Многообразие грибов, их роль в биосфере и жизни человека

Разделы: Биология


Цель урока: систематизировать знания о грибах, познакомиться с разнообразием грибов и выяснить их роль.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Тайна оставленных записок:

  1. Десятый век. Франция. Ужасные бедствия распространились среди людей: скрытый огонь, съедающий конечности и тело. Этот огонь вызывает в организме человека резкие сокращения мышц и суставов, приводя к судорогам, поражает нервную систему. В народе это тяжёлое заболевание получило меткое название «злые корчи». Какой гриб вызывает это заболевание? (Спорынья).
  2. Из его грибной биографии: он причастен к истории. Чёрные чернила высшего качества получают из его мякоти. Царские особы  подписывали этими чернилами особо важные бумаги. Подлинность такой подписи надёжно удостоверялись наличием мельчайших спор. Что это за гриб? (Лохматый навозник).
  3. Спрятался за пень – шапка набекрень, кто проходит близко – кланяется низко.
  4. Есть они, и не в лесу: в тесте, пиве и квасу.
  5. Выросли на полочке кисточки-метёлочки, кисточки зелёные – лекари хвалёные.
  6. Без зубов, а дерево грызёт.

Итак, тема нашего урока: «Многообразие грибов, их роль в биосфере и жизни человека».

Личная значимость изучаемого для школьников: картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки от парши. Самый ценный гриб – это боровик, трюфель, а может пеницилл?

II. Определяем исходный уровень знаний.

Царство грибов, хотя и не такое многочисленное, как некоторые другие царства, тем не менее, оно имеет свои особенности. Ответьте на вопросы:

  1. Почему грибы выделены в отдельное царство?
  2. В народе говорят о грибах, что они не растения и не животные, но и то и другое. Почему?
  3. Какой тип питания характерен для грибов?
  4. Какие способы добывания пищи у грибов?
  5. Как размножаются грибы?
  6. Что такое микориза?
  7. Какие грибы называют трубчатыми и пластинчатыми?

III. Изучение нового материала.

Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые и на грибы совсем не похожи. Например, плесневые грибы, дрожжи.  Плесневые грибы живут рядом снами, в наших квартирах. Часто мы их не замечаем, пока они не проявят себя слишком активно. В тексте ваших учебников (стр. 200–201, учебник И.Н.Пономарёвой  «Биология 6 класс» и стр. 69, учебник С.Н.Ловягиной  «О тех, кто растёт, но не бегает»)  находим  информацию о таких грибах и делаем вывод о значении их в биосфере и жизни человека. (Учащиеся представляют сообщение «Пеницилл»  3–5 минут).

Дрожжи – это тоже организмы, обладающие основными свойствами грибов. Дрожжей известно около 500 видов. Представьте себе, что продающиеся в магазинах пачки дрожжей – это живые организмы. Если их небольшое количество развести в воде и посмотреть под микроскопом, можно увидеть разнообразные клетки. А добавив в воду немного сахара, клетки начнут расти и размножаться. О том, как используют дрожжи, находим информацию в учебнике С.Н.Ловягиной «О тех, кто растёт, но не бегает» стр. 68.

Мы уже отмечали, что и плесневые грибы и дрожжи являются сапрофитами. Но среди представителей грибов немало тех, кто может вызывать различные заболевания растений, животных и человека, то есть паразиты. Особое значение для человека имеют грибы, поражающие сельскохозяйственные растения. Познакомимся с такими грибами. (Заслушиваются сообщения учащихся по темам: «Фитофтора»,  Микозы человека и животных», «Трутовики»). Делаем выводы о том, как можно бороться с паразитическими грибами.

IV. Закрепление изученного материала.

Мы познакомились с многообразием грибов и отметили их роль в биосфере и жизни человека. Вернёмся к тем тайнам оставленных записок, что я Вам сообщила в начале урока.

  1. К какой группе грибов (съедобных, несъедобных, паразитических, сапрофитных) Вы отнесёте данные объекты?
  2. Почему настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, «поганку»?
  3. Может ли плесень не только портить продукты, но и улучшить их качество?
  4. Зачем маляры перед побелкой смачивают потолок медным купоросом?
  5. Какие  условия благоприятны для роста дрожжей в тесте?
  6. Ты решил построить деревянный дом. Какие меры по защите от гниения ты предпримешь на стадии проектирования и во время строительства?

V. Домашнее задание.

    1. Знать особенности грибов.
    2. Найти народные приметы о грибах.
    3. Дать объяснение пословицам: 

У мухомора свое назначение, он для зверя лесного печенье.

Гриб в банки закатал – опасность для здоровья создал.

Литература:

  1. Ловягина С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. О тех, кто растёт, но не бегает. – М.: Баласс, 2002.
  2. Пономарёва И.Н. Биология. 6 класс. – М.: Вентана–Граф, 2008.
  3. Лернер Г.И. Ботаника. 6–7 класс (тесты, задания). – М.: Аквариум, 1998.

К уроку приложена презентация с учебными материалами (приложение).