Предмет: русский язык.
Система: традиционная с элементами углубленного изучения.
Класс: 5
Форма урока: Лингвистическая экскурсия (игра).
Оборудование:
1. Маршрутный лист.
2. Особые денежные знаки достоинством в 1 “ум”.
3. Карточки № 1, 2.
4. Репродукция картины А.А. Пластова “Летом”.
5. Сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я хотела бы предложить вам провести экскурсию по замечательной, но сложной стране Синтаксис.
(Запись темы в тетрадях. Выяснение лексического значения слова “экскурсия”).
- Давайте представим, что наш класс – это синтаксический поезд, а ваши места – это уютные вагончики, где вы очень комфортно себя чувствуете. У нас есть схема маршрута. Чтобы экскурсия была плодотворной, я советую вам захватить с собой багаж. Как вы думаете, а что надо иметь в своём багаже? (Знания).
- Багаж знаний нам очень понадобится в дальнейшем, но мы можем в течение урока его пополнить “умами”. Ваша задача – как можно больше собрать их за урок.
- Вы любите сказки? (Ответы учащихся).
- Прекрасно. Хозяевами наших ситуаций будут сказочные герои ваших любимых сказок. Приготовились? Вперед, в дорогу за знаниями!
II. Повторение ранее изученного
- Первая станция, вспомогательная, она служит своеобразным пропуском в страну Синтаксиса. Иногда мы сомневаемся в правописании окончаний существительных и прилагательных. Сейчас мы на станции “Повторяй-ка”. Приготовьте сигнальные карточки И, Е.
Идет работа с сигнальными карточками, комментирование орфограммы.
a) читает сказку
гонит прочь
рисует Кай
надеется на Золушку
тянет невод
едет в ступе
б) Баба-Яга в избушке
на мягкой перинке
Красная Шапочка у тропинки
пришла к бабушке
мышка в норке
- Хорошо, я думаю, наши хозяева станции остались довольны работой.
За правильные ответы ребята получают “умы”.
III. Закрепление раздела “Синтаксис”
- Подъезжаем ко 2 станции “Узнавай-ка”. Но что это? Тучи закрыли небо, сейчас на нас обрушится дождь, но не простой, а дождь знаний. Нам надо собрать все дождинки до единой, они пригодятся нам на следующих станциях.
Экспресс-опрос по теории
1. Единицы изучения синтаксиса?
2. Раздел лингвистики, в которой излагается система знаков препинания?
3. Что мы называем словосочетанием?
4. Назовите типы словосочетаний по главному слову?
5. Способы связи в подчинительных словосочетаниях?
6. Назовите виды предложений по цели высказывания?
7. Что мы называем предикативным центром?
8. Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
9. По строению предикативного центра предложения делятся на …
10. Виды односоставных предложений?
11. В чём отличие ССП от СПП?
Вопросы могут быть разные, в зависимости от уровня подготовленности класса. За правильные ответы даются “умы”. Они раздаются на каждой станции.
- А вот и следующая станция “Убирай-ка”. Здесь хозяйничают словосочетания. Но что это? Они чем-то расстроены. Давайте узнаем в чём дело? Понятно, всё перепуталось. Будем помогать наводить порядок . Нам надо найти в строю лишнее и убрать его.
Игра “Третий лишний” на способы подчинительной связи.
- родные дочери
сыграть свадьбу
грязная работа
2. забивалась в уголок
знатные особы
сказала Золушке
3. драгоценные камни
крестная мать
очень трудно
4. королевский сын
пришли с туфелькой
видели на балу
- Ребята, а кто догадался, герои какой сказки живут на этой станции? Кто автор?
- Четвертая станция называется “Распределяй-ка”. На этой станции живут герои сказок А.С. Пушкина. Нам надо распределить предложения по группам, исходя из цели высказывания.
Идет самостоятельная работа учащихся, затем – самопроверка (ключ заранее на доске).
1. Не губи ты нашу душу! Вытесни ты нас на сушу.
2. Но из бочки кто их вынет?
3. А теперь ты воротись, не горюй и спать ложись.
4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
5. Чем вы, гости, торг ведете?
6. Будь же, князь, ты комаром!
7. Ветер весело шумит, судно весело бежит.
8. Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.
Ключ
Побудительное |
Вопросительное |
Повествовательное |
1, 3, 6 |
2, 5 |
4, 7, 8 |
Всем, кто справился с заданием, раздаются “умы”.
- Кто были хозяевами этой страны? (Учащиеся называют сказки).
- Пятая станция “Выбирай-ка”. Здесь нас ждет препятствие, и, чтобы его преодолеть, мы должны быть очень внимательны. Наша задача - начертить правильный график. Только при этом условии наш синтаксический поезд пойдет дальше.
Графический диктант
Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
1. У своего кресла король остановился и поднял голову.
2. Потом взошло солнце, и Оля остановилась.
3. Оля говорила слабым голосом, потому что испугалась.
4. Мы умолкли.
5. Гурда подняли, вынесли на руках из подвала и положили к солнцу.
6. Девочки не заметили, что добрая Аксал уступила им постель.
7. Пришло время почаще наказывать народ, чтобы они боялись нас.
- Ребята, а герои этой сказки вам знакомы? (Виталий Губарев “Королевство кривых зеркал”).
- Мы приближаемся к следующей станции “Выделяй-ка”. У вас на карточках есть листочки с предложениями, ваша задача – быстро выделить в них предикативные центры и прочесть их нам. За правильные ответы - “умы”.
Работают самостоятельно, затем проверка. (карточка №1).
Карточка №1
1. Хорошо живет на свете Вини-Пух.
2. Храбрый пули не боится.
3. Хорошая книга – просто праздник.
4. Герда – добрая и смелая девочка.
5. Златая цепь на дубе том.
6. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
- Внимание! Следующая ситуация “Составляй-ка”. Выполнив ряд задач, по этапам записывая ответы, мы с вами получим очень интересную, полезную и поучительную пословицу.
Ребята составляют пословицу по мере выполнения задания.
1. Из предложения “У него был острый ум ” возьмите подлежащее.
2. Найдите дополнение, выраженное существительным, поставьте его в именительный падеж: "В этой одежде Кай выглядел великолепно".
3. Найдите вопросительное местоимение, поставьте его в женский род. “Который час?” - спросила Золушка.
4. Найдите обстоятельство времени. Никогда не делай этого, Маугли.
5. Найдите сказуемое. Пока не износится твоя обувь, ты его не найдешь.
Ум - одежда, которая никогда не износится.
Комментируем постановку тире и запятой.
- Ну и наконец мы подъезжаем к последней на сегодняшний день станции “Вытворяй-ка”. Это одна из увлекательных станций. У нас на партах лежит репродукция картины А.А. Пластова “Летом”. Рядом листочки-помощники, где указаны предикативные центры. Используя их, составьте рассказ или сказку по этой картине (карточка №2).
Карточка №2
1. Полдень.
2. Расположились грибники.
3. Прилегла и уснула.
4. Девочка устроилась.
5. Она собирает и кладет.
6. Дремлет лес.
7. Краснеют ягоды.
8. Корзины полны.
Составление работ, чтение в классе, обсуждение (можно использовать любую)
- Ну, вот и закончилась наша экскурсия, давайте посмотрим, на сколько пополнился ваш багаж знаний.
VI. Подведение итогов урока, подсчет “умов”, поощрение учащихся