Разработка занятия лингвистического кружка

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Рис 1

Тема занятия:"Фантазии на тему :"Осенний лес""

Образовательные задачи:

- пробуждать у учащихся интерес к лингвистике как к науке;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать вкус учеников к изящной словесности.

Развивающие задачи:

- удовлетворять потребность одаренных детей в умственной работе, в страсти к познанию, формировать умственную активность путем совместной исследовательской деятельности педагогов и учащихся;
- развивать интеллектуальную деятельность как одну из самых ярких радостей жизни;
- развивать дивергентное мышление.

Воспитательные задачи:

- приобщать детей к культурным ценностям своего народа, воспитывать толерантное отношение к культурам других народов;
- воспитывать уважение к культу предков, преданиям и традициям;
- формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение.

Задачи социально-психологической коррекции:

- снижать эмоциональное напряжение;
- создавать положительное настроение и атмосферу принятия каждого;
- развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выражать свое;
- развивать ощущение свободы и творческой активности, умения удивляться, фантазировать, действовать сообща;
- соединять воспитание ума и чувства, побуждать привычку размышлять, гармонизировать и развивать здоровую “я - концепцию”.

Тип занятия: урок-фантазирование.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Структура урока.

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Обобщение и систематизация знаний.
4. Выводы.
5. Домашнее задание.

Ход занятия.

Рис 2

1. Организационный момент.

Сегодня мы совершим воображаемую прогулку по осеннему лесу. Вы поделитесь своими чувствами и мыслями, вы почувствуете себя в роли поэта. Ведь вполне возможно, что кто-то из вас станет великим поэтом или писателем. Я очень в это верю.

2. Актуализация.

Детям предлагается назвать признаки осени.

-А теперь понаблюдаем за приходом осени вместе с Рустемом Мингали.

Дни еще теплые-теплые.
Август.
Ясны небеса.
Сквозь щебетание тополя
Чьи-то слышны голоса…
Кто-то в березовой роще
Шепчется:
“Осень идет…”
Кто-то в осинах бормочет:
“Скоро уже…Вот-вот”

Рис 3.

-А кто тебе нашептал о приходе осени?
-Какая она осень?
-Представьте осень в образе человека.
-Какого она возраста?
-Какие у нее глаза, волосы, одежда?
-Нарисуйте ее.

3. Обобщение и систематизация знаний.

Рис. 4

Многие поэты и писатели были влюблены в Красавицу- осень. И любовь свою они передали через художественные произведения.

-Узнай, кто из поэтов создал такие строки.

Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
В воздухе мелькает что-то,
Мотыльки - не мотыльки;
Пестрота и позолота,
Треугольники, кружки…
Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает
Последние листы нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей.
Но пруд уже застыл.

Вот какой видят осень Ахмат Ерикей, Джавдад Тарджеманов, Александр Пушкин. Какие строки тронули твою душу? Что особенно понравилось и запомнилось?

4. Выводы.

Воображаемая прогулка по осеннему лесу.

Рис. 5

- Давай пройдемся по осеннему лесу!

Идешь по лесу – свет. Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Серебряные паутинки щекочут лицо. Нежно ластится к ногам опадающий лист. Осенний лес нагоняет легкую грусть. В такой день чувствуешь себя на земле именинником.

(Л В.Песков, Виноградов).

- Какие чувства испытал ты во время прогулки?
- Кем ощущаешь себя ты?
- А хочется вам самим сочинить стихотворение?
- Попробуем!

Ведь все писатели когда-то были маленькими и сочиняли свои первые стихи.

Игра “ Я не писатель, я только учусь”.

Рис. 6

- Опираясь на ритм, рифму понравившегося произведения, попробуй сочинить свое.
- Помести свое стихотворение на самом главном месте в своей комнате.
- Пусть радуются за тебя все!

Рис. 7

- Какие произведения вам захотелось перечитать, выучить наизусть?
- Кто автор этого произведения?
- Какие произведения об осени знаете вы? Прочтите.

5. Домашнее задание.

Рис. 8

Домашнее задание предлагается разноуровневое и разноплановое, учитывая желание ученика.

- Представь, что ты снимаешь фильм об осени.
- Сколько кадров ты планируешь снять?
- Какой характер у твоей осени?

Создай словесное или художественное сопровождение к своему фильму.

Ф. Кривин. “Осенняя сказка”.

“…В саду на ветке вишни дрожит одинокий Лист. Когда-то он был зеленый и сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой. Листок любил ее всем сердцем. Ветер часто приглашал его на прогулку по свету. Но Листик не соглашался, ведь рядом была самая прекрасная Вишенка.
А потом счастье его оборвалось - Вишенка вдруг пропала.
Стояла осенняя пора. Все листья с деревьев уже облетели. Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке.

- Какие чувства вызвала у тебя эта история?
- О чем она?
Придумай продолжение этой истории любви.

Литература:

  1. В.И. Андреев “Педагогика творческого развития”. Издательство Казанского университета, 1958г.
  2. Л.С. Выготский “Проблемы эмоций. Вопросы психологии”, 1958г.
  3. И. Ярушина “Программа социально-психологической коррекционно-развивающей деятельности”.
  4. Г.А. Моденова, Г.Ю. Самигуллина “Творческое развитие лингвистических способностей учащихся. 1 класс”. Программа-призер Y Республиканского конкурса авторских программ и учебно-методических материалов МО РТ, 2003г.