Тема: Сложные слова.
Предмет: русский язык.
Система: развивающая система обучения Л. В. Занкова.
Класс: 3(1- 4)
Цели:
- познакомить с новым способом словообразования - сложение основ.
- развивать внимание, мышление, речь учащихся, умение выделять существенные и несущественные признаки предметов.
- воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока.
Организационный этап. Готовность к уроку. Постановка целей.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы "Словообразование" и расширяем свои знания в этой области. Что изучает этот раздел русского языка? Какие способы образования слов в русском языке вы знаете?
Словарная работа.
Запишите словарные слова и определите каким способом они образованы.
Абрикосовый, альбомный, аптечный, побеседовал, привокзальный, автомобильный, путешествие,
Узнали слова из словаря?
Что изменилось?
Укажите от какого слова образовано данное и при помощи какой морфемы?
Подготовка к активному и сознательному усвоению материала.
Слово "путешествие" не изменили. Подумайте, как оно образовано?
Что произошло частями "путь" и "шествие"?
И название нового способа словообразования "Сложение основ". Запишите эту тему.
Какую роль выполняет гласная "е" в словообразовании? Правильно, она соединяет части слова и называют её соединительная гласная.
Первичная проверка знаний.
Образуйте сложное слово от слов "птица" и "ферма".
Какую соединительную гласную использовали?
Работа над правилом.
Откройте учебники на стр. 92.
Прочитайте правило.
Как образованы сложные слова?
Назовите соединительные гласные.
Проблемный вопрос.
Всегда ли в сложных словах есть соединительная гласная?
Назовите ваш любимый урок. А задумывались ли вы как образовано слово "физкультура"?
На доске: "физическая культура". В слове "физическая" убирается часть "ическая", а "культура" придвигается к части "физ". Есть ли в этом слове соединительная гласная?
Физминутка.
Как образовано слово "физминутка"? Можно ли считать его сложным?
Проводится игра "Пальчики здороваются" со словами стихотворения:
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы "кто?" и "что?"
Отвечать оно должно.Если я назову сложное существительное, то вы хлопните в ладоши. (пешеход, секундомер, линейка, луноход, пенопласт)
Значение каких слов непонятно?
Работа с учебником.
Выполните упражнение №175.
Выпишите слова без соединительных гласных.
Составьте предложение с одним из этих слов.
Игра "Спрятанное слово".
В этой записи зашифрованы сложные слова. Запишите их и выделите корни:
На доске стихотворение.
Выразительно прочитайте. Придумайте название.
Класс гудит, как летом улей,-
Учим сложные слова.
Морщат лоб Серёжа с Юлей,
Ах, кружится голова.
И горит от нетерпенья
Юрка, главный книгочей.
"О" и "Е" в соединенье-
Любопытное сложенье:
Сталевар и суховей.
Сенокос, камнетёс,
Полотёр и пылесос,
Звездочёт и звездолёт
И, конечно, луноход.
Взбушевалось море слов:
Листопад и птицелов,
Землепашец, мотобот,
Хлебороб, водопровод.Выпишите слова, образованные способом сложения.
Найдите в этом стихотворении сравнение, выпишите его.
Заключение.
На доске слова М. Горького.
"Слова, дружище, - это - как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево".
Как вы понимаете эти слова?
Работа с иллюстрацией.
Докажите, что этот рисунок является иллюстрацией слов М. Горького.
Назовите сложные слова.
К словам "хлебороб" и "хлебосольный" подберите синонимы, которые являются тоже сложными словами (землепашец, гостеприимный).
Итог урока.
Что на уроке было главным
Что нового узнали?
Домашнее задание.
Упражнения № 176, 177.
Из словаря выписать пять сложных слов.
Литература: С.И.Львова "Русский язык". Дрофа. Москва.2002
А.В.Полякова "Русский язык" 3класс. Москва. Просвещение.2002