Цели:
- выявить уровень знаний учащихся по теме;
- обобщить, закрепить сведения о жизни и творчестве И. С. Тургенева;
- развивать познавательный интерес учащихся к творчеству писателя.
Оборудование:
Книжная подборка: “Тургенев и Россия”, портрет писателя; высказывания В. Г. Белинского, Д.Писарева, П.Виардо, Я.Полонского о писателе; зарисовки по роману “Отцы и дети”, выполненные учащимися; рулетка; конверты с номерами вопросов.
Форма урока: обобщающий урок — “Что? Где? Когда?”
Подготовка к игре.
1. Выбор команды.
2. Знакомство команд с дополнительной литературой по творчеству писателя.
Эпиграф: “Тургенев проводил в своих произведениях “общечеловеческие в основе которых лежит глубокая вера в творчество света, добра и нравственной красоты”
М. Е. Салтыков-Щедрин.
Ход игры.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведём мы его в виде игры “Что? Где? Когда?” и подведём итоги изученному по теме “ И.С. Тургенев. Жизнь. Творчество”. В игре будут принимать участие две команды и болельщики.
Правила игры таковы: Игру начинает та команда, которая первой правильно называет имена и фамилии главных героев романов: “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Отцы и дети”. Один из членов команды крутит рулетку и выбирает конверт с вопросом. На обдумывание вопроса — 1 минута. При правильном ответе команда получает очко, а неправильном — право ответа получает другая команда. Выигрывает та команда, наберёт большее количество очков. В ходе игры болельщики читают стихи и отрывки (монологи, диалоги) из произведений И.С. Тургенева (стих. “Рус. язык”, “Кубок”, “К*”, “Аркадий и Базаров” ( гл. 26), Базаров и Одинцова” (гл. 19 Роман “Отцы и дети”). Используются музыкальные паузы. В конце игры — подведение итогов, награждение команд и отличившихся игроков.
Вопросы:
1. “Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощёчины и прочее. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне”. Кто это сказал? (И.С. Тургенев)
2. В одном из своих рассказов Тургенев вводит нас в убогий деревенский кабачок. Грубы и неприглядны его посетители, но как преображаются они под влиянием пения простого фабричного парня. В его голосе была глубокая страсть, и молодость, и сила, и печаль и скорбь! Как называется рассказ? И как зовут парня? (“Певцы”, Яшка Турок)
3. В 1843 г. произошла встреча Тургенева с женщиной, ставшей его самым близким на всю жизнь? Ее имя? И что вы знаете о ней? (Талантливая итальянская певица Полина Виардо)
4. О каком произведении говорил В. Г. Белинский, определяя пророчески основные свойства таланта Тургенева: “…верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и яркая ирония, под которым скрывается столько чувства...” (Поэма “Параша” 1-е значительное произведение Тургенева, опубликованное в 1843 г.)
5. В сборнике “Записки охотника” есть рассказ “Бирюк”. Как звали дочку Бирюка? (Улита)
6. Герой повести “Ася” Гагин, рассказывает о судьбе своей сестры по отцу. Кем была ее мать? (Горничная)
7. Героиня одного из романов писателя ушла в монастырь не только для того, чтобы замолить свой грех любви к женатому человеку; она хотела принести собою очистительную жертву за грехи родных, за грехи своего класса. Как звали героиню и роман? (Лиза Калитина, “Дворянское гнездо”)
8. После смерти мужа, оставаясь верной его памяти, делу всей его жизни, она становится сестрой милосердия. Назовите произведение, имя и фамилию героини? (“Накануне”, Елена Стахова)
9. — А если б он меня побеждать стал, — спросил он, — вы бы за меня заступились?
— Где же мне за вас заступиться? Да нет, с вами не сладишь.
— Вы думаете? А я знаю руку, которая захочет, и пальцем меня сшибёт.
— Какая такая рука?
— А вы, небось, не знаете? Понюхайте, как славно пахнет роза, что вы мне дали? Диалог двух лиц. Назовите их. (Евгений Базаров и Фенечка. Роман “Отцы и дети”)
10. — Какое образование получил И.С. Тургенев, где он учился? (В Московском, Петербургском университетах, Берлинском университете, мечтал стать магистром философии)
11. — На каких иностранных языках разговаривал Тургенев, чем он увлекался? (Французский, немецкий, английский, русский, музыкой, живописью, театром)
12. — Кому из литературных критиков принадлежит утверждение: “Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает”. (Д.И. Писареву, статья “Базаров”)
13. — “Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которую я уже, никогда, вероятно, никогда не увижу” Кому писал Тургенев в мае 1882г. из Парижа? (Поэту Я.П.Полонскому)
14. — В романе “Накануне” происходит диалог между Берсеневым и больным Инсаровым.
— Кто она? — проговорил почти с испугом Берсенев. Инсаров промолчал.
— ..., — Шепнул он и глаза его опять закрылись. Назовите слово, которое прошептал Инсаров. И назовите любимые духи Елены Стаховой. (Резеда).
Подведение итогов. Объявление оценок.
Учитель: Тургенев, ребята, вошёл в историю русской и мировой литературы как величайший мастер художественной прозы. Но он был также стихотворцем и драматургом, переводчиком и критиком.
Тургенев проявил изумительное мастерство в отделке языка и художественного стиля. Язык его произведений отличается точностью, ясностью, выразительностью, музыкальностью. Герои произведений Тургенева вошли в жизнь, оказали сильнейшее влияние на формирование чувств и взглядов русского общества. Благодаря моральному величию героев, чуткому, правдивому отображению современных художнику общественных явлений, тонкому лиризму пейзажей, красоте, гармонии каждого произведения Тургенев навсегда останется одним из любимейших писателей человечества.
Данная игра дает возможность выявить уровень знаний учащихся о жизни и творчестве И. С. Тургенева — великолепного мастера слова.
Задача состоит в том, чтобы помочь учащимся почувствовать атмосферу ХIХ века, чтобы они могли увидеть и услышать в произведениях Тургенева личные переживания автора, его душевную силу, с какой искренностью и честностью он описывал свою эпоху.
Такие уроки необходимо проводить не только в старших классах, но и в 5–6-х классах. Они раскрепощают ребят, помогают им свободно ориентироваться в изучаемом материале, помогают сближаться.
В процессе обучения на таких уроках они получают навыки актерского мастерства, совершенствуют умения в работе с дополнительной литературой. Развивается познавательный интерес учащихся к творчеству писателя, а также индивидуальная активность, инициативность.
С именем Тургенева в нашем сознании связано представление о великом художнике-реалисте, в совершенстве владеющем богатствами русского языка, рисующем изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей в сборнике “Записки охотника”, в романах “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Отцы и дети”.
Данную разработку можно использовать как на уроке литературы после изученной темы, так и на уроке внеклассного чтения и внеклассного мероприятия.