Школьные кабинеты… Какие они сейчас бывают разные: от оборудованных современной техникой до традиционных классных комнат с набором старых таблиц, муляжей и коллекций. От строгих учебных помещений с голыми стенами и с выстроенными по ранжиру папками. До уютных и радостных комнат с цветами. (слайд №1)
Учебный кабинет за последние десятилетия успешно эволюционирует от стандартного места трансляции ЗУНов к пространству, обеспечивающему разнообразную деятельность детей, различные формы взаимодействия в системах “учитель – ученик” и “ученик – ученик”
Дидактический кабинет – является дидактическим средством. Обеспечивающим успешную деятельность каждого ученика.
Учебный успех каждого ученика – это постоянный рост его учебных возможностей. (слайд №2)
Что можно отнести к параметрам учебного успеха ученика. Была разработана динамическая система личности – как совокупность подсистемы требующих различные способы педагогического воздействия
К такому набору относятся: (слайд №3)
- Направленность личности – это интересы ,идеалы, желания и иерархия ценностей (воспитание);
- Опыт – знания, умения, навыки (обучение);
- Особенности психических процессов – воля, память, чувство, доминирование полушарий (что заложено с рождения);
- Биопсихические свойства – возрастные особенности разный темперамент.
Четыре основных компонента личности в своей целостности с точки зрения учителя определяют четыре группы требований к созданию целостной среды на его занятиях и во внеурочной деятельности.
Среда должна: (слайд №4)
- Мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений, навыков.
- Формировать у учащихся систему знаний.
- Формировать у учащихся систему предметных межпредметных умений и навыков.
- Развивать у него познавательную сферу и через развитие психофизических свойств (внимание, память).
На основании всего сказанного можно представить структуру учебного успеха ученика. (слайд№5)
- Знаю – обученность (оценка по предметам).
- Могу – внимание, память, модальность.
- Умею – организационные навыки, коммуникативные и информационные навыки.
- Хочу – уровень развития мотивационной сферы. (слайд №6)
Каждый из параметров – это отрезок из какой-то центральной точки, а уровень развития параметра- длина этого отрезка. (слайд№7) Если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей. Какая память – так будет усваиваться учебный материал.
Выбор тех или иных форм учебной работы для конкретного ученика – это модальность и полушария головного мозга.
Обучаемость – определяется и уровнем интереса ученика к предмету, и обьемом усвоенных им знаний, и уровнем развития у него общеучебных навыков. И психофизиологическими особенностями личности.
Изложенные выше дидактические основания учебного успеха ученика отражаются в управленческой деятельности учителя – заведующего учебным (предметным) кабинетом.
Поэтому для обеспечения учебного успеха ученика кабинет должен:
1. Содержать информационное обеспечение (ученик должен иметь возможность ЗНАТЬ) (слайд№8).
2. Быть обеспечен средствами, обучающими ученика практическим предметным, меж-предметными навыками (ученик должен иметь возможность научиться УМЕТЬ) (слайды №9-11).
3. Быть обеспечен средствами, обеспечивающими комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих познавательных возможностей).
В кабинете есть ресурсы, обеспечивающие разные способы восприятия одного и того же материала. Кабинет есть телевизор, видеоаппаратура, музыкальный центр (слайд №12).
4. Обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению биологии (ученику надо помочь осознать и развивать собственный интерес к учению этого предмета).
- обеспечение выпускнику возможность приобрести в стенах школы навыки здорового образа жизни.
Состояние здоровья учащегося – важный показатель работы учителя.
Обеспечение здоровьесберегающих условий – это и цветовая гамма классного пространства, которая воздействует через визуальный канал на психику человека его эмоциональное состояние. На голые однотонные стены самого “положительного” цвета могут вызвать утомление , поэтому должны присутствовать “пятна” контрастного цвета (слайд №13).
Одним из показателей работы учителя биологии – это внеклассная работа (слайд №15).