"Завтра в школу мы пойдем — будет школа нам как дом!"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: способствовать расширению представлений воспитателей, работающих в старших группах (родителей 6-летних детей), о готовности детей к школьному обучению.

Задачи:

  • Повысить компетентность в понимании социальной готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
  • Помочь осмыслить свою позицию в подготовке ребенка к школе.
  • Наладить просветительскую и консультативную помощь в подготовке ребенка к школе

Средства: двигательно-экспрессивные, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные, музыкальные.

Форма: групповая (16 человек).

Время: около 60 минут.

Материал: для каждого участника карточки определенного цвета по 17 шт. (9 х 5 см.), маркеры, доска, стулья по количеству участников, расставленные в виде буквы U,4 мяча и 4 больших книги, телевизор, видеомагнитофон, видеозапись опроса детей по стандартной беседе Т.А.Нежновой, на каждого участника таблица “Анализ 16 подходов к диагностике школьной готовности” (Приложение).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Перед началом занятия каждому участнику раздаются бейджики с разноцветными вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами.

Знакомство

Цель: способствовать формированию общегруппового запроса, снятию напряжения в начале работы.

Один из самых распространенных способов – все по кругу называют свое имя и говорят об ожиданиях по отношению к предстоящему тренингу.

Упражнение “Взрослые и дети”

Цель: показать, что для эффективной подготовки ребенка к школе взрослые должны прилагать совместные усилия.

Содержание. Для проведения этого упражнения тренер должен подготовиться – подобрать книги и мячи. Каждый участник берется рукой за угол книги. Тренер кладет мячик на книгу и просит всех участников донести мяч, не уронив его, до стула у противоположной стены. Участвуют все, нельзя бросить книгу и выйти из игры по своему усмотрению. Если мяч падает, группа начинает передвижение из исходной точки.

Обсуждение. После успешного завершения игры слушатели обсуждают по кругу, легко ли им было выполнить задание, что мешало и почему, был ли в команде человек, который взял на себя ответственность за всех? Каждая группа описывает свои ощущения. Затем тренер объясняет участникам, что им была смоделирована ситуация, напоминающая процесс подготовки ребенка к школе. Каждого “ребенка” – им был мяч – вели к цели (подготавливали к школе) взрослые: родители, воспитатели и учителя. На пути каждого ребенка встречались препятствия (физические и моральные), которые он должен был преодолеть с помощью взрослого. Успех сопутствовал тем группам, которые сумели наладить взаимодействие и выработать единую стратегию.

Упражнение “Вспомни школьные годы”

Цель: проиллюстрировать важность индивидуальных различий в процессе общения.

Содержание. Каждому участнику достается по вопросу из списка и 16 карточек по цвету карточки бейджика. По сигналу участники приступают к поиску в аудитории тех, кто согласен с утверждением из списка участника. В случае согласия задающий вопросы дает собеседнику карточку своего цвета и продолжает поиск, пока не опросит всех. Как только опрос завершен, участник садится на свое место и выкладывает полученные карточки от других участников перед собой.

Список:

  1. Кто в школе учился в классе под литером “В”
  2. У кого была форма коричневого цвета
  3. Кто любил выходить к доске
  4. Кто любил свою первую учительницу
  5. Кто бы хотел на день стать первоклассником
  6. Кому нравились уроки пения
  7. У кого был значок октябренка
  8. Кому нравилось дежурить по классу
  9. Кто любил в школе читать стихи наизусть
  10. У кого был ровный почерк
  11. Кто ни разу не забывал тетрадей и учебников дома
  12. У кого было примерное поведение в первом классе
  13. Кто умел читать до прихода в первый класс
  14. Кому нравилось учение больше, чем каникулы
  15. Кому ни разу не делали в школе замечания по поводу внешнего вида
  16. Кто ни разу не получал двоек
  17. Кто хотел стать в детстве учителем
  18. Кто подделывал оценки в школе
  19. Кому удавалось заглянуть в тетрадь соседа по парте
  20. Кто до сих пор поддерживает отношения с одноклассниками

Обсуждение. Как только все сели, по очереди каждый зачитывает свой вопрос, и высказывается, легко ли ему было выполнить задание, что мешало и почему? Участники могут увидеть по выложенным карточкам, кто ответил утвердительно на зачитываемый вопрос.

В конце тренер объясняет участникам, что им была продемонстрирована ситуация, напоминающая процесс установления контакта ребенка со сверстниками в школе. Благополучные отношения первоклассника с одноклассниками – условие успешного обучения ребенка в школе. При затруднениях в общении со сверстниками, ребенок постоянно находится в состоянии напряжения, что ведет к повышенной нервозности и утомляемости, конфликтам с одноклассниками, к формированию негативного отношения к школе и учению.

Итак, мы с вами затронули социальную (личностную) готовность к школе (на доску с надписью “Готовность к школе” вывешивается табличка “Сотрудничество и содержательное общение друг с другом в совместной деятельности”).

Мини-лекция “Социальная готовность к школе”

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе – готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения.

Дети, по тем или иным причинам не готовые к систематическому обучению, в дальнейшем испытывают трудности в адаптации к школе и освоении учебной программы. Именно поэтому важно определить уровень готовности к школе и характер возможных проблем еще до начала или в самом начале обучения.

Рассмотрим на примере исследования внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно – учебную действительность.

Видеоматериал опроса детей по стандартной беседе Т.А. Нежновой

Таким образом, позитивная направленность ребенка на школу как особое учебное заведение – предпосылка успешного вхождения в школьно – учебную действительность, принятия школьных требований, полноценного включения в учебный процесс.

Готовность к школе не определяется только социальной готовностью, в которую входят самооценка, развитие самоконтроля, уровень притязаний и потребность в достижениях и т.д.

“Готовность к школе – это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья” [2; 5]

Затем тренер раздает каждому участнику таблицу “Анализ 16 подходов к диагностике школьной готовности” и приводит данные об особенностях классификации и подхода к проблеме готовности.

Обратная связь

Слушатели по кругу делятся своими впечатлениями от работы, формулируют запросы на следующее занятие. Если у группы очень мало времени, каждый участник одним словом или жестом обозначает свое состояние в данный момент.

Литература:

  1. Журавлев Д. Первый раз в первый класс. Готовность к школе. // Народное образование, 2004. – № 6. – с. 201–208.
  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педегогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).
  3. Рейс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. – СПб.: Питер, 2001. – 128 с. – (Серия “Эффективный тренинг”).