В исследованиях, посвящённых проблемам нарушений письменной речи детей младшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которую правомерно именовать дизорфографией.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
- Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
- Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, то есть пунктуацией;
- Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации вцелом.
Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми дизорфографическими проявлениями являются ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе. Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием.
В средних и старших классах общеобразовательных школ, детских домов - школ и других учреждений интернатного типа, дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
- общее недоразвитие речи (ОНР);
- фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР);
- дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);
- различную неврологическую симптоматику: минимальную мозговую дисфункцию (ММД), энцефалопатию;
- пренатальную и постнатальную патологию;
- задержку психического развития (ЗПР) и социально-педагогическую запущенность (СПЗ).
Статистика показывает, что 90% детей среднего и старшего школьного возраста имеют ошибки дизорфографического характера, существенную роль в возникновении которых играет:
- дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
- нарушение пространственно-временных представлений;
- снижение слухоречевой памяти;
- нарушение буквенного гнозиса;
- нарушение динамического праксиса руки;
- затруднённость восприятия ритмической структуры слова;
- нечёткая дикция, плохая артикуляция;
- нарушение лексико-грамматического строя речи.
Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю. Известно, что ведётся коррекционная работа с дошкольниками (причём уже с ясельного возраста) и с младшими школьниками, имеющими нарушения звукопроизношения и письменной речи (письма и чтения). В 5-6 классах проблема не исчезает, но школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми (а также с подростками и взрослыми с нарушениями письменной речи). Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.
ЦЕЛЬ: обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач; коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи при переходе из начальной школы в среднюю.
Двойственность цели обусловлена спецификой работы в учреждении интернатного типа (Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Детский дом-школа № 35” г. Анжеро-Судженска, Кемеровской области), так как в течение всего учебного года поступают дети не только с педагогической нормой, но и с ЗПР,СПЗ, а также дети-переростки, психическое, физиологическое и интеллектуальное здоровье которых резко отличается от сверстников. Поэтому программа состоит из двух блоков, реализующих следующие задачи.
БЛОК 1 предназначен для коррекции дизорфографии обучающихся 5-6 классов, проходивших обучение в начальной школе (при ДДШ № 35 или других общеобразовательных учреждениях), вновь прибывших учащихся, занимавшихся в классе педагогической нормы.
Задачи данного блока:
1. Совершенствовать умение обучающихся овладевать морфологическим анализом слов.
2. Вырабатывать алгоритм выбора необходимого проверочного слова по формально грамматическим пунктам.
3. Отрабатывать умения обучающихся оформлять устные и письменные высказывания по законам и с применением синтаксических правил.
Первый блок программы рассчитан на проведение фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий и состоит из двух разделов:
1 РАЗДЕЛ – преодоление дизорфографии обучающихся 5-х классов.
Длительность раздела 105 часов, при проведении занятий 3 раза в неделю по 40 минут.
2 РАЗДЕЛ – преодоление дизорфографии обучающихся 6-х классов. Длительность раздела 70 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 минут. Данный блок основан на занятиях, умениях, навыках, приобретённых обучающимися в начальной школе и взаимосвязан с программой “Русский язык в 5-6 классах”.
БЛОК 2 предназначен для коррекции и развития пространственно-временных представлений и ликвидации пробелов в знаниях вновь прибывших обучающихся 5-6 классов, имеющих ЗПР, СПЗ, хронические соматические заболевания, патологию в строении и функции органов зрения и слуха.
Второй блок состоит из двух разделов:
1 РАЗДЕЛ предназначен для обучающихся 5-х классов. Длительность раздела – 73 часа (9+64), при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 минут.
Первый раздел состоит из этапов:
1. Диагностический этап, который решает следующие задачи:
- проводить анализ письменных работ. Процесса чтения;
- определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем);
- проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи;
- выявлять индивидуальные особенности таких психических процессов, как: мышление, внимание, память;
- выявлять наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
На данном этапе при проведении диагностики следует подключать школьного психолога.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года. Длительность этапа 9 часов.
2. Подготовительный этап, в задачи которого входит:
- уточнить созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления);
- проводить работу:
- по развитию таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- по развитию внимания, памяти;
- по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).
- осуществлять параллельную работу совместно с психологом на снятие у ребёнка “страха письма”; неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям;
- активизировать соответствующий темам словарный запас.
Длительность подготовительного этапа 17 часов.
3 этап – коррекционный, работа которого направлена на преодоление дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. При необходимости возможно параллельное проведение работы, направленной на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма. Длительность этапа – 103 часа. Его особенность заключается в том, что он является переходным между первым и вторым разделом программы (45+58).
2 РАЗДЕЛ предназначен для обучающихся 6-х классов. Длительность раздела – 68 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 минут.
Второй раздел начинается с промежуточной экспресс-диагностики – 5 часов и продолжения коррекционного этапа – 58 часов.
Далее следует новый этап – оценочный или повтор и закрепление пространственно-временных представлений, в котором реализуются задачи:
- оценивать эффективность коррекционной работы;
- проводить повторную проверку навыков письма;
- анализировать различные виды письменных работ детей.
Длительность этапа - 5часов.
К окончанию обучения по программе обучающиеся должны знать:
- морфологические признаки частей речи;
- состав и названия частей слова;
- признаки гласных и согласных, мягких и твёрдых, звонких и глухих звуков и букв;
- правописание Ь в различных частях речи;
- синтаксические единицы, знаки препинания при них;
- структуру текста;
- стили речи;
- право-лево…и другие направления пространственно-временных представлений и соотношений.
Обучающиеся должны уметь:
- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический…);
- доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное
сходство по твёрдости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
- проводить анализ текста, составлять план;
- дифференцировать право-лево… и другие направления пространственно-временных представлений и соотношений.
Программа составлена на основе Типовой государственной программы “Русский язык 5-9 классы”, Программы компенсирующего обучения по русскому языку в 5-9 классах, научно-методических разработок учителей-логопедов: Лайло В. В. “Повышение грамотности и развитие мышления”, “Развитие памяти и повышение грамотности”; Садовниковой И.Н. “Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников”. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. “Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи”, “Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов”.