Применение компьютера на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


В настоящее время очевидно снижение интереса учащихся, увлечённых электронной техникой, к гуманитарным наукам и другим дисциплинам, тесно не связанных с компьютером.

Работа с учащимися учебного заведения инновационного типа требует от учителя постоянного методического и технического совершенствования.

Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Как органично ввести электронную технику в структуру урока, не нарушив при этом общей логики.

Одарённость детей в специализированных предметах зачастую не имеет ничего общего с проявлениями способностей на уроках гуманитарного цикла. В связи с этим учитель видит необходимость в распределении учащихся на две группы с учётом успеваемости в усвоении материала на уроках русского языка. Таким образом, дифференцированный метод обучения используется в тесном логическом сочетании с элементами новой технологии.

Ознакомление с имеющими компьютерными программно- методическими комплексами, созданными для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности, позволяет признать их неудобными для поурочного использования.

К примеру, при работе с электронной программой М.И. Беляева, В.В, Курочкина по теме: “Вводные слова и вводные предложения” знаки препинания по изучаемой теме “наслаиваются” другими пунктограммами, что приводит к “распылению” внимания ученика. Задания рассчитаны на учащихся, имеющих неограниченное время на обдумывание и на обращение к справочной литературе при затруднении в выполнении тренировочного упражнения. К тому же предложения насыщены пропусками букв- орфограмм, что в известной степени рассеивает внимание учащегося, отвлекая от главного. Доступ ук таким заданиям “закрыт” для ученика, работающего в режиме урока. Тестовый же опрос, которым в основном ограничивают применение электронной техники учителя- предметники и так широко используют на уроках русского языка не решает проблемы в целом; в данном случае компьютер выполняет лишь функцию контролирующую. Этими причинами и объясняется необходимость в создании электронной программы по русскому языку для поурочного использования с учётом уровня подготовки и учебных возможностей ребят.

Существует и другая, не менее важная причина, вызвавшая необходимость обращения к технике.

Как провести этапы закрепления и самостоятельной работы основательно, не подгоняя детей, не нервничая, что самостоятельная работа ограничится двумя предложениями; как “по горячим следам” озвучить и прокомментировать результаты самостоятельной работы?.

Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

На сложном этапе урока, когда необходимо сфокусировать внимание, монитор может стать мощным ритмическим организатором.

Проверочные и обучающие упражнения состоят из 4-х карточек

(продиктовано наличием 4-х компьютеров в кабинете).

Карточки № 1,2 рассчитаны на учеников с высокими учебными возможностями: карточки № 3, 4 – на “среднего” ученика. Каждая карточка содержит три задания:

Задания № 1 –словарная работа;

Задания № 2 – закрепление и проверка усвоения изучаемой пунктограммы.

Задание № 3 – проверка теоретического материала.

Карточка № 1

I. Словарно-орфографическая работа.

Задание: раскройте скобки.

(Мало)помалу, (с)боку(на)бок, (в)начале века, (по)видимому, (во)первых, факт(на)лицо, (в)добавок, пришёл(таки), видите(ли), он(таки).

II. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

  1. Хорошо прин…лись многие саженц… например клён тополь акация.
  2. По его мнению как правило люди настойч…вые дост…гают своих целей.
  3. Боязнь пустын… хотя я пустын… не вид…л пр…обрела у меня навязч…вый характер.
  4. Однажды вечером это было (в)начале 1773 года с…дел дома один слушая вой осе…его ветра и смотря в окно на тучи б…гущие мимо луны.
  5. Он заболел а знач…т на его поддержку ра…читывать нельзя.

III. Найдите слова, не являющиеся вводными.

Действительно, лучше сказать, всё-таки, к радости, притом, значит, между тем.

Все три задания тематически между собой связаны: словарная работа предусматривает попутное повторение и орфографическую подготовку к следующему заданию.

Таким образом, ребята, отработав орфограммы в задании № 1, не “загружены” этими трудностями. Одновременно идёт проверка “узнавания” орфограмм в потоке с другими орфограммами.

В задании № 2 внимание ученика сконцентрировано на обосновании и выборе знаков препинания, что является основной задачей урока.

Задание № 3 рассчитано на проверку знаний теории.

Ученик работает самостоятельно в течение 10 мин.Объём и характер заданий позволяют выявить орфографические и пунктуационные знания за 10 мин.

Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 20-25 мин.

Использование элементов компьютеризации в органичном сочетании с дифференцированным методом обучения позволяют учителю опросить весь класс за время урока. Также нет необходимости учителю “отвлекаться” от работы с классом, задавая теоретический вопрос ученику, работающему на компьютере.

А самое ценное – компьютер сразу выдаёт результат по всем заданиям!

Главное, урок стал начинаться на перемене:” Можно сегодня на компьютере работать буду я?” Появилось желание работать. Было бы желание….

Не менее важным представляется и обсуждение ребятами электронной программы. Предлагаются разумные советы относительно совершенствования принципа технического выполнения заданий, музыкального фона, на котором высвечивается оценка за работу. И очень важно, что в этой ситуации идёт разговор не о технических тонкостях устройства компьютера, а о принципах обработки информации, эстетическом оформлении программы.

Таким образом, урок русского языка не представляется учащимся консервативным в техническом плане.

Учителю наверняка удалось найти психологический ключ к восприятию предмета, кажущимся не менее интересным, нежели математика, информатика.

Учащимся, успешно усвоившим грамматический материал, предлагается разработать электронную программу.

И здесь начало здорового соперничества: кому же удастся представить работу совершенную как в техническом плане, так и в эстетическом!

В процессе разработки и эксплуатации машины учащиеся самостоятельно, пока бессистемно, но весьма качественно повторяют орфограммы и пунктограммы. Перевод подготовленного материала на машинный язык развивает и закрепляет интегрированные навыки учащихся. Подросток способен “сотворить” электронную программу, позволившую автоматизировать дидактический материал урока. Разве это не равноправное сотрудничество с учителем!

Разработаны два варианта использования техники на уроках.

На уроке закрепления темы целесообразен комплексный опрос (выше был продемонстрирован этот вариант); на уроке объяснения нового материала - поэтапное обращение к технике.

Иллюстрируем фрагмент урока по теме “Бессоюзные сложные предложения”

Карточка № 4

1. Словарная работа.

Задание: вставьте Ь, если нужно.

Обжеч…ся, отреж…, ералаш…, сплош…, красуеш…ся, птич…и, хорош…, навзнич…, около дач…, дым пожарищ…, лит…ся с крыш…, назнач…те. Мимо рощ…, ландыш… пахуч…, замаж…те, с плеч…, воз…ми, умен…шить, тон…ше.

II. Одна из частей сложного предложения синтаксически подчиняется другой и зависит от неё:

  1. в сложносочинённом предложении;
  2. в сложноподчинённом предложении.

Работают на 4-х компьютерах. Ребята, избегающие самостоятельности, предпочитают списывать с доски. Ученик остаётся наедине с достаточно сложной орфограммой, рассчитанной на повторение различных функций Ь (смягчающая, разделяющая, образующая грамматическую форму слова.. Учитель также выясняет теоретическую подготовку к уроку.

Объяснение нового материала “Бессоюзные сложные предложения”.

После выполнения тренировочных упражнений для выполнения самостоятельной работы к компьютеру приглашаются ученики с высокими учебными возможностями.

Этой группе ребят предложено упражнение на узнавание изучаемой пунктограммы в ряду с пройденным пунктуационным материалом. При проверке постановки знаков препинания в бессоюзном предложении, встречаются пунктограммы: “Знаки препинания в сложном предложении с союзом И”, “Знаки препинания в сложноподчинённом предложении”.

Карточка № 3.

I. Задание: вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

  1. Мес… крест…яне п…хали землю молча они были от природы (не) доверч…вы.
  2. Человек без принц…пов и без воли похож… на к…рабль у которого нет руля и комп…са и который меня…т напр…вление с каждой перемен…й ветра.
  3. Он имел право на такую увере…ость его тело мозг и жизне…ый путь выдержали (не)мало испытаний.
  4. Ты её клич...ш… она не пр…ходит.
  5. Какой это был день и какой конец сулила ему судьба!

Для завершения целостного опроса предложен и теоретический вопрос.

II. Если союз И соединяет два вопросительных, побудительных или восклицательных предложений, то между ними

1) ставится запятая;

2) не ставится запятая.

Результат:

В течение 7 мин. Учитель опросил 4-х учащихся, способных самостоятельно повторить следующие орфограммы:

  1. Правописание непроизносимых согласных.
  2. Правописание проверяемых гласных.
  3. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ-
  4. Буквы Ы-И после приставок.
  5. –Н—НН- в прилагательных.
  6. Правописание Ь после шипящих.
  7. Правописание падежных окончаний имён существительных.

Пунктограммы:

  1. Знаки препинания в сложном предложении
  2. Знаки препинания в сложном предложении с союзом И.
  3. Закрепить изучаемую пунктограмму “ Бессоюзные сложные предложения”.

В это время класс работает самостоятельно в тетради. Учителю же предоставляется возможность индивидуально “пообщаться” с учеником, затрудняющимся самостоятельно справиться с заданием.

Отсюда следует вывод: использование компьютера способствует совершенствованию дифференцированного метода обучения на уроках русского языка.

Будем откровенны. Учитель планирует урок, рассчитанный на “среднего” ученика. В результате потенциал детей с высокими учебными возможностями оказывается невостребованным, а ребята со слабой успеваемостью начинают скучать на уроках. Преимущества новых технических средств очевидны.

Обобщим положительные моменты:

1. Повышение уровня мотивации ученья.

2. Отработка и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне.

3. Экономное использование времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большего количества учащихся.

4. Создание условий для реализации творческого потенциала ученика при экспериментировании и совершенствовании электронной программы.

5. Утверждение новых форм межпредметных связей, развитие интегрированных навыков учащихся.

6. Воспитание компьютерной культуры подростка.

7. Объективность в оценке знаний учащихся.

8. Психологическая подготовка детей к “информационному” веку.