Цели:
- Образовательные:
- Формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.
- Формирование умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику.
- Воспитательные:
- Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем
- Содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы
- Развивающие:
- Развитие общеучебных умений и навыков – работы с инструктивными картами в рамках модуля.
- Развитие познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики
Оборудование: Компьютер, экран, проектор, инструктивные карты, Презентация.
Ход урока
УЭ | Основное содержание | Указания к действию | ||||||
УЭ 0. Слайд 2 | Интегрирующая цель:
|
|
||||||
УЭ 1. Слайд 3 | Цель: Повторить
ранее изученный материал и подготовиться к изучению нового
материала.
Вводный тест: I. Выберите правильные ответы на вопросы
II. Выберите правильное суждение
III. Выполни задание: Слева предлагается условие задачи. Справа – логическое следствие из этого условия. Заполните пропуски.
Выполнив задание, поменяйтесь тетрадями и сверьте ответы с ключом правильности. Выставите оценку, пользуясь критериями:
Ключ ответов
| |||||||
Слайд 4. |
Уточни у товарища или учителя вопросы, на которые даны ошибочные ответы. |
Только после уточнения ошибочных ответов переходите к УЭ 2 |
||||||
УЭ 2
|
Цель: познакомится с первым
законом Г. Менделя
Проблемный вопрос: Молодая пара мечтает о ребенке. Муж и жена имеют карие глаза. Возможно ли это? (Выскажите своё мнение) I. Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос (устно):
При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга _____________признаком, всё __________ поколение F окажется _________ и будет по фенотипу похоже на родителей. Сверьте ответы с ключом правильности. При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение F окажется единообразным и будет по фенотипу похоже на родителей Попробуйте ответить на проблемный вопрос. (Устно) |
|
||||||
УЭ3
|
Цель: Познакомиться со вторым
законом Г.Менделя, законом чистоты гамет. Научиться составлять схемы
скрещивания.
I. Послушайте рассказ учителя и ответьте на вопросы:
II. Запишите в тетрадь.
Ответ: F1 – по генотипу 100% Аа, по фенотипу – 100% желтые; F2 – по генотипу ¼ АА + ½ Аа + ¼ аа;
|
|
||||||
УЭ 5
|
Цель: Применение полученных знаний для
решения генетических задач.
Попробуйте ответить на проблемный вопрос. (Устно). Решите задачи и сделайте выводы.
Определите у себя наличие данных признаков. Выясните дома от кого вы получили этот признак по наследству.
рецессивная гомозигота - …..
Р ♀ простые бобы X ♂ вздутые бобы
Р от F1 ♀ простые бобы X ♂ простые бобы
Сверьте ответы с ключом правильности.
|
|
||||||
УЭ 6 | Цель: Подведение итогов. Определение
домашнего задания.
Творческая работа: Составить родословную своей семьи (папа, мама, братья, сестры, бабушки, дедушки) по любому из внешних признаков. Спасибо за работу! |
Д/З. Изучить параграф 3.5, ещё раз выполнить работу по карте |
Литература
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. “Биология. Введение в общую биологию и экологию”, 9 класс, Дрофа, М., 2005г
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В., “Поурочные разработки по общей биологии”, 9 класс, М., “ВАКО”, 2006г.
- Болгова И.В. “Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы”, М., “Мир и Образование”, 2005г.
- Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б., “Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие”. – Саратов: “Лицей”, 2004.
- Н.И.Шишкинская “Генетика и селекция. Теория.Задания.Ответы.”.- Саратов: Лицей, 2005.