Цели:
- Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы.
- Донести до сознания учащихся значение предстоящего праздника — 60-летия великой Победы в Великой Отечественной войне.
- Вызвать желание продолжить чтение книг о детях войны.
- Предполагаемый результат: осознание значимости праздника—60-летие великой Победы; вызвать желание принять посильное участие в подготовке и проведении праздника (апрель-май 2005 года).
Оборудование: плакаты с высказываниями:
“Детство — это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь”.
“Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете…”
(А.Твардовский)
“Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…”
Ю.Воронов “Опять война”
Атрибуты войны: фляжка, каска, кружка, пилотка; выставка книг на тему “Дети и война”, цветы.
Форма проведения: час мужества.
Ход занятия
Звучит музыка “Поклонимся великим тем годам” (на экран проецируется текст песни).
На сцене слева и справа кубы, покрытые красным бархатом. На них атрибуты: каска, кружка, пилотка, книги о войне, граната, фляжка.
Голос за сценой:
Много разных потрясений пережило человечество в уходящем от нас в прошлое XX веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история.
Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись стар и млад. (На экран проецируются кадры кинохроники).
Ученица:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на всё четыре года.
Ученица:
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет
И тридцать лет
Живым не верится, что живы.
К.Симонов
Учитель: Горькую чашу пришлось испить в годы войны и детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” — так называют сегодняшних 59–76-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний необычный урок—час мужества. Урок памяти. Урок-напоминание. Урок-воспоминание.
Звучит песня “Священная война”.
Ученица:
Какая музыка была,
Какая музыка играла,
Когда проклятая война
Тела и души нам топтала.
(К. Симонов)
“Герои” сидят в зале среди зрителей.
Голос из зала: (тихо звучит “Бухенвальский набат”)
Дети войны — понятие неоднородное. Некоторых ребят, а их очень даже немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты преступники-врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, их отправляли в печи крематориев.
Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров.
Скорбь об этих детях неизбывна, хотя даже она забываема.
Мальчик. Другие дети оказались под огнём в районах, где шли сражения, и они погибали как солдаты.
Дети войны — самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час — они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём есть любовь к Родине и ненависть к её врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжёлыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы поверить, но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться.
Голос из зала:
Я не был участником войны,
Но вырос я среди партизан.
Иногда нас, мальчишек,
Посылали в разведку.
Но этого, конечно, нам было мало.
Мы переживали трагедию
“Неполноценности” —
Ведь нам не давали оружия.
Я очень сильно это переживал.
Пусть я не был участником,
Не убили меня,
Не убили меня.
Но я был свидетелем…
Олег Алексеев
Голос из зала: Наш детдом в Сталино эвакуировали, когда немцы уже стояли на подступах к городу. Мне было 11 лет. Из Сталино детдомовцы помогали гнать скот. По дороге у нас забрали лошадей, коров для армии и постепенно все разбрелись, кто куда. Зиму я скитался по степям, промышлял на железной дороге, так добрался до Сталинграда. Осенью 1942 года меня приютили солдаты 1095-го артиллерийского полка, накормили, отмыли, обогрели. Командир части несколько раз отправлял меня, но я снова возвращался. И тогда комбат Виктор Веприк приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и остался я до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2-й гвардейской армии, прошёл от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях на Саур-Могиле, ходил в разведку и корректировал огонь в Севастополе, Кенигсберге, Пилау.
Ученик:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
Ю.Воронов (“Опять война…”)
Голос из зала: Я была совсем девчонкой, 13 лет. Я знала, что отец помогает партизанам, понимала.… Приходили к нам какие-то люди ночью, вызывали его, что-то оставляли, что-то забирали. Часто отец брал меня с собой.
Потом он стал посылать меня к станции. Научил, что надо запоминать. Я тихонько подкрадусь к кустам и до ночи ховаюсь, считаю, сколько составов прошло, запоминаю, что везут: оружие, танки или живой силой состав едет.
Кусты недалеко от железной дороги были, немцы их на день раза 2-3 простреливали. Я маленькая, проберусь всегда так, что меня никто не заметит. Однажды надо было пробраться в лес к партизанам. Всё передала, что отец сказал.
Звучит песня “До свидания, мальчики” Б. Окуджавы.
Ученик: В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Россию.
Они выдержали много испытаний. Сколько их было… пионеров-героев…
Партизан Саша Бородулин позволил во время боя врагам сомкнуть вокруг себя кольцо и взорвал их и себя гранатой.
В городе Гродно помогала партизанам маленькая дочь командира подпольной группы Лида Вашкевич: собирала сведения, добывала бумагу для листовок, переносила их и взрывчатку в сумке, в которой сверху был насыпан уголь.
Они сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Лёня Голиков, в Брестской крепости, как Валя Зенкина, в Керчинских катакомбах, как Володя Дубинин.
Ученица: А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.
Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”.
Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени.
Ученик:
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?…
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом—
Паспорта.
И в этом нет беды
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее
Чем тогда.
Ю.Воронов. В блокадных днях.
Учитель: О войне написано немало. И чем дальше мы от неё, тем дороже становятся свидетельства её участников и очевидцев. Всё острее и пристальнее вглядываемся мы в мельчайшие штрихи гигантской картины самой тяжёлой в истории нашей Родины войны, стараемся разглядеть в лицо каждого её участника.
Сегодня у нас в гостях необыкновенный человек, Аделева Альбина Николаевна, пережившая девочкой ленинградскую блокаду. Ей слово.
Выступление участницы ленинградской блокады. (После её выступления ученики вручают букет гвоздик.)
Ученик: Из воспоминаний Белокриницкого В.В.
Примерно в начале сентября 1942 года в Горький на военный завод для пополнения кадров были направлены сотни ребят-ремесленников, только что эвакуированных из Сталинграда.
Сталинградские ребятишки работали очень хорошо и крепко помогали цеху. Некоторых из них не было видно из-под станка. Для таких мы изготовили трапы повыше. Детское озорство никак не нарушало дисциплины. Один из них, любивший пройти по цеховому проезду колесом на руках, через год заслуженно получил орден Ленина. Помню его задорную улыбку и озорные глаза. Звали его Васюткой.
В цехе велась работа в 2 смены по 12 часов.
Звучит песня “До свидания, мальчики”…
Ученик:
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчики Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим — всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашёл,
Как только рабочую премию — банку варенья —
Перед нами, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди поступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,
Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
Владимир Радкевич
Один ученик держит в руках банку варенья.
Учитель: Дети войны взрослели раньше ребятишек иных, новых поколений. Об этом написаны замечательные книги: очерки, рассказы, повести, романы. Вот некоторые из них.
Выходят 6 учеников с книгами в руках (краткий обзор данных книг).
Учитель: О войне пишут для того, чтобы не забывали её новые люди. А ещё для того, чтобы эти новые люди, спотыкаясь о тяготы своих собственных дней, знали: они не первые, кто-то жил до них на этом свете.
Звучит песня “Поклонимся великим тем годам”.
Ученик:
Не думайте, что кончилась война,
её осколки носим мы в себе.
Со снимков жёлтых в мир глядит она
глазами мальчиков в застиранных хэбэ.
Не думайте, что кончилась война,
что омертвели бронза и гранит.
История не помнит имена —
их память вознесёт и сохранит.
С.Федотов
Использованная литература.
- С. Красильщих. Только победа и жизнь! Публицистика военных лет. Москва: Детская литература, 1988.
- Война. Народ. Победа. 2 издание, доп. Москва: Издательство политической литературы, 1984. Составили И.М. Данишевский, Ж.В. Таратута.
- “Читаем, учимся, играем”. 4 выпуск, 2003.
- “Читаем, учимся, играем”. 3 выпуск, 2004.
- Великая Отечественная Война. Цифры и факты. Москва: Просвещение, 1995. Под редакцией Г.Ф. Кривошеева.
- Война в тылу врага. 1 выпуск. Москва: Издательство политической литературы, 1974. Коллектив авторов, руководитель Быстров В.Е.
- Дорогой Мужества. Москва: Издательство политической литературы, 1988. Составили Кузнецов В.А., Шапов А.Т.
- Война. Народ. Победа. 1, 3, 4.
- Путеводная звезда. А. Лиханов “Русские мальчики”. № 6, 2004.
- Путеводная звезда. А. Лиханов “Русские мальчики”. № 5, 2004.
- Школьная роман-газета. № 7, 2000.