В настоящее время очевидно снижение интереса учащихся, увлечённых электронной техникой, к гуманитарным наукам и другим дисциплинам, тесно не связанных с компьютером.
Работа с учащимися учебного заведения инновационного типа требует от учителя постоянного методического и технического совершенствования.
Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
Как органично ввести электронную технику в структуру урока, не нарушив при этом общей логики.
Одарённость детей в специализированных предметах зачастую не имеет ничего общего с проявлениями способностей на уроках гуманитарного цикла. В связи с этим учитель видит необходимость в распределении учащихся на две группы с учётом успеваемости в усвоении материала на уроках русского языка. Таким образом, дифференцированный метод обучения используется в тесном логическом сочетании с элементами новой технологии.
Ознакомление с имеющими компьютерными программно- методическими комплексами, созданными для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности, позволяет признать их неудобными для поурочного использования.
К примеру, при работе с электронной программой М.И. Беляева, В.В, Курочкина по теме: “Вводные слова и вводные предложения” знаки препинания по изучаемой теме “наслаиваются” другими пунктограммами, что приводит к “распылению” внимания ученика. Задания рассчитаны на учащихся, имеющих неограниченное время на обдумывание и на обращение к справочной литературе при затруднении в выполнении тренировочного упражнения. К тому же предложения насыщены пропусками букв- орфограмм, что в известной степени рассеивает внимание учащегося, отвлекая от главного. Доступ ук таким заданиям “закрыт” для ученика, работающего в режиме урока. Тестовый же опрос, которым в основном ограничивают применение электронной техники учителя- предметники и так широко используют на уроках русского языка не решает проблемы в целом; в данном случае компьютер выполняет лишь функцию контролирующую. Этими причинами и объясняется необходимость в создании электронной программы по русскому языку для поурочного использования с учётом уровня подготовки и учебных возможностей ребят.
Существует и другая, не менее важная причина, вызвавшая необходимость обращения к технике.
Как провести этапы закрепления и самостоятельной работы основательно, не подгоняя детей, не нервничая, что самостоятельная работа ограничится двумя предложениями; как “по горячим следам” озвучить и прокомментировать результаты самостоятельной работы?.
Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
На сложном этапе урока, когда необходимо сфокусировать внимание, монитор может стать мощным ритмическим организатором.
Проверочные и обучающие упражнения состоят из 4-х карточек
(продиктовано наличием 4-х компьютеров в кабинете).
Карточки № 1,2 рассчитаны на учеников с высокими учебными возможностями: карточки № 3, 4 – на “среднего” ученика. Каждая карточка содержит три задания:
Задания № 1 –словарная работа;
Задания № 2 – закрепление и проверка усвоения изучаемой пунктограммы.
Задание № 3 – проверка теоретического материала.
Карточка № 1
I. Словарно-орфографическая работа.
Задание: раскройте скобки.
(Мало)помалу, (с)боку(на)бок, (в)начале века, (по)видимому, (во)первых, факт(на)лицо, (в)добавок, пришёл(таки), видите(ли), он(таки).
II. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
- Хорошо прин…лись многие саженц… например клён тополь акация.
- По его мнению как правило люди настойч…вые дост…гают своих целей.
- Боязнь пустын… хотя я пустын… не вид…л пр…обрела у меня навязч…вый характер.
- Однажды вечером это было (в)начале 1773 года с…дел дома один слушая вой осе…его ветра и смотря в окно на тучи б…гущие мимо луны.
- Он заболел а знач…т на его поддержку ра…читывать нельзя.
III. Найдите слова, не являющиеся вводными.
Действительно, лучше сказать, всё-таки, к радости, притом, значит, между тем.
Все три задания тематически между собой связаны: словарная работа предусматривает попутное повторение и орфографическую подготовку к следующему заданию.
Таким образом, ребята, отработав орфограммы в задании № 1, не “загружены” этими трудностями. Одновременно идёт проверка “узнавания” орфограмм в потоке с другими орфограммами.
В задании № 2 внимание ученика сконцентрировано на обосновании и выборе знаков препинания, что является основной задачей урока.
Задание № 3 рассчитано на проверку знаний теории.
Ученик работает самостоятельно в течение 10 мин.Объём и характер заданий позволяют выявить орфографические и пунктуационные знания за 10 мин.
Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 20-25 мин.
Использование элементов компьютеризации в органичном сочетании с дифференцированным методом обучения позволяют учителю опросить весь класс за время урока. Также нет необходимости учителю “отвлекаться” от работы с классом, задавая теоретический вопрос ученику, работающему на компьютере.
А самое ценное – компьютер сразу выдаёт результат по всем заданиям!
Главное, урок стал начинаться на перемене:” Можно сегодня на компьютере работать буду я?” Появилось желание работать. Было бы желание….
Не менее важным представляется и обсуждение ребятами электронной программы. Предлагаются разумные советы относительно совершенствования принципа технического выполнения заданий, музыкального фона, на котором высвечивается оценка за работу. И очень важно, что в этой ситуации идёт разговор не о технических тонкостях устройства компьютера, а о принципах обработки информации, эстетическом оформлении программы.
Таким образом, урок русского языка не представляется учащимся консервативным в техническом плане.
Учителю наверняка удалось найти психологический ключ к восприятию предмета, кажущимся не менее интересным, нежели математика, информатика.
Учащимся, успешно усвоившим грамматический материал, предлагается разработать электронную программу.
И здесь начало здорового соперничества: кому же удастся представить работу совершенную как в техническом плане, так и в эстетическом!
В процессе разработки и эксплуатации машины учащиеся самостоятельно, пока бессистемно, но весьма качественно повторяют орфограммы и пунктограммы. Перевод подготовленного материала на машинный язык развивает и закрепляет интегрированные навыки учащихся. Подросток способен “сотворить” электронную программу, позволившую автоматизировать дидактический материал урока. Разве это не равноправное сотрудничество с учителем!
Разработаны два варианта использования техники на уроках.
На уроке закрепления темы целесообразен комплексный опрос (выше был продемонстрирован этот вариант); на уроке объяснения нового материала - поэтапное обращение к технике.
Иллюстрируем фрагмент урока по теме “Бессоюзные сложные предложения”
Карточка № 4
1. Словарная работа.
Задание: вставьте Ь, если нужно.
Обжеч…ся, отреж…, ералаш…, сплош…, красуеш…ся, птич…и, хорош…, навзнич…, около дач…, дым пожарищ…, лит…ся с крыш…, назнач…те. Мимо рощ…, ландыш… пахуч…, замаж…те, с плеч…, воз…ми, умен…шить, тон…ше.
II. Одна из частей сложного предложения синтаксически подчиняется другой и зависит от неё:
- в сложносочинённом предложении;
- в сложноподчинённом предложении.
Работают на 4-х компьютерах. Ребята, избегающие самостоятельности, предпочитают списывать с доски. Ученик остаётся наедине с достаточно сложной орфограммой, рассчитанной на повторение различных функций Ь (смягчающая, разделяющая, образующая грамматическую форму слова.. Учитель также выясняет теоретическую подготовку к уроку.
Объяснение нового материала “Бессоюзные сложные предложения”.
После выполнения тренировочных упражнений для выполнения самостоятельной работы к компьютеру приглашаются ученики с высокими учебными возможностями.
Этой группе ребят предложено упражнение на узнавание изучаемой пунктограммы в ряду с пройденным пунктуационным материалом. При проверке постановки знаков препинания в бессоюзном предложении, встречаются пунктограммы: “Знаки препинания в сложном предложении с союзом И”, “Знаки препинания в сложноподчинённом предложении”.
Карточка № 3.
I. Задание: вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
- Мес… крест…яне п…хали землю молча они были от природы (не) доверч…вы.
- Человек без принц…пов и без воли похож… на к…рабль у которого нет руля и комп…са и который меня…т напр…вление с каждой перемен…й ветра.
- Он имел право на такую увере…ость его тело мозг и жизне…ый путь выдержали (не)мало испытаний.
- Ты её клич...ш… она не пр…ходит.
- Какой это был день и какой конец сулила ему судьба!
Для завершения целостного опроса предложен и теоретический вопрос.
II. Если союз И соединяет два вопросительных, побудительных или восклицательных предложений, то между ними
1) ставится запятая;
2) не ставится запятая.
Результат:
В течение 7 мин. Учитель опросил 4-х учащихся, способных самостоятельно повторить следующие орфограммы:
- Правописание непроизносимых согласных.
- Правописание проверяемых гласных.
- Правописание приставок ПРЕ-ПРИ-
- Буквы Ы-И после приставок.
- –Н—НН- в прилагательных.
- Правописание Ь после шипящих.
- Правописание падежных окончаний имён существительных.
Пунктограммы:
- Знаки препинания в сложном предложении
- Знаки препинания в сложном предложении с союзом И.
- Закрепить изучаемую пунктограмму “ Бессоюзные сложные предложения”.
В это время класс работает самостоятельно в тетради. Учителю же предоставляется возможность индивидуально “пообщаться” с учеником, затрудняющимся самостоятельно справиться с заданием.
Отсюда следует вывод: использование компьютера способствует совершенствованию дифференцированного метода обучения на уроках русского языка.
Будем откровенны. Учитель планирует урок, рассчитанный на “среднего” ученика. В результате потенциал детей с высокими учебными возможностями оказывается невостребованным, а ребята со слабой успеваемостью начинают скучать на уроках. Преимущества новых технических средств очевидны.
Обобщим положительные моменты:
1. Повышение уровня мотивации ученья.
2. Отработка и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне.
3. Экономное использование времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большего количества учащихся.
4. Создание условий для реализации творческого потенциала ученика при экспериментировании и совершенствовании электронной программы.
5. Утверждение новых форм межпредметных связей, развитие интегрированных навыков учащихся.
6. Воспитание компьютерной культуры подростка.
7. Объективность в оценке знаний учащихся.
8. Психологическая подготовка детей к “информационному” веку.