 7-го класса с якутским языком обучения. Проведение таких уроков повышает интерес к предмету, способствует развитию устной и письменной речи, совершенствует навыки составления научно–популярных текстов. Формирует чувство бережного отношения к родной природе.