Интеллектуальные игры на уроках русского языка

Разделы: Литература


Интеллектуальная игра - одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего определим, в чем же заключается педагогический эффект игры.

Во-первых, игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.

Во-вторых, создает условия для взаимодействия взаимопомощи.

В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность.

В-четвертых, в кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет.

В-пятых, игра, хотя осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.

В-шестых, игра полностью отвечает принципу единства познания и реакции. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.

В-седьмых, в игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.

Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Игры, например, могут различаться по месту проведения - за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. В то же время настольные могут проходить в зале или сцене. Игры делят на подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие.

Цели интеллектуальных игр:

1. Поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности.

2. Воспитывать личность через развитие интереса к знаниям и разнообразные интеллектуальные игры. Коллективная форма воспитания формирует чувство ответственности, внедряет демократические принципы.

Исходя из этого определяются следующие задачи:

  1. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия).
  2. Развитие образного и логического мышления.
  3. Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений.
  4. Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения).
  5. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам.

Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду “незаметных и тихих”. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.

Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли при помощи учителя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д.

У игры свои правила, в ее финале должен выявиться победитель, и интеллектуальная игра не исключение. Но необходимо сделать так, чтобы финал был увенчан максимальной концентрацией положительной энергии. Это будет стимулом для дальнейшего изучения предмета и первым шагом к началу следующей игры. Нужно постараться, чтобы большинство участников игры были отмечены поощрительными призами, дипломами.

Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе.

Цель: Привить интерес к изучению русского языка, расширить общий кругозор учащихся, обогатить речь, привить навыки связного высказывания, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить, научить учащихся пользоваться русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам.

I ведущий:

- Добрый вечер, дорогие друзья, прекрасные дамы и господа джентльмены!

Сегодня мы собрались на конкурс знатоков русского языка “Джентльмены удачи”!

Приглашаем участников на сцену: I команда - Петров Егор, Наумов Святослав, Николаев Георгий, Абрамов Евгений, Семенов Нестер, Алексеев Эльдар.

II команда - Кырбасов Георгий, Кучутов Семен, Алексеев Николай, Осипов Сеул, Афонский Иннокентий, Александров Василий.

I команда - команда “Добрых молодцев”. Капитан - Егор Петров (11 класс).

II команда - команда “Благородных рыцарей”. Капитан - Георгий Кырбасов (11 класс).

II ведущий:

Конкурс состоит из 6 туров, где наши участники покажут свою эрудицию, логическое мышление, высокую интеллектуальность.

I тур - блиц-вопросы - разминка для участников. Кто быстрее ответит?

(10 вопросов)

1 ведущий:

- II тур “В гостях у сказки”.

Давным-давно, когда не было реактивных самолетов, вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама в дом пришла. а горшок без огня кашу варил. Шло время, сказки стали былью и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.

Вы, ребята, читали и знаете русские народные сказки, знакомы и с новейшими достижениями нашей науки и техники. Я назову сказочные чудеса. вы отгадаете названия изобретений.

- Конек-горбунок (аэросани)

- Ковер-самолет (воздушный лайнер)

- Золотой петушок (радиолокатор)

- Чудо-зеркальце (телевизор)

- Перо жар-птицы (прожектор)

- Клубок нити, указывающий путь (компас)

- Садко с гуслями на дне морском (водолаз)

II ведущий:

- III тур с вами играют наши уважаемые учителя-предметники.

1. Вопросы по истории задает Татьяна Петровна:

Кого назвал “вечным работником” А.С.Пушкин? (Петр 1).

- Когда и где появились древнейшие люди? (Около двух миллионов лет назад в Восточной Африке).

- Кто был воспитателем Александра I? (В.Жуковский).

- Кто в древнейших государствах мог издавать законы? (Монархи).

I ведущий:

2. Вопросы по географии задает Ирана Федоровна:

- Левый приток Лены. (Вилюй).

- Самая высокая точка Якутии. (Хр. Черского, г. Победа, 3147 м.).

- Основатель г. Вилюйска. (Иван Шахов).

- Какой город Якутии отметил на прошлой неделе свой юбилей? (Верхоянск, 360 лет)

II ведущий:

3. Вопросы по биологии:

- Какая рыба называется именем человека? (Карп).

- Какая обезьяна самая большая? (Горилла).

- Умеют ли слоны плавать? (Слон не только хорошо плавает. но и может погружаться под воду, выставляя над ее поверхностью конец хобота).

1 ведущий:

4. Английский язык:

- Кто является главой Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии? (Королева Елизавета II).

- Какой английский писатель родился в городе Страффорд-на-Эвоне? (Шекспир).

- Национальная одежда шотландцев? (Килт [юбка]).

- В каком лесу обитал Робин Гуд? (Шервудский лес).

II ведущий:

5. Литераторы школы задают:

- Назовите имя Печорина. (Григорий).

- Назовите лучшее произведение Александра Грибоедова. (“Горе от ума”).

- Кто потерял шинель в зимний день? (Ахакий Акакиевич Башмачкин).

- Где родился писатель Иван Тургенев? (Спасское-Лутовиново).

1 ведущий:

6. Языковеды:

- Каким членом в предложении является слово “жить” в пословице “жить - Родине служить”. (Подлежащее).

- Назовите связь в словосочетании “читать вслух”. (Примыкание).

- Назовите причастие образованное от глагола 1 спряжения.

Петь - поющий,

Просить - просящий,

Уносить - уносящий.

- Назовите причастие настоящего времени: забывший, покрытый, бредущий.

IV тур

II ведущий:

- Конкурс капитанов. Вам задаются нестандартные вопросы для логического мышления.

“Двое американцев”

У входа в Британский музей стоят двое американцев. Один из них - отец сына другого. Как такое возможно? (Они муж и жена).

“Смерть в телефонной будке”

В телефонной будке лежит мертвый человек. В телефонной трубке раздаются короткие гудки, два окна будки разбиты. Этого человека никто не убивал. Каким образом он умер?

Подсказка: возможна. Ответ: он случайно порезал осколками вену, увлекшись разговором с другом, он широко развел руку, разбил окна.

1 ведущий:

V тур. Отгадайте загадки.

- Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо).

- Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь. (Рыба).

- В воде купался, а сух остался. (Гусь).

- Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова).

- Никто их не пугает, а они все дрожат. (Листья осины).

- Не море, а волнуется. (Нива и ведущий).

VI тур. Сейчас проведем конкурс “Кто правильно отгадает”

Покажем рисунки, по которым должны отгадать фразеологизмы. Итак, завершаем наш конкурс! Для подведения итогов конкурса предоставляем слово жюри.