Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Звуки и буквы"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-сказка

Цель: систематизации знаний о звуках и буквах.

Задачи:

обучающая: систематизировать знания о звуках и буквах;

практическая: развивать умение составлять звуковые схемы и звуковые модели слов;

развивающие: развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие мышления и воображения; обогащение эмоционального мира;

воспитывающие: воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.

Оборудование:

  1. Аудиозаписи “Звуки моря” и “Песня Водяного” (Сл. Этнина); магнитофон.
  2. Изображения сказочных героев: Морского царя, Водяного, Русалочки, Учёной рыбки, Дельфина, Осьминога, 8 рыбок.
  3. Карточки со словами: “звуки”, “буквы”, “гласные”, “согласные”, “твёрдые”, “мягкие”, “звонкие”, “глухие”, “ударные”, “безударные”.
  4. Набор значков для обозначения звуков.
  5. Тетради, ручки.

Ход урока:

1. Оргмомент

Звучит аудиозапись “Звуки моря”. Учитель под эти звуки медленно рассказывает: “В открытом море вода синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. Там растут невиданные деревья и цветы с диковинными листьями. Между ветвями шныряют рыбы большие и маленькие – точь-в-точь как у нас птицы. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец Морского царя. (Учитель прикрепляет на доску изображение Морского царя) И живёт с ним его дочь, Русалочка. Она нежная и прекрасная как лепесток розы. Русалочке очень хотелось посмотреть на другой мир, который находится на поверхности воды. “Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут”, - говорила она отцу. Но её отец говорил о том, что прежде чем всплыть на поверхность моря и познакомиться с миром людей, Русалочка должна выучить язык людей. Он говорил дочери: “Не выучив языка, ты не сможешь понять людей. И потом, я не хочу, чтобы про мою дочь говорили, что она глупая морская девчонка. Не забывай, ведь ты дочь самого царя!” Ничего не оставалось Русалочке, как послушаться отца и отправиться на занятия к Учёной рыбке”

- А вы, ребята, хотите помочь Русалочке? (Да) Тогда отправляемся в подводное царство. На страже его стоит Водяной. (Его изображение тоже прикрепляется на доске) Он пропускает только тех, кто действительно этого достоин, т.е. умеет читать, писать, знает звуки и буквы своего языка. Вы умеете писать? (Да) Тогда докажите это, запишите число в своих тетрадках.

2. Минутка чистописания

- А теперь, чтобы ещё больше понравиться Водяному, давайте придумаем и запишем какой-нибудь узор, похожий на волны. Какие предложения у вас будут?

Дети предлагают свои варианты, выбирают тот, который одобрит большая часть детей класса, и записывают его в тетрадки.

3. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах

Учитель выставляет на магнитную доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Учащиеся читают слова на карточках. Тогда учитель ставит между карточками со словами карточку со знаком вопроса и спрашивает:

  • Какой умный вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)

Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.

  • Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).

На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса. Учитель снова спрашивает:

  • А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)

Дети отвечают на этот вопрос, приводят примеры.

  • Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)

Соответствующие карточки постоянно появляются на магнитной доске.

  • Какими значками мы пользуемся для обозначения ударных и безударных гласных звуков? *

Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.

  • Замечательно! Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)

Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:

4. Звукобуквенный анализ слов

  • Вы хорошо знаете значки для обозначения звуков. А теперь давайте покажем Водяному, как вы умеете ими пользоваться.

На каждой парте набор значков для составления схем слов. Работая в парах, дети составляют звуковую схему слова “море”. Когда работа в парах закончена, дети берутся за руки и поднимают их (). Все предложенные детьми схемы рассматриваются, выбирается правильная, её записывают в тетрадь.

  • Что вы можете сказать об этом слове? (В этом слове два слога, первый ударный, всего 4 звука: два гласных, два звонких согласных, один из которых твёрдый, а другой – мягкий.)
  • Мы знаем, что к одной и той же схеме можно подобрать несколько слов. Посмотрите внимательно на схему и скажите, подойдут ли к ней слова: “моря”, “мель”, “рыба”.

В ходе обсуждения дети определяют, что данная схема подходит только к слову “моря”. Слово “мель” не подходит, потому что в нём 3 звука, а в схеме 4. Слово “рыба” не подходит 3-й звук (он твёрдый).

  • Вы замечательно справились со всеми заданиями и доказали, что достойны того, чтобы побывать в Подводном царстве. Водяной пропустит вас туда. А знаете, он не такой уж страшный. Сейчас мы послушаем песню, которую он поёт.

5. Физкультминутка

Дети встают, закрывают глаза, и, слушая песню “Я Водяной…”, представляют себе этот персонаж. По окончании песни дети делятся своими впечатлениями.

6. Упражнения в транскрибировании слов

  • Водяной пропустил нас в Подводное царство. (Учитель открывает ту часть доски, которая до этого времени была закрыта. Там дети видят Русалочку, Учёную рыбку, Дельфина и Осьминога. На доске так же нарисованы водоросли и маленькие рыбки для создания атмосферы подводного мира.) Мы с вами попали на занятия Русалочки с Учёной рыбкой. Рыбка дала ей задание: сделать звуковую модель слова “море”. Посмотрите на звуковые модели, которые сделали Русалочка, Дельфин и Осьминог (они захотели учиться вместе с Русалочкой и охотно посещали все занятия) и скажите, а кто же из них прав.

img-5.gif (882 bytes)

Дети находят ошибки во всех звуковых моделях, записывают правильно звуковую модель [ мор’э] , определяют, чего ещё не знают Русалочка, Осьминог и Дельфин.

Русалочка забыла, что звука [ е] не бывает, а бывают звуки [йэ], которые на письме обозначаются буквой е. Но в этом слове “на работу выйдет” только звук [э] , т.к. звук [й] смягчил предшествующий согласный звук [р] .

Осьминог забыл, что после мягкого согласного “на работу выходит” только звук [э] .

Дельфин забыл, как в звуковой модели (транскрипции) обозначается мягкость согласных (запятой).

Правильная звуковая модель записывается в тетрадках:

[ мор’э] - море

7. Составление и запись предложения

  • Давайте составим предложение о Русалочке со словом “море”, чтобы ей было приятно.

Учащиеся составляют предложения, выбирают то, которое им больше понравилось, записывают его с комментированием.

8. Физкультминутка

Дети встают, закрывают глаза. Под “Звуки моря” (вновь включается аудиозапись) расслабляются, представляют, что лежат на песке на самом берегу моря. Так близко, что волны накатываются на ноги. (1 минута) После расслабления учитель спрашивает:

  • А какая была вода? (Тёплая, холодная, ледяная и т.д.)

9. Контроль и оценка знаний

  • Ребята, вы любите ловить рыбу? Хотите порыбачить в Подводном царстве? (Да) Тогда сейчас Русалочка покажет нам, где ставят сети для рыбы. Вот наша сеть.

На магнитную доску учитель прикрепляет таблицу и 8 рыбок.

1 2 3 4 5 6 7 8
               

У каждого ребёнка такая же таблица.

  • А вот и рыбки. Выбрав правильный ответ, мы узнаем, в какую ячейку “поймалась” рыбка, и поставим туда крестик в тех табличках, которые лежат у вас на партах. Я вам буду говорить по два предложения, одно из которых будет правильное. Если правильным окажется первое предложение, то вы поставите крестик в верхнюю ячейку, а если правильным окажется второе предложение – в нижнюю.

Контрольные задания:

    • Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.
    • Звуки речи – это гласные и согласные звуки.
    • Звук можно услышать и произнести.
    • Букву можно услышать и произнести.
    • Гласные звуки бывают ударными и безударными.
    • Согласные звуки бывают ударными и безударными.
    • Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
    • Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
    • Гласный звук образует слог.
    • Согласный звук образует слог.
    • Ударный слог в слове произносится слабее других.
    • Ударный слог в слове произносится сильнее других.
    • Буквы обозначают звуки на письме.
    • Звуки обозначают буквы на письме.
    • Алфавит – это все буквы в беспорядке.
    • Алфавит – это все буквы по порядку.

После заполнения “сети” учитель организует проверку правильности заполнения. Он снова перечитывает предложения, а дети коллективно приходят к правильному ответу. На доске в нужную ячейку дети ставят рыбку. Одновременно дети осуществляют самопроверку и исправляют свои ошибки.

10. Итоговая рефлексия

  • Чем мы занимались на этом уроке? (Повторяли звуки и буквы) А теперь у вас будет возможность оценить свои знания по теме: “Звуки и буквы” и подумать, насколько вы готовы к контрольной работе, которая состоится на следующем уроке. Нарисуйте у себя в тетрадках три “волшебные” палочки и оцените себя по трём умениям:
  1. Отличать звуки и буквы.
  2. Давать характеристику гласным звукам.
  3. Давать характеристику согласным звукам.

Если ребёнок не испытывает затруднений в умении, то он ставит крестик вверху палочки, если не совсем уверен, то крестик ставится посередине (выше или ниже середины), а если совсем не уверен – внизу палочки.

  • Вам понравился урок? А кто из сказочных героев вам понравился больше остальных? Почему? Нам сейчас предстоит попрощаться с ними. Пожелайте своим полюбившимся героям что-нибудь на прощание. (Дети высказывают свои пожелания).