Урок-практикум по теме: "Правописание букв и—ы после ц"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Форма: урок-практикум.

Цели урока:

  • знакомство с условиями употребления в слове букв и или ы после ц;
  • формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществления переноса их в новые условия;
  • формирование умений строить коммуникацию в малой группе;
  • развитие навыка построения рассуждения на лингвистическую тему.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Этап целеполагания.
  3. Групповая работа.
  4. Контроль и самопроверка знаний.
  5. Рефлексия.
  6. Информация о домашнем задании.
Действия учителя Результат Критерии
Этап целеполагания.
Познакомить с темой и планом урока.

Каковы цели нашего урока?

Готовность класса. Быстрое включение в работу.

Актуализация знаний, умений и навыков

Задание по группам:

Составьте текст диктанта, используя слова с приставками II группы, объясните написание. Какие это приставки?(на -з, -с). Какая группа использует больше слов?

Проверка творческого домашнего задания (сочинение-миниатюра с использованием слов с приставками на -з, -с).

Все группы правильно составляют диктант. Готовность учащихся к активной учебной деятельности на основе опорных знаний.
Ребята зачитывают работы и оценивают их, используя карточку с критериями оценки. Грамотно составленные сочинения. Правильное использование приставок.

Усвоение новых знаний

На доске написаны слова и предложение:
цирк
цыпленок
акация
улицы
Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: “Цыц!”

Произнесите вслух эти слова, какой звук вы слышите после твердого [ц]? Почему? Обратите внимание, в какой части слова находятся буквы и, ы. Попробуйте сформулировать правило: от чего зависит написание букв и-ы после ц.

- Кому что не понятно?

Прочитаем правило в учебнике и проверим, правильно ли мы его сформулировали.

Сформулированное правило. Активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действия.

Первичная проверка понимания

На доске записаны слова с пропусками букв: дверц__, репетиц__я, ц__фры, танц__, ц__линдр, ц__кнул, куц__й, операц__я, медиц__на, ц__пленок.

Ребята, кто сможет вставить буквы и объяснить написание?

Применение правила на практике. Правильно вставленные буквы. Усвоение сущности знаний и способов действий.

Закрепление знаний и способов действий

Задание по группам:

Составьте предложения с данными  словами.

1 группа – сложносочиненные.

(ц__ган, ц__ркуль)

2 группа – сложноподчиненные.

(репетиц__я, ц__ферблат)

3 группа – простые предложения с однородными членами.

(панц__рь, лестниц__)

4 группа – простые предложения с обращениями.

(станц__я, ц__клон)

5 группа – Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и.

Матч выигран санктпетербуржцами. Победа была одержана панфиловцами. Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки.

После проверки простое предложение, осложненное обращением выписать на доске и сделать синтаксический разбор.

Правильно составленные предложения, грамотно написанные слова на новое правило. Полный и правильный разбор предложения. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний.

Контроль и самопроверка знаний

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выделите орфограммы.

Ц__пленок в ц__рке выступал играл он на ц__мбалах на мотоц__кле разъезжал и ц__фр он знал немало. Он из ц__линдра доставал морковь и огурц__. И только одного не знал, где и, а где же ы.

– Учащиеся обмениваются тетрадями, и мы проверяем выполненную работу.

Правильное написание слов, расстановка знаков препинания. Получение достоверной информации о достижении учащимися планируемых результатов.

Рефлексия

Достигли ли мы сегодня поставленных целей?

Что дала нам работа в группах?

Объективная самооценка учащихся. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
Информация о домашнем задании.
Составьте кроссворд, используя слова, в написании которых необходимо применять изученное сегодня правило.