Урок развития речи на тему: «"Подготовка к написанию рецензии на повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие"», 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели урока:

1) учить анализу художественного произведения;

2) продолжить отработку навыка написания рецензии;

3) при помощи аудиовизуальных средств развивать ассоциативное мышление, помогать более глубокому восприятию образов, идеи, учить созданию киносценария;

4)воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование урока: портрет писателя, кинофрагменты фильма «А зори здесь тихие», аудиозапись, повесть «А зори здесь тихие», карточки: план отзыва, план рецензии, фрагменты повести;

Оформление стенда «Сегодня на уроке»: портрет, фотографии писателя, кадры из фильма,

слова из повести, содержащие идею.

Оформление доски:

Собирательный – обобщенный, относится ко многим. Эволюция – развитие, процесс, переходящий в качество (значение слов записывается в ходе урока).

Отзыв о …..Рецензия на…..

Режиссер Станислав Ростоцкий

Актеры: А. Мартынов, Н Долганова, Е. Драпеко, И. Маркова, О. Остроумова, А. Шевчук.

Эпиграфы:

Ты гори, зари полоска узкая,
По земле ползет пожара дым…
Мы тебя, земля родная, русская,
Никогда врагам не отдадим!
И. Молчанов.

У войны не женское лицо.
С. Алексиевич.

Фрагмент стихотворения (зачитывается в заключении обсуждения):

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна

Ю. Воронов.

Ход урока.

I. Чтение учеником под фонограмму проигрыша и припева песни «Эх, дороги» стихотворения Ю. Друниной.

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы, девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты-
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

II. Слово учителя.

Прозвучало стихотворение Ю. Друниной. «Женщина на войне». Женщина и война – совместимы ли эти понятия? Подвиг, его грани, его гуманистическая сущность – об этом мы будем говорить сегодня. Сказанное должно найти отражение в предстоящей работе – рецензии. Итак, одна из целей наших двух сегодняшних уроков - продолжить отработку навыка написания рецензии, ввести в рецензию на книгу элемент рецензии на фильм, так как следующий этап в нашей работе по развитию речи - рецензия на фильм. Мы должны уметь отличать рецензию от отзыва. Рецензию мы будем писать на повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». В этом году юбилей писателя.

III. Слово о писателе. Сообщение ученика.

Писатель Б. Васильев родился в городе Смоленске в 1924 году 21 мая в семье военного. Учился в городской школе, не имея особых успехов. Летом 1941 года через две недели после начала войны ушел на фронт прямо со школьной скамьи. На фронте был тяжело ранен, но к 1943 году состояние Бориса Васильева улучшилось, он выздоравливает. После окончания войны решил идти по стопам отца и поступил в Академию бронетанковых войск, но тяга к творчеству взяла верх. У Бориса Васильева было желание изложить на бумаге все, что он увидел и пережил на фронте. Так появились повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился». В ответ на критику повести «А зори здесь тихие» Б. Васильев пишет: «Я не Васков, хотя многим на него похож». Несомненно, свои чувства писатель отразил в диалоге:

- Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему решение такое принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли?...

- Не надо,- тихо сказала она, - родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а потом – канал».

IV. Работа над эпиграфами.

Чтение эпиграфов. Ответы на вопросы: 1) Почему их два? 2) Как они раскрывают содержание повести?

Рекомендация: отразить содержание ответов в рецензии.

V. Работа над отзывом.

1) Словарная работа: отзыв о…. , рецензия на…

2) Слово учителя. Вы должны уметь отличать отзыв от рецензии. После прочтения книги я попросила вас написать отзыв, в котором бы отразились ваши первые впечатления от прочитанного. (Дается краткий анализ работ)

3) Чтение отзыва. (2 лучшие работы)

4) Вопрос: чем отличается отзыв от рецензии?

VI. Анализ текста. Просмотр фрагментов фильма

1) В написании рецензии вам помогут вопросы, предложенные мною для обсуждения, работа с текстом и кадры из великолепного фильма Станислава Ростоцкого. Итак, смотрим, слушаем, размышляем, делаем записи.

2) Просмотр фрагмента (начало фильма - пейзаж) – 30 секунд.

3) Вот в этих местах, карельских лесах, и происходили события, описанные в повести. Как вы понимаете название повести? Как помогает пейзаж раскрыть смысл названия произведения? (Красив карельский пейзаж: зеленые леса, чистые реки, спокойная гладь воды, высокое глубокое небо. Тишина. Тихие зори. И все это разрушают автоматные очереди. Война не должна разрушать мирную жизнь. И каждый должен это помнить и сохранить Землю. Землю, где зори тихие. Помнить о тех, кто сохранил мир).

4) «А зори здесь тихие, тихие…». И вот в этом тихом, красивом месте, где, казалось бы, что и войны-то нет, погибают пять девушек-зенитчиц, защищая свою Родину. В чем своеобразие характера каждой из пяти девушек, что делает каждую неповторимой?

(Учащиеся характеризуют героинь, выделяя черты, отличающие девушек друг от друга: Рита Осянина - ярко выраженное чувство долга. Соня Гурвич – поэтичность, хрупкость, незащищенность. Женя Комелькова – отчаянная, ярко красивая, ее красотой восхищаются все: мужчины, женщины, друзья и даже враги. Лиза Бричкина – душевность, открытая сердечность, понимание природы. Галя Четвертак – большая фантазерка, способна преображать действитель- ность.)

5) Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь?

(Чтобы подчеркнуть: девушки разные, но их сейчас объединяет одно - защита Родины. Они не созданы для войны, но вынуждены стрелять.)

6) У каждой из них свой счет к фашистам. Какой?

(У Риты Осяниной на второй день войны в утренней контратаке погибает муж. У Жени

Комельковой «маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пулемет». У Сони Гурвич семья оказалась в оккупированном Минске. Лиза Бричкина жила в ожидании счастья, и вот, казалось, оно нашло ее - Лиза чувствовала это. Но все разрушила начавшаяся война. Галка Четвертак верила в свои фантазии, и, возможно, они стали бы реальностью, но этому помешала война).

7) Важно увидеть и то общее, что все–таки заключено во всех девушках-зенитчицах. Что же это? Давайте рассмотрим сцену прибытия на разъезд и обустройство.

(Выразительное чтение и комментарий отрывков: «И оторопел…. за последний месяц». «Ночами зенитчицы азартно лупили…. хихикать будут до осени».)

- Каким чувствам окрашивает автор эти строки, описывая взаимоотношения Васкова и зенитчиц?

(Чувством юмора).

- Так какие же общие черты свойственны девушкам?

(Женственность, доброта, жизнелюбие, обаяние, нежность).

- Доброта…. Приведите примеры уже боевых действий, где проявляется это качество. Перескажите эти эпизоды кратко, делая упор на состоянии героинь, затем сделайте вывод.

(Рита Осянина подбила немецкий самолет и расстреляла парашютистов. «Девчонки, крича от восторга, целовали Риту, она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло».

Женя Комелькова, преследуя вместе с Васковым диверсантов, спасает его, убивая фашиста прикладом винтовки. «Женька вдруг бросила винтовку и, согнувшись, пошла за кусты, шатаясь, как пьяная. Упала там на колени: тошнило ее, выворачивало, а она, всхлипывая, все кого-то звала – маму что ли….».

Эпизоды показывают, что девушки тяжело переживают смерть врагов. Враг для них – прежде всего человек. Убивать они вынуждены: идет война).

- Есть какие-то сомнения у девушек, правильно ли они поступают, выражая готовность вступить в бой на этой территории, где нет фронтовых действий?

(Сомнений нет. Готовность вступить в бой - это общее, что объединяет девушек).

- Мы подошли к термину «собирательный образ». Что же это значит?

(Обобщенный, относящийся ко многим).

- Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?

(Да).

- Перечислите еще раз качества, характеризующие зенитчиц.

(Женственность, обаяние, жизнелюбие, нежность, доброта, готовность принять бой, защитить свою Родину).

8) Ради этого они не жалеют своих жизней. Посмотрим фрагменты фильма, трагические сцены.

Гибель девушек. Роли исполняют: Рита – И. Маркова, Женя – О. Остроумова, Соня – А. Шевчук, Галя – Н. Долганова, Лиза – Е. Драпеко, Васков – А. Мартынов.

- Фильм прекрасен. Актерам удалось передать душевное состояние героинь. Но фильм все-аки не может заменить слова. Давайте обратимся к тексту. Возьмем три эпизода.

9) Анализ эпизодов.

Эпизод гибели Лизы Бричкиной. Выразительное чтение отрывка «…огромный бурый пузырь…» до конца главы, глава 7.

- При помощи каких художественных средств автор передает состояние героини?

(Эпитеты: острая (боль), холодная жидкая (грязь), одинокий (крик); антитеза: жидкое месиво- синее прекрасное небо; метафора: «копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу»; сравнение: «свет солнца, как обещание завтрашнего дня»; подбор глаголов подчеркивает безысходность положения Лизы: рванулась, потеряли, повисли, сдавила, тащило, извивалась; (крик) звенел, взлетал, путался, падал, взлетал)

Эпизод гибели Жени Комельковой.

- Почему оказалась один на один с фашистами?

Чтение отрывка «А немцы ранили ее вслепую…» до конца главы, глава 13.

- Какими словами передается несовместимость: женщина и война?

(Долго смотрели, гордое прекрасное лицо).

Эпизод гибели Риты Осяниной.

- Что заботило Риту перед смертью? Ответьте текстом.

(Глава 14 « Она не жалела себя, своей жизни… как потом сложится его жизнь». «Женя сразу …умерла?»)

- Как передает автор ощущение Васкова, когда он услышал выстрел?

( «Он скорее почувствовал, чем расслышал…» Глаголы, деепричастия: почувствовал, расслышал, замер, вслушиваясь, боясь поверить, побежал - передают напряжение, горечь, жалость).

10) Чтение учителем фрагментов. «Старшина не ответил…» до конца главы, глава 12, «Здесь у меня болит….а уже потом канал», глава 14. Прокомментируйте строки. С каким чувством прощается Васков с девушками?

11) Можно ли назвать гибель девушек героической?

(Да).

12) Работа над образом Васкова.

- Подвиг совершают на только девушки, но и старшина Васков. К этому герою применимо слово эволюция. Эволюция героя. Что такое эволюция?

(Развитие, процесс, переходящий в качество).

- Как изменился Васков? Давайте, применяя прилагательные, причастия, проведем параллель: начало произведения - встреча зенитчиц и конец повести - пленение немцев.

(встреча зенитчицпленение немцев

суровый глубоко переживающий

сухой страдающий

холодный умеющий быть твердым)

скрытный

придерживающийся только устава

малограмотный

не умеющий принимать решения

- Работа над отрывками произведения (выразительное чтение фрагментов, напечатанных на карточках). Какие приемы применяет автор, рисуя образ Васкова?

«Все–таки большая помеха, что….. Разве что медведя невежливого». (Несобственно- прямая речь.»

«Сроду Васков чувствовал себя старше… в мироощущении». (Авторская характеристика)

«Незадолго до финской….. за догадливость». (Экскурс в историю).

VII. Обобщение. Выступление ученика.

Мы видим, что, знакомя читателя с Васковым, Б. Васильев прибегает и к прямой авторской характеристике, и к несобственно – прямой речи, и к экскурсам в прошлое героя. Прошлое старшины многое объясняет в нем, в сегодняшнем. Прежде всего, считал «большой помехой, что человек он почти без образования», хотя и не его в этом вина: «аккурат в конце …… четвертого (класса) у него медведь отца заломал и стал он с четырнадцати лет «и кормильцем, и поильцем, и добытчиком» в семье». «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был». А это объясняет, в свою очередь, почему в армии он старшиной был не только по званию, а и по своей «старшинской сути», которая стала своеобразной чертой его мироощущения. В старшинстве Васкова автор видит своего рода символ. Символ опорной роли таких людей, как Васков, добросовестных работников, трудяг и в мирной жизни, и в военной. В качестве «старшого» он опекает бойцов, заботится о порядке, добивается неукоснительного выполнения задания. Автор пишет: «…..в пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования.» Он педантично следует уставу- это выдает ограниченность кругозора старшины, ставит нередко в смешное положение. Взаимоотношения старшины и зенитчиц сначала складываются трудно именно оттого, что, с точки зрения Васкова, девушки постоянно нарушают Устав, а, с точки зрения девушек, что Васков слепо следует Уставу, не учитывает живую жизнь. Для них он «пенек замшелый: в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Слово Устав и другие военные термины не сходят с языка Васкова. Даже выражая свое впечатление от пронзительной красоты Жени Комельковой, он говорит: «Неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка- гаубица». Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается характер Васкова. Чтобы поддержать бодрость духа девушек, он должен «улыбку изо всех сил к губам прилаживать». Он проникается сочувствием и теплом к горю каждой, узнавая их ближе. Сроднившись с ними бедой, желанием победить, Васков говорит: «Да какой я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат». Так в бою расправляется душа сурового Васкова, а девушки проникаются к нему уважением.

Но еще более существенно другое изменение в характере. Мы видим, что Васков по привычкам, по складу мышления - добросовестный исполнитель. Иногда смешной в своей педантичности. А ситуация, в которой он оказался, потребовала от него умения самостоятельно принимать решения, догадываться о замыслах врага, предупреждать их. И преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. И делает то, что в его положении могло быть единственно правильным и возможным. Он рассуждает: «Война- это ведь не просто кто кого перестреляет. Война - это кто кого передумает. Устав для того и создан, чтобы голову тебе освободить, чтобы ты вдаль думать мог, на ту сторону, за противника».

VIII. Вывод. Слово учителя.

Борис Васильев видит основу духовного преобразования старшины в его исконных нравственных качествах, прежде всего в неискоренимом чувстве ответственности за все на свете: за порядок на разъезде и за сохранность казенного имущества, за настроение подчиненных и за соблюдение ими уставных требований. Так в повести «А зори здесь тихие» раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью человека-труженика и его способностью к высокой гражданской активности.

В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма. Авторская интонация, сливаясь с голосом Васкова, достигает патетики: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать.

….И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия».

Единый подвиг – защита Родины – уравнивают старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде. Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического, по Васильеву.

Кому же адресована повесть?

(Молодому поколению, чтобы помнили – об этом говорится в эпилоге).

IX. Беседа по фильму.

Создатель фильма С. Ростоцкий усилил эмоциональную отдачу. Средствами киноискусства удалось углубить контраст между мирной счастливой жизнью и войной, смертью, лежащей в основе повести. Почему в фильме война в черно-белом изображении, а мирная жизнь девушек (вспомните фрагменты первой части фильма, просмотренные ранее) и современная – в цветном?

(Присутствие цвета напоминает, что красота природы никого не трогает, не задевает. Все силы отданы борьбе.)

- В фильме нашим современникам уделено больше места, чем в книге. Поэтому тема памяти стала значительнее.

X. Просмотр фрагмента фильма (эпилог) – три минуты.

- Чтение учителем отрывка из стихотворения Ю. Воронова ( слова на доске)

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.

XI. Черновая работа над фрагментами рецензий.

Класс работает над пунктом плана рецензии «Художественные средства, язык произведения».

XII. Чтение работ. Подведение итогов урока. Домашнее задание: написать рецензию.