Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Цели классного часа:
• воспитание уважения к культуре и истории края;
• формирование системы знаний о быте и культуре населения края;
• воспитание гражданской позиции, бережного отношения к культуре, сохранения традиций народа.

Задачи:

  • Развитие интереса к познанию традиций и обрядов Кубани
  • Создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа
  • Приблизить историю своего народа к сердцу учеников

Оборудование:
• предметы быта
• традиционная одежда казаков
• музыкальные записи казачьих песен
• макет избы

Ход классного часа:

Земля отцов - твоя земля!

Студёный ключ играет по оврагу

И , погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он.

Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни ,кухня, обряды и традиции. Обряды и традиции казачества.

Сегодня на классном часе мы совершим путешествие во времени в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями , музыкальной культурой и обрядами.

Откуда появилось слово «казак»?

-(из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды)

 Казачий курень

Классный руководитель:
"Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории.
1Ведущий:
Название "курень" – монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк.
Классный руководитель:
Если бы мы с вами перенеслись на 120 -130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно, же зашли в гости в каза­чью хату. В первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные (доливка), у окна стоял стол (сырно), вокруг стола деревянные лавки (канапеи), шкафчик для посуды, где стояли большой глиняный горшок (макитра), горшки поменьше (глэ-чики), чавуны для приготовления борща, каши. Сундук, дере­вянная кровать. В доме все было украшено вышитыми поло­тенцами — рушниками.
Давайте пройдём в школьный музей нашей школы « Кубанская горница», где нам юные экскурсоводы расскажут о традиционном убранстве казачьей хаты .
Текст экскурсии:
На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в "кибитках" (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.
На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.
Первые поселения возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. Воспоминания о них сохранилась в названиях. "Чиганаки" – это и есть постройка на сваях. А жили в них люди племени "чигов". Не случайно, видно, верхнедонских казаков дразнят "чигой востропузой".
Внутреннее убранство казачьей хаты
Если бы мы с вами перенеслись на 120 - 130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в., а в иных местах и позднее, были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким стопином (сырно). Застоя рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Иногда рассаживались семейными парами. Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях мелких домашних животных — все это создавало антисанитарные условия существования, приводившие к различным заболеваниям. В исполнении Кубанского казачьего хора звучит песня: « Ой, мий милый варенычкив хоче…»
Казачий костюм
Основой мужского казачьего костюма были рубаха с прямым разрезом ворота и штаны-шаровары. Рубаха шилась длиной почти до колен, с прямыми рукавами, которые вшивались с ластовицей (прямоугольной вставкой под мышками), а позже выкраивались. Такая рубаха, бытовавшая также и на Украине, была известна по всей Кубани. В конце XIX — начале XX в. стали появляться так называемые рубахи с талейкой (кокеткой) и косоворотки. Рубаха с талейкой появилась в сельской местности под влиянием города, главным образом среди молодежи, и встречалась везде на Кубани, хотя широкого распространения не имела. Как эта рубаха, так и особенно косоворотка, раньше появились в станицах, заселенных линейным казачеством. Это, по всей вероятности, объясняется тем, что станицы линейцев заселялись из южнорусских губерний России, где тоже бытовали такие формы рубахи. Косоворотка (в отличие от донского казачества, у которого она так и не привилась) в начале XX в. на Кубани получила очень широкое распространение.

2. Классный руководитель:
Во многих хатах станицы Лабинской собиралась молодёжь на вечёрку. В казачьих хатах часто звучали девичьи песни. Летом молодёжь предпочитала «улицу» , зимой же «посиделки». На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями.
Вокальная группа «Девчата» исполняют старинную казачью песню песню .

 Недостатки казаков.
Ведущий:
Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть своим нравом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питье. Француз Боплан писал о казаках» В бражничестве казаки пытались превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в этой удали с казаками
Мы сейчас попробуем восстановить общение двух друзей казаков лет этак 150 назад.

Театрализованная сценка: « Два кума»

Возвращение в класс для дальнейшего проведения классного часа.

Конь у казака
Классный руководитель:
Не принято было у казака иметь боевого коня – кобылицу.
У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена ,сестра , а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде, чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
1 Учащийся:
А у кубанских казаков перед выездом из дома на войну коня казаку приводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой» Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осеняя себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату ,на палисадник перед окнами, на вишнёвый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.
2 Учащийся:
Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.
Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберёг всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с поля боя на своё подворье.
При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой его конь под чёрным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конём шли близкие.
Классный руководитель:
? Могло ли что заменить казаку коня в средстве передвижения?
Казаки в начале этого века одними из пер­вых пересели с коня на самолет. А наиболее дос­тойные из них возглавили и возглавляют Военно-Воздушные Силы. Так есаул Ткачев В.М. воз­главил 1916 г. Военно-полевую авиацию. Военно-Воздушные Силы СССР возглавляли Глав­ный маршал авиации П.С. Кутахов, маршалы авиации Ефимов А.Н., Шапошников Е.И. Пер­вым Главкомом ВВС России стал донской казак генерал-полковник Дейнекин П.С.
А в космосе уже бывали казаки В.В. Горбатко, Г. Т. Береговой.
Но ,пожалуй самыми красочными и интересными были у казаков свадебные традиции, начинающиеся со сватовства.
 Сватовство казака.
Воспитывая девочку, взрослые старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. Росла девочка с мыслью, что она - будущая мать и хозяйка.

Девичья жизнь заканчивалась сватовством. Молодой казак мог видеть девушку только в поле на работе, в церкви и во время гулянья, где водились хороводы. Если ему приглянулась казачка, вместе с отцом и крестным приходил в дом будущей невесты “чайку попить”.

Казаки – народ гордый, горячий, вооруженный, поэтому во всех обычаях были сдержанны и боялись обидеть друг друга. Даже отказ сватам давался так, чтобы не задеть людей словом. Поэтому во время знакомства ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорилось. Жених как бы невзначай клал на стол фуражку донышком вниз. Если девушка переворачивала фуражку – можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку – о сватовстве не могло быть и речи.

Учащийся:

Молодой казак дивчину
Замуж звал, дарил цветы,
А дивчина та, на диво,
Была яркой красоты.
-Мне колечко, да с брильянтом,
Гордо молвила она.
-Алу ленту с красным бантом,
А, иначе, не твоя.
И смеется, и лукавит,
И глядит ему в глаза.
Эка, стерва, ведь обманет!
Ей бы только жемчуга.
А казак стегает круто

Белогривого коня.
И красавице наутро
Дарит кольца и шелка.

На подарки не взглянула
Их она не приняла.
И лица не повернула,
Гордо в горницу ушла.
Не подумав, погубила
Молодого казака,
А вот если б полюбила

Может, счастлива была.

Классный руководитель:
Само сватовство так же было полно символичных и магических элементов. Так, при начале разговора сватов с родителями невесты, ещё стоя на улице пришедшие не называли имён молодых. Вместо имён они использовали слова: "товар" – "купец", "тёлочка" – "бычок", "голубка" – "голубок" и так далее. Так как разговор начинался на улице, то считалось, что такие иносказания защитят договаривающихся от сглаза.

Классный руководитель: вопросы « на засыпку» для класса
 -о ком ведётся речь?
Был бы купец, а товар есть.(невеста)
В нашем жите хорош росток (о женихе).
 Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку (или: куницу).(невеста)

-Что означают эти русские свадебные пословицы?
 День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).
 Не за отца отдать, а за молодца.(по любви надобно выходить, а неза богатсво рода)
 Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты).
 Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж)

Давайте перенесёмся опять в прошлое и посмотрим как проходило сватовство в станице Лабинской 100 лет назад.

Театрализованное представление сватовства

Заключительная часть
Классный руководитель:

Что такое Кубань?- это гордые горы
Это шум водопадов с вершин снеговых,
Это ветров морских заревые просторы,
Это рокот прибоев крутых.

Что такое Кубань? – Это дружба людская,
Это подвиг в боях и делах трудовых,
Это песни любви соловьиного края,
Это верность сердец молодых.

На этом классный час закончен.Я надеюсь ,что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через всю свою жизнь.

Презентация