Цели урока:
- Подготовка учащихся к передаче содержания текста упражнения 460 [1] в форме рассказа, услышанного от кого-либо из его героев.
- Развитие творческого воображения, формирование умения самостоятельно составлять рассказ с обрамлением, умения употреблять в рассказе о прошлом глаголы в настоящем времени;.
- Формирование норм правильной литературной речи.
- Воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости.
Оборудование урока:
- Плакаты, на которых написан план рассказа (от имени Витьки, его товарища, рабочего).
- Листы контроля для консультантов.
- Плакат с кроссвордом "Конвейер".
- Пост-плакат "Инспектор ГИБДД".
- Карточки с изображением автозаводов, автомашин для сильных учащихся.
- Стол-станок рабочего, на котором игрушечные инструменты, машина.
- Вопросники для кроссворда.
План урока.
- Проверка домашнего задания консультантами.
- Сообщение темы урока.
- Решение кроссворда "Конвейер".
- Работа по группам "По следам выполненных упражнений", словарный диктант, "Выбрать знаки сервиса".
- Инсценирование упражнения 460.
- Составление плана изложения.
- Написание изложения в форме рассказа.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания – упражнения 460.
Консультанты, используя "Лист контроля", докладывают о выполнении упражнения.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ консультанта Григорьевой Лены
№ | Ф.И. учащегося | Сделал упражнение | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
1 | Биккулов В. | + | 7 | 10 | 1 |
2 | Гимранова Л. | + | 10 | 10 | 1 |
3 | Первеева Г. | – | 8 | 3 | 1 |
4 | Гузаирова Р. | + | 13 | 10 | 1 |
5 | Сементеев С. | – | 6 | 10 |
ГЛАГОЛЫ
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
свинчивают бегут сходят ходим смотрим оглядываемся выходит говорит глядим сходит показывает кричит становитесь |
ходили видели закричали завинчивал позволил не поверили побежали улыбнулся сказал завинтил |
помочь хотите |
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, продолжим работу по упражнению 460. Сегодня мы проводим урок деловой игры. Наша цель: "Написать изложение в форме рассказа с обрамлением, употребить в рассказе о прошлом глагол в настоящем времени". Это записано на доске.
С какой целью в рассказе о прошлом употребляются глаголы в настоящем времени?
Ученик: В рассказе о прошлом употребляются глаголы в настоящем времени для того, чтобы яснее, чётче представить действия, события, происходящие с героями.
3. Решение кроссворда "Конвейер".
Учитель: Продолжим игру. Решить кроссворд (Рис.1). На столах у вас вопросы, работайте парами и заполняйте на этих же листах.
ВОПРОСЫ КРОССВОРДА
1. С помощью чего можно поднять железобетонный блок на стройке?
2. Что нужно для соединения кирпичей при их кладки?
3. Образуйте прилагательное от слова "камень".
4. Найти одно из слов фразеологизма: "Ты потрудился на славу".
5. Как называется помещение, куда ходили ребята на экскурсию?
6. Что ребята завинчивали?
7. Найти одно из слов Витьки: "Вот здесь моя гайка".
8. Рабочий попросил ребят встать в …?
Учитель: Ребята, объясните лексическое значение слова "Конвейер". Какой словарь поможет нам в этой работе?
Ученик: Это слово иноязычного происхождения, его лексическое значение лучше узнать из "Словаря иностранных слов". (Зачитывает словарную статью).
Конвейер, -а, м. (англ. conveyer). Устройство для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одной операции к другой, а также для транспортировки грузов. Со всего завода стекаются по конвейеру разобщенные детали, чтобы соединиться, прийти в движение, заработать. (Злобин.)
Итак, повторим слово КОН-ВЕЙ-ЕР.
4. Работа по группам.
Учитель: Первая группа (сильные учащиеся), у вас на столах карточки с заданиями. Составьте связные предложения, используя слова: автозавод, конвейер, сходить, машина, блестящий, новенький, самосвал.
Вторая группа (слабые учащиеся) пишет словарный диктант под диктовку консультанта. На обратной стороне доски записаны эти слова для самопроверки. Консультанты помогают проверять и сообщают оценки.
Третья группа – "Инспекторы ГИБДД". У поста ГИБДД выбрать знаки сервиса и разложить карточки по кармашкам.
Рис. 2
Проверка выполненных заданий.
Первая группа. 2 учащихся читают составленные предложения.
Вторая группа занимается самопроверкой вместе с консультантом.
Третья группа – инспекторы ГИБДД проводят инструктаж.
Учитель: Слово просит консультант.
Консультант у доски составляет схему "Рассказ с обрамлением". (Рис. 3).
Рис. 3
5. Инсценирование упражнения 460.
Учитель: А теперь представьте себе, что в нашем классе есть Витька Харитонов.
Ученица: Да нет его!
Учитель: Опять, ребята, подвел он нас?
Раздается стук в дверь. Вбегает Витька.
Ученик-Витька: Извините, опять опоздал. История со мной приключилась. Вчера опоздал на экскурсию на автозавод. Можно объясниться? Играли мы с ребятами во дворе в прятки. Я долго искал, куда бы спрятаться, чтобы подольше искали. Вижу, стоит грузовик, только влез я в кузов, как грузовик тронулся. И я – поехал! Ну ладно, думаю, прокачусь. Смотрю – подъезжаем к автозаводу. Обрадовался я, вас увидел и про экскурсию вспомнил.
(Далее следует пересказ текста упражнения 460).
Я предлагаю вам, ребята, такой план изложения.
Рассказ Витьки.
- Экскурсия на завод.
- Я наблюдаю за действиями рабочих у конвейера.
- Иван Иванович предлагает мне завинтить гайку.
- Ребята ищут меня.
- "Вот здесь моя гайка!"
- Очередь у конвейера.
Учитель: Ребята, представьте себе, что мы пришли в клуб автозаводчан. Там мы услышали рассказ лучшего рабочего.
Ученик-рабочий: Здравствуйте, ребята!
Рад встрече с вами. Вы просили рассказать о самом интересном в моей работе. Вспомнил я один случай.
(Ученик передает содержание текста упражнения от лица рабочего).
Предлагаю вам свой план рассказа.
Рассказ рабочего.
- Ученики подшефной школы на нашем заводе.
- Любопытный парнишка.
- В "плену" у ребят.
- Все ребята завинтили по гайке.
Неожиданно встает ученик и говорит:
- Друзья, мне Витька Харитонов такую историю рассказал. Вот послушайте.
(Ученик от лица товарища Витьки ведет рассказ об экскурсии на автозавод).
Вот план изложения.
Рассказ товарища Витьки.
- Экскурсия на завод.
- Витька пропал!
- Рассказ Виктора о работе на конвейере.
- Знакомство.
Эти рассказы учащиеся готовят дома, предварительно им предлагается ситуация, они сами додумывают.
Учитель: Итог первого урока. Ребята, вы услышали 3 рассказа. Подумайте, что мог бы придумать каждый из вас.
На втором уроке учащиеся пишут изложение в форме рассказа с обрамлением.
Литература.
- Баранов М.Т. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М., "Просвещение", 1998, с.175-176.
- Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. – М., "Просвещение", 1983, с. 88.
- Набор познавательных игр для детей младшего и среднего школьного возраста. – Ульяновск, 1992.