Цель урока: систематизировать знания о грибах, познакомиться с разнообразием грибов и выяснить их роль.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Тайна оставленных записок:
- Десятый век. Франция. Ужасные бедствия распространились среди людей: скрытый огонь, съедающий конечности и тело. Этот огонь вызывает в организме человека резкие сокращения мышц и суставов, приводя к судорогам, поражает нервную систему. В народе это тяжёлое заболевание получило меткое название «злые корчи». Какой гриб вызывает это заболевание? (Спорынья).
- Из его грибной биографии: он причастен к истории. Чёрные чернила высшего качества получают из его мякоти. Царские особы подписывали этими чернилами особо важные бумаги. Подлинность такой подписи надёжно удостоверялись наличием мельчайших спор. Что это за гриб? (Лохматый навозник).
- Спрятался за пень – шапка набекрень, кто проходит близко – кланяется низко.
- Есть они, и не в лесу: в тесте, пиве и квасу.
- Выросли на полочке кисточки-метёлочки, кисточки зелёные – лекари хвалёные.
- Без зубов, а дерево грызёт.
Итак, тема нашего урока: «Многообразие грибов, их роль в биосфере и жизни человека».
Личная значимость изучаемого для школьников: картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки от парши. Самый ценный гриб – это боровик, трюфель, а может пеницилл?
II. Определяем исходный уровень знаний.
Царство грибов, хотя и не такое многочисленное, как некоторые другие царства, тем не менее, оно имеет свои особенности. Ответьте на вопросы:
- Почему грибы выделены в отдельное царство?
- В народе говорят о грибах, что они не растения и не животные, но и то и другое. Почему?
- Какой тип питания характерен для грибов?
- Какие способы добывания пищи у грибов?
- Как размножаются грибы?
- Что такое микориза?
- Какие грибы называют трубчатыми и пластинчатыми?
III. Изучение нового материала.
Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые и на грибы совсем не похожи. Например, плесневые грибы, дрожжи. Плесневые грибы живут рядом снами, в наших квартирах. Часто мы их не замечаем, пока они не проявят себя слишком активно. В тексте ваших учебников (стр. 200–201, учебник И.Н.Пономарёвой «Биология 6 класс» и стр. 69, учебник С.Н.Ловягиной «О тех, кто растёт, но не бегает») находим информацию о таких грибах и делаем вывод о значении их в биосфере и жизни человека. (Учащиеся представляют сообщение «Пеницилл» 3–5 минут).
Дрожжи – это тоже организмы, обладающие основными свойствами грибов. Дрожжей известно около 500 видов. Представьте себе, что продающиеся в магазинах пачки дрожжей – это живые организмы. Если их небольшое количество развести в воде и посмотреть под микроскопом, можно увидеть разнообразные клетки. А добавив в воду немного сахара, клетки начнут расти и размножаться. О том, как используют дрожжи, находим информацию в учебнике С.Н.Ловягиной «О тех, кто растёт, но не бегает» стр. 68.
Мы уже отмечали, что и плесневые грибы и дрожжи являются сапрофитами. Но среди представителей грибов немало тех, кто может вызывать различные заболевания растений, животных и человека, то есть паразиты. Особое значение для человека имеют грибы, поражающие сельскохозяйственные растения. Познакомимся с такими грибами. (Заслушиваются сообщения учащихся по темам: «Фитофтора», Микозы человека и животных», «Трутовики»). Делаем выводы о том, как можно бороться с паразитическими грибами.
IV. Закрепление изученного материала.
Мы познакомились с многообразием грибов и отметили их роль в биосфере и жизни человека. Вернёмся к тем тайнам оставленных записок, что я Вам сообщила в начале урока.
- К какой группе грибов (съедобных, несъедобных, паразитических, сапрофитных) Вы отнесёте данные объекты?
- Почему настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, «поганку»?
- Может ли плесень не только портить продукты, но и улучшить их качество?
- Зачем маляры перед побелкой смачивают потолок медным купоросом?
- Какие условия благоприятны для роста дрожжей в тесте?
- Ты решил построить деревянный дом. Какие меры по защите от гниения ты предпримешь на стадии проектирования и во время строительства?
V. Домашнее задание.
- Знать особенности грибов.
- Найти народные приметы о грибах.
- Дать объяснение пословицам:
У мухомора свое назначение, он для зверя лесного печенье.
Гриб в банки закатал – опасность для здоровья создал.
Литература:
- Ловягина С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. О тех, кто растёт, но не бегает. – М.: Баласс, 2002.
- Пономарёва И.Н. Биология. 6 класс. – М.: Вентана–Граф, 2008.
- Лернер Г.И. Ботаника. 6–7 класс (тесты, задания). – М.: Аквариум, 1998.
К уроку приложена презентация с учебными материалами (приложение).