Коррекционная педагогика
-
Методическая разработка "Дидактические игры по развитию зрительного восприятия" 2021
Представлена методическая разработка по теме "Дидактические игры по развитию зрительного восприятия".
-
Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР 2021
Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.
-
Коррекционно-развивающее занятие с детьми младшего школьного возраста с негативными психоэмоциональными состояниями. Тема: «Я больше не тревожусь» 2021
Цель занятия: снижение уровня тревожности путем снятия эмоционального и телесного напряжения; развитие творческого воображения, мышления; формирование навыков преодоления страхов.
-
Особенности преподавания музыки слепым и слабовидящим обучающимся 2021
Учебный предмет «Музыка» играет особую роль в жизни слепых и слабовидящих учащихся. На каждом уроке проводится коррекционная работа, которая способствует более эффективному развитию ребенка, предупреждению вторичных отклонений: происходит уточнение и формирование представлений о предметах и явлениях, развитие зрительного восприятия, произвольной памяти, речи, коммуникативных навыков обучающихся. Информация, которая даётся на уроках музыки, расширяет кругозор незрячих школьников, способствует обогащению их знаний об окружающем мире и формированию жизненного опыта. Работа в коллективе, группе, микрогруппе (паре) дает обучающимся со зрительной депривацией необходимый опыт социального общения.
-
Приемы работы с детьми с ЗПР на уроках географии 2021
Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями: слуха, зрения, психики, опорно-двигательной системы, поэтому внедрение инклюзивного образования является наиболее передовой системой обучения. Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми. И наша задача найти те методы и приемы, при которых дети разных групп здоровья могли обучаться комфортно и заинтересованно. В нашей школе обучаются дети с нарушениями в психическом развитии (ЗПР) и в основном с такими проявлениями как низкая работоспособность, невнимательность, расстройства внимания, снижены свойства памяти, низкий словарный запас и т.д.
-
Положение об областном дистанционном конкурсе педагогического мастерства: «Внедрение инновационных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС для обучающихся с легкой умственной отсталостью» 2021
Задачи конкурса: выявление и распространение передового педагогического опыта; повышение профессионального мастерства педагогов и качества образования; совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.
-
Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста. Тема: «Путешествие за облаком добра» 2021
Цель занятия: формирование моральных ценностей детей; закрепить представление детей о понятии дружба, доброе дело; формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; обобщать словарь детей вежливыми словами; учить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения.
-
Конспект воспитательного занятия «В гости к Осьминогу» 2021
Цель занятия: формирование знаний детей об осьминогах. Задачи: расширение и уточнение знаний детей о море и его обитателях; совершенствование и уточнение словарного запаса по теме «Подводный мир»; совершенствование мелкой моторики; совершенствование общей моторики; совершенствование творческого воображения.
-
Музыка в жизни незрячего человека 2021
Мы слышим повсюду звуки, музыку: дома, на улице, даже в школе. Музыка доносится из открытых окон, звучит в транспорте, вырывается из большего количества передач телевизора. Часто какие-то мелодии связываются в нашем сознании с важными событиями, печальными или радостными. И музыка, особенно для незрячего человека, становится частью нашей души, всего существа, способной вызвать в нас боль и чувство счастья. Цель исследования: выявить значимость музыки и её влияние на развитие личности незрячего человека.
-
Календарно-тематическое планирование по предмету "Математические представления" для обучающихся с умственной отсталостью. 5-й класс 2021
Представлено календарно-тематическое планирование по предмету "Математические представления" для обучающихся с умственной отсталостью в 5-м классе.
-
Современный метод обучения произношению детей с нарушением слуха 2021
В обучении детей с ОВЗ ОЦР может использоваться на разных этапах проведения урока: организационном этапе, постановки цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, активизации внимания, актуализации знаний и проверке знаний.
-
Рабочая программа "Сенсорное развитие" 2021
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
-
Общение ребенка с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками 2021
Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. К обучению и воспитанию таких детей надо подходить с оптимистических позиций. Своевременная диагностика и организация коррекционных и социально-реабилитационных мероприятий, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, опора на его сохранные психические функции и стороны личности – все это в значительной степени помогает определить адекватные формы, содержание и методы обучения и воспитания таких детей.
-
Преподавание английского языка учащимся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью 2021
В вашем классе есть ученики с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, а вы не знаете, как их поддержать? Многие страны мира сегодня следуют политике социальной и образовательной инклюзии для учащихся с СДВГ. Это означает, что все больше и больше учащихся с ограниченными возможностями здоровья попадают в общеобразовательные классы. Многие учителя не считают, что их педагогическое образование подготовило их к включению учащихся с СДВГ в учебный процесс. По моему опыту, существует несколько распространенных мифов и заблуждений, связанных с обучением учащихся с СДВГ.
-
Разноуровневые карточки по математике для детей с нарушением интеллекта. Практические материалы 2021
Представлены разноуровневые карточки по математике для детей с нарушением интеллекта.
-
Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОВЗ посредством интерактивных игр-сказок 2021
У детей с ОВЗ отмечаются стойкие трудности с обеспечением понимания коммуникативных действий и с реализацией их последовательности. Дети не умеют излагать свои мысли, передавать их содержание, имеют ограниченный словарный запас и агграмматизмы. Недостатки фонетического строя, слоговой структуры делают высказывания детей непонятными для окружающих. Кроме недостаточной сформированности речевой функции имеется и ряд психологических проблем: дети не владеют навыками сотрудничества и взаимодействия с другими детьми, не знают правил общения и не умеют соотнести их с конкретной ситуацией, преобладают неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, низкий объем памяти, наблюдается сниженная мотивация к обучению. Все это в комплексе создает барьер в межличностном взаимодействии. Поэтому существует необходимость в организации специальных занятий по обучению и воспитанию коммуникативных навыков у дошкольников.
-
Музыкальная терапия. Произведения классиков на занятиях с детьми с ОВЗ 2021
Особое место среди различных методов и технологий в работе с детьми с ОВЗ в моей работе занимает музыкальная терапия. Прослушивание правильно подобранных музыкальных произведений во время занятий способно вызвать у ребенка положительные эмоции, успокоить и настроить на дальнейшую работу.
-
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающих занятий по сенсорной интеграции «Мир ощущений». 1-й класс 2021
Рабочая программа по коррекционному курсу «Мир ощущений» для 1-го класса. Разработана на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 1 раз в неделю. С учетом календарного учебного графика и расписания уроков на 2021–2022 учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Цель программы: создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
-
Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ 2021
Занятия пластилинографией позволяют детям с ОВЗ развивать координацию, мелкую моторику, коммуникативные навыки; вызывают приятные тактильные ощущения, повышают самооценку, способствуют выплеску эмоций, учат концентрировать внимание и сосредотачиваться, формулировать мысли и добиваться желаемого результата. Однако для того, чтобы достичь всех вышеперечисленных целей, необходимо грамотно выстраивать занятия, предоставлять качественные материалы и быть готовым объяснять несколько раз, подбадривать и создавать доброжелательную обстановку во время занятия.
-
Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с ОНР 2021
Цель занятий: познакомить детей с движениями биоэнергопластики и научить выполнять ряд статических упражнений.
-
Презентация на тему "Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр" 2021
Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать особенности детей с различными речевыми расстройствами. Игра может проводится не только как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых. Чтобы занятия не вызывали у детей скуку и нежелание работать, необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. В такой ситуации на помощь приходят разнообразные логопедические игры.
-
Преемственность между детским садом и школой в области физической культуры (на примере группы компенсирующей направленности) 2021
Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании – проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Актуальность рассмотрения ее связано с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимаясь физической культурой дети детского сада овладевают запасом двигательных навыков и умений, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых но и на последующих этапах обучения.
-
Представление учителя-дефектолога на дошкольника (подготовительная к школе группа) 2021
Из моей практики, я бы предложила отдать полномочия по представлению продуктивной деятельности, навыкам самообслуживания, игровой деятельности во власть воспитателей, оставив за учителями-дефектологами то, что нам предписано по НОД, отразив форму занятий и углубившись непосредственно в сформированность предпосылок учебной деятельности.
-
Формирование навыков речевой коммуникации у обучающихся с расстройствами аутистического спектра 2021
Обучение в школе требует от обучающегося налаживания контактов со взрослыми и сверстниками. Наиболее проблемной с точки зрения социальной адаптации, является группа детей с ограниченными возможностями, особенно детей с РАС. РАС может сочетаться с органическими нарушениями нервной системы, с умственной отсталостью. Но также могут быть и случаи, когда интеллектуальная сфера детей остается в норме или даже проявляться в особой одаренности, как правило, в необычных сферах. Но даже этим особо одаренным людям, страдающим аутизмом (синдромом Аспергера), приходится очень трудно — в детстве их не понимают, им очень тяжело находиться в обществе, сложно выразить свои чувства и понять чувства и эмоции других людей. Из-за этого они ощущают себя изолированными и одинокими. Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра.
-
Реализация проекта для дошкольников 5–6 лет с особыми образовательными потребностями “Лучше нет родного края!” 2021
Ежегодно 12 июня отмечается государственный праздник День России. Как объяснить детям с особыми образовательными потребностями значение этого праздника? Как раскрыть для них смысл таких абстрактных понятий как Родина, Россия, Отечество, Отчизна? Как ввести эти сложные для детей с общим недоразвитием речи понятия в активный словарь? Эта тема не перестает быть актуальной, поскольку год от года особенные дети, дети с ООП, требуют поиска новых педагогических приемов и методик обучения и развития. Данная статья посвящена реализации проекта для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Одной из главным задач проекта было воспитание чувства патриотизма, любви к Родине и гражданской идентичности.
-
Пиктограммы как виды вспомогательных языковых программ и коммуникаций для лиц с ОВЗ и инвалидностью 2021
В первую очередь, работа с категорией лиц с ОВЗ и инвалидов требует от психолога максимальной интеллектуальной отдачи, желания помочь таким учащимся профессионально самоопределиться и получить опыт выстраивания позитивных коммуникации в социуме. Наши ребята нуждаются в том, чтобы их слышали, понимали, и главное – принимали такими, какие они есть. Главное - вовремя помочь, оказать психологическую поддержку. Продолжая формировать у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью необходимые умения и навыки, в рамках выбранного профессионального направления, мы опираемся на практико-ориентированный подход, включая в работу современные образовательные технологии. Объяснительно-иллюстративные технологии, а именно методика «Пиктограммы» (как пример) используется преподавателями и специалистами как на занятиях по специальным дисциплинам, так и во внеклассной деятельности. Опираясь на развитое наглядно-образное мышление у лиц с ОВЗ и инвалидностью, данная методика облегчает процесс работы с технологическими картами на практических занятиях в колледже.
-
Рабочая программа по ЛФК для 7-го класса 2021
Программа рассчитана на 34 занятия в год. С учетом календарного учебного графика на 2018–2019 уч. год количество занятий не изменилось и составило 34 занятия. Цель программы: социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Групповое коррекционно-развивающее занятие для обучающихся 3-го класса с задержкой психического развития по теме «Зимующие и перелетные птицы». 2021
Цель занятия: познакомить детей с перелетными птицами, развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, координации речи с движением.
-
Рекомендации родителям при выполнении домашнего задания ребенком с задержкой психического развития 2021
Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.
-
Моя профессиональная позиция (из опыта практической работы педагога-психолога СПО) 2021
Что делает человека профессионалом? Поисковые системы предлагают сухую трактовку – профессионал – это человек, обладающий знаниями, квалификацией, который осознает свои профессиональные возможности и умело их повышает. Но мне кажется, что ответ на этот вопрос кроется глубоко в нас самих.