Урок "Синонимы"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

1. Закрепить понятие о синонимах. Учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.
2. Развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Тип урока: закрепление знаний.

Оборудование: Емеля на печи, Марья-царевна, болото с водяным, 3 кочки со стихами, таблицы со словами, лес, замок злого волшебника, карточки-шторки со словами, поляна “Зри в корень” с картинками; рисунки бегемота, стола, стула, резинки, луны, карандаша, собаки; река, мост; бревна с пословицами, слезы с буквами, карточки с пословицами, грамзапись сказки “По щучьему велению”.

I. Организационный момент.

(Урок можно провести в виде соревнования между командами.)

II. Сообщение темы и цели.

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие вместе с героем сказки. А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете, из какой сказки этот отрывок и как зовут главного героя сказки. (Звучит отрывок из русской народной сказки “По щучьему велению”).

– Да, наш герой – Емеля. А путешествовать мы будем на печи. И отправимся мы к Марье- Царевне. На пути нас ждут разные преграды, препятствия. Мы их все преодолеем, используя наши знания. Вы готовы? Но мы не можем отправиться в путь, т. к. не знаем, по какой теме мы будем путешествовать. Чтобы узнать тему нам нужно разгадать кроссворд. Если вы правильно его разгадаете, то в первом столбике вы прочитаете тему урока.

1

2
3
4
5
6
7
8

l. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто? что? (существительное).

2. Место, где начинается река (исток).

3. Дом диких животных в земле (нора).

4. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

5. Суффикс прилагательного осенний (н).

6. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет (иней).

7. Антоним к слову “война” (мир)

8. Окончание в слове “помидоры”. (ы)

– Итак, какая же тема нашего путешествия? (синонимы)

– Что же такое синонимы? (ответы детей).

– Сегодня мы будем подбирать синонимы, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в пословицах. Итак, тема известна, Емеля на печи. Пора и в путь.

Осталось только произнести волшебные слова: по щучьему велению, по моему хотению хочу, чтобы мы с ребятами благополучно добрались до Марьи-Царевны.

III. Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

Где мы? Отгадайте

Не море, не земля,
Пароходы не плавают
И ходить нельзя. (Болото)

Рисунок 1

– На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки)

1-я кочка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа)

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

– Что сильнее - метель или буран?

– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

– Какое слово еще можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)

На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

– Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

IV. Формирование навыков подбирать синонимы.

– Отгадайте загадку:

На горе шумит,
Под горой молчит. (Лес)

Рисунок 2

– Мы в дремучем лесу. Его охраняет старичок–лесовичок. Он пропустит нас через лес, если мы найдем синонимы в первом и во втором столбиках и соединим их стрелкой.

На доске:

Огонь       скакать
Шалун       аккуратный
Чистый      скакун
Конница     азбука
Прыгать     пламя
Конь        кавалерия
Алфавит     озорник

– Итак, мы справились с этим заданием и продолжаем путь дальше.

V. Закрепление умения подбирать синонимы из 4 букв.

Замок злого волшебника

Рисунок 3

Мы подъехали к старинному замку. Этот замок построен в 1557 году. Какой это век? (XVI) В этом замке живет людоед. Он сейчас спит, но если проснется, то всех нас съест. Нужно быстро закрыть окна шторками-синонимами из 4 букв. Подберите такие слова, и, занавесьте окна и тихо пройдите возле замка.

Приятель – друг
Противник – враг
Солдат – воин, боец
Шагать – идти
Красный – алый
Родник – ключ
Доктор – врач.

Мы благополучно миновали замок людоеда.

VI. Словарная работа.

Наше путешествие продолжается. Мы на поляне “Зри в корень”. Побывав на этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного о словах. Мы сможем проехать по этой поляне, если назовем лишь те предметы, к которым можно подобрать 2 подписи (или синонимы).

– Что значит “зри”? (смотри)

Рисунок 4

Луна – месяц, собака – пес, бегемот – гиппопотам, резинка – ластик, стол, дерево, карандаш (картинки со словами: резинка, стол, дерево, карандаш, бегемот, собака, месяц).

– Если вы не смогли подобрать синонимы к слову бегемот, то послушайте стихотворение, и вы обязательно догадаетесь (рассказывает один ученик).

Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня.
И посмотреть ги-ги-потама...
Нет, ги-попо-тото-потама...
Нет, ги-тото-попо-потама...
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги... на бегемота,
Мы чаще так его зовем.

(Вывешивается табличка со словом гиппопотам под рисунком бегемота).

– А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком?

Послушайте: (рассказывает подготовленный ученик)

У резинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик.

Почему резинка – понятно: делается из резины. А из чего делается резина? Из каучука. Ну, а каучук по-латыни называется “гумми эластикум”. Отсюда – ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся.

Итог: Ко всем ли словам можно подобрать синонимы?

(Ответы и обобщения детей)

VII. Физминутка.

(Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет антоним).

– Хотя мы с вами ехали на печи, но устали. Сейчас мы отдохнем и поиграем в игру “лови - назови”. А назвать вам нужно будет антонимы к словам: шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, потеря, ложь, горе, внизу, черный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето, близко, ругать, сытый, начало, теплый, опустить.

VIII. Работа по восстановлению авторского текста.

Река.

Отгадайте загадку:

В нее льется,
Из нее льется,
Сама по земле плетется. (Речка)

Рисунок 5

– Мы у реки. Но нет моста. Нужно построить из бревен мост. Бревно можно положить, если выполнить задание – восстановить авторский текст (подобрать синонимы). (Стихи записаны на обратной стороне бревна)

1-е бревно. (1-я группа)

Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся).

(Исаковский)

2-е бревно. (2-я группа)

Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда,
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы).

(Демьянова)

3-е бревно. (3-я группа)

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут).

(Лермонтов)

IX. Работа с пословицами (работа в группах)

“Охота” за синонимами

Мы с вами на охотничьем острове. Но охотиться мы будем за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель, правильно найти синонимы в пословицах и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить смысл пословиц.

1. Переливать из пустого в порожнее.
2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.
3. Приятелей много, а друга нет.

(Каждая команда объясняет смысл пословиц, находит синонимы, получает фишки за правильный ответ)

– Настоящая охота только начинается. Каждая команда получает карточки с пословицами. Читаете, объясняете смысл пословиц.

1. Дерево держится корнями, а человек друзьями. (1 команда)

2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (2 команда)

3. Делу время, потехе час. (3 команда)

– Я буду читать пословицы, а вам нужно найти среди них синонимичную вашей и поднять руку (или хлопнуть в ладоши).

Учитель читает пословицы:

1. Ученье свет, а неученье тьма.
2. Не потопаешь
не полопаешь.
3. Без друга на сердце вьюга.
4. Откладывай безделье, да не откладывай дело.

Какая из пословиц “лишняя”, т.е. не имеет синонимичной? (Оцениваются ответы команд.)

X. Итог.

Мы благополучно добрались до Марьи–царевны.

Но она сидит в темнице. Ее не пускает Баба-Яга, она хочет, чтобы мы сделали вывод о синонимах: для чего же нам нужны синонимы в речи. (Каждая команда делает обобщение и получает фишки за ответ.)

А Марья-царевна много слез наплакала, пока мы ее освободили. И на каждой ее слезке буква. Сложите из букв слово и узнаете, как благодарит нас Марья-царевна. (Спасибо.)

Рисунок 6