Цель:
- Обобщить представление о слоге как части слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
- Развивать умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв.
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Продолжать работу по развитию речи учащихся.
Оборудование
- Снежки со слогами,
- Елка, кружки трех цветов,
- У детей цифры 1, 2, 3, тесты,
- Опорные слова, картинки.
1. Организационный момент
Объявление темы урока, цели.
2. Минутка чистописания
Г Л О С
- Прочитайте буквы.
- Какую букву можно назвать лишней, почему? (О - гласная, остальные согласные).
- Составьте слово из записанных букв (слог).
- Придумать и записать слова на каждую букву (сон, лев, оса, гол).
3. Словарная работа
- Ребята, какое время года сейчас? (Зима)
- В какие игры любят играть дети зимой? (Снежки)
- Сегодня на уроке мы поиграем в снежки. Нужно составить и записать слова с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Рис. 1
Ответы: ребята, мороз, пальто, коньки.
- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков?
- Назвать слово, в котором больше слогов? Сколько?
- Назовите двусложные слова?
4. Обобщение знаний о слоге как части слова
- Что такое слог?
- Сколько может быть слогов в слове?
- Как узнать, сколько в слове слогов?
- Прочитайте слова.
Рис. 2
- Расположите карточки по группам: по количеству слогов (получится три группы).
- Сколько гласных в словах 1-й группы, 2-й, 3-й?
- Сколько слогов? Сделайте вывод.
Вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
5. Картинный диктант
Рис. 3
Учитель показывает картинки, дети сигналят цифрами, сколько в словах слогов:
Голуби, ежи, тигр, лиса, белка, волк, синица, утка, слон, кот, осы, курица.
6. Работа по вариантам
На доске прочитать слова. Определить количество слогов. Убрать по одному слогу у каждого слова, чтобы получились новые слова, записать их самостоятельно.
1 вариант |
2 вариант |
радуга баранка волки забор |
лесник дорога олень огород |
7. Викторина
- Какой зимний праздник мы любим больше всех?
- Как люди готовятся к этому празднику?
- И мы будем наряжать елку. За правильные ответы каждый ряд повесит на елку шары. (1-й ряд – красные, 2-й – синие, 3-й – желтые).
Рис. 4
- В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов?
- В слове 3 согласных звука и 3 гласных звука. На сколько слогов можно разделить слово?
- В слове два звука. Сколько слогов?
- В словах клен, клоун по три согласных звука. А по сколько слогов в каждом слове? Почему?
- В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов. Почему?
8. Тест
Дети выполняют самостоятельно.
1. Выбери верное утверждение:
- а. Согласная буква образует слог.
- б. Согласная буква не образует слог.
2. Выбери верное утверждение:
- а. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- б. Слогов в слове больше, чем гласных.
- в. Слогов в слове меньше, чем гласных.
3. Разделите слова на слоги:
волк, лиса, вишня, ягода, синица.
4. Указать цифрой количество слогов:
сорока___ синица___ гусь___ галка___
5. Допиши слог, чтобы получились новые слова:
вол___
лиси___
о___
6. Подчеркните в предложении односложные слова:
Вот бежит колючий еж.
7. Прочитайте слова на доске:
дети, снег, снеговик, зима, лепили, весело.
Определите количество слогов.
Составьте предложения, используя эти слова так, чтобы получился текст.
Чтение нескольких работ.
10. Итог урока