Задачи:
-
сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас;
-
способствовать формированию навыка работы с учебником, умение делать выводы, развития устной речи; у учащихся правильного подхода к оценке расизма и социал-дарвинизма.
Оборудование: портреты представителей различных человеческих рас, раздаточный материал (расовые классификации), информационные листы.
На доске эпиграф: “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения… Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностям.” (статья 19.2 из конституции Р.Ф)
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения:
-
словесный (беседа с элементами самостоятельной работы);
-
наглядно-образный ( таблицы, иллюстрации, отрывки из стихотворений).
Формы организации познавательной деятельности:
-
индивидуальная,
-
групповая,
-
фронтальная.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.Костер, похрустывая ветками
Мне память тайную встревожил, -
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно быть им, “единственным”,
На человеческом рассвете,
На не уютной и таинственной
Необустроеной планете.
Быть может там был каждый гением
(бездарность выжила едва ли)
С таким бессмертным удивлением,
Они нам Землю открывали.
О каких биологических проблемах идет речь в этом стихотворении?
2. Повторение домашнего задания.
- Систематическое положение вида человек разумный.
- Факторы эволюции человека.
- Этапы эволюции человека.
- Почему между этапами происходит уменьшение исторического возраста?
Мы с вами живем в очень непростое время. С одной стороны, на пороге 21 века исчезло рабство, конституция практически любой страны запрещает дискриминацию по расовым признакам. В США даже слово негр считается оскорбительным и применяется выражение американец африканского происхождения.
С другой стороны у нас в России мы можем слышать анекдоты, то про один народ, то про другой. Постоянно ищут хорошие и плохие нации. Часто даже в печати поднимается вопрос: “Какая нация мешает благоденствию России?” Не пора ли нам определится с кем мы. Четкая гражданская позиция строится не на пустом месте. Она основывается на знаниях.
Сегодня на уроке мы ответим на вопросы:
Что такое расы?
Как они формировались, и стоит ли делить людей по цвету кожи?
Работа с информационным листом (приложение 1).
- Основные понятия урока (задание 1)
Раса
Расоведение
Метисация
Мулаты
Расизм
- Характеристика больших человеческих рас (задание2)
Докажите, что все расы биологически равноценны и едины по происхождению (используя задание № 3).
Однородны ли по своим морфологическим признакам группы людей составляющих одну расу?
Классификация без учета происхождения.
Выделяют 3 большие расы, которые включают в себя 22 малые расы, часть из которых переходные. Схема расовой классификации изображается в виде круга. Само существование переходных рас свидетельствует с одной стороны об изменчивости расовых признаков, а с другой стороны об условности деления человечества даже на большие расы. Малые расы возникли в результате смешанных браков, либо сохранили более древние черты, существовавшие до возникновения больших человеческих рас.
Расовая классификация человечества с попыткой реконструкции происхождения рас.
Как вы думаете, под действием каких факторов возникли расы?
Что необходимо чтобы действие отбора закрепилось?
Ледниковый период (100 лет назад) на 3 области: европеоид на западе, монголоид на востоке, негроид на юге. По каким признакам шел отбор?
- Выступление учащихся с сообщениями, подготовленными дома.
- Приспособительный характер морфологических признаков;
- Расизм. Примеры расовых агрессий. Социал-дарвинизм.
- Выводы по уроку (информационный лист, задание 5).Учащиеся самостоятельно формулируют выводы.
4. Закрепление материала (приложение 4).
5. Домашнее задание
6. Поведение итогов урока.
20 век ушел в прошлое, открыв третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивая настоящее, заглядывая в будущее.
Не насыщая пищей чрева,
Жует себя 20 век,
И рубит, рубит жизни древо
Как беспощадный человек
Великий разум! Запретит
Рубить хотя б последний сук
Ушедший век впервые в жизни человечества породил глобальный экологический кризис – это вызов всему человечеству, критическая проверка способностей людей, принадлежащих к разным расам, этносам, объединить усилия для спасения планеты.