Конспект урока русского языка в 6-м классе на тему "Лексика. Профессионализмы"

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: 6

Ключевые слова: Профессионализмы


Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах; научить детей пользоваться словарем при определении значений слов - профессионализмов.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательная: ознакомление учащихся с особенностями профессионализмов, углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся.
  • Коррекционно-развивающая: развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; формирование фонетически правильной, внятной и выразительной речи, создание психологически комфортной обстановки на уроке.
  • Коррекционно-воспитательная: воспитывать внимание к окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи.

Технологии: игровая технология.

Методы:

  • проблемно-поисковый с элементами игры, практический;
  • мотивациионно-познавательная игра;
  • контроля - выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, взаимоанализ.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: ролевая игра.

Оборудование:

  • карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.),
  • презентация Microsoft PowerPoint,
  • музыкальное оформление для проведения физминутки.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по увлекательной книге«Лексика». Мы уже побывали на страницах в гостях у «Общеупотребительных слов» и «Диалектизмов». Давайте вспомним, какие слова называются общеупотребительными, а какие диалектными?

(Примерные ответы учащихся: Слова, которые известны всем людям, называются общеупотребительными. К ним можно отнести такие слова как вода, солнце, розовый, думать. Диалектизмы - это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Например, поляши (тетерева), шелоник (юго-западный ветер), шаньги (открытые пирожки), туес (берестяной короб цилиндрической формы).

Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Я вижу, что материал усвоен вами хорошо. А это значит, что мы можем продолжать свой путь дальше.

II. Актуализация познавательной деятельности

(На слайде красным высвечивается сообщение-сигнал об отсутствии некоторых страниц книги)

Учитель: Ребята, кто-то вырвал несколько страниц! Отсутствуют страницы по теме «Профессионализмы»! Нам необходимо восстановить утраченную информацию! Нам предстоит узнать какие слова называются профессионализмами. Почему они так названы, когда и кем употребляются. Нас ждет интересная работа! Вперед! Запишите в своих дневниках (тетрадях) число и тему нашего супер расследования!
Запись числа, темы урока.

III. Изучение нового материала

Учитель: Скажите, ребята, почему глава книги с вырванными страницами названа "Профессионализмы"? Что это значит? И какие однокоренные слова вы можете подобрать?

(Примерные ответы учеников: В этой главе рассказывается о профессиях, подобран материал для изучения слов, связанных с этими профессиями. Однокоренные слова: профессия, профессиональный, профессионал.)

Учитель: Какие профессии вы знаете? (Учащиеся перечисляют известные им профессии).

Учитель: Давайте сделаем первую запись в наших дневниках. Профессионализмы - слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности. Прочитаем параграф 23 в нашем учебнике.

Учитель: Отлично! Теперь мы знаем, какие страницы были вырваны и что там было написано. Но нельзя расслабляться! Давайте посмотрим ,что мы можем восстановить из текста.

Слайд 2, Слайд 3

Физминутка для глаз

Учитель:

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

IV. Закрепление изученного материала

Задание №1. Мои помощники, перед вами стоит непростая задача! Вспомните кем работают ваши родители и какие предметы характерны для их профессии! (3 минуты)

(Примерные ответы учеников: Учитель, врач, строитель, водитель, повар.

Для учителя - доска, мел, учебник, класс.
Для врача - укол, таблетки, халат, градусник.
Для строителя - кирпич, кран, каска, цемент.
Для водителя - машина, колесо, насос, бензин.
Для повара - кастрюля, половник, вилка, специи.)

Учитель: Поменяйтесь тетрадками и проверьте правильно ли написал ваш сосед. (2 мин)

Учитель: Вы большие молодцы! Первые страницы восстановлены! Вы хорошо знаете профессии ваших родителей, но работа еще не закончена и мы работаем дальше.

Слайд 4

Задание №2. Из предложенных предложений выберите только то, в котором есть профессионализмы. Определите представителям, какой профессии принадлежат эти слова. (2 минуты)

а) Старый шкаф стоял на своём месте - в углу террасы.

б) Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

в) Дом был деревянный.

г) Крышу покрыли шифером.

Ответ:Б. Учителю русского языка.

Учитель: Конечно, вы правы! Еще одно задание пройдено успешно! Но на этом наши испытания не закончены.

Слайд 5

Физкульминутка

Ребята, минутка отдыха нам не помешает.

Потрудились - отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Слайд 6

Задание №3. В главе "Профессионализмы" были словари разных работников. Помогите определить какой профессии принадлежат эти слова. (3 минуты)

Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).

Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент)

Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).

Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).

Учитель: Вижу, что вы хорошо знаете профессии людей. Вы - настоящие исследователи. Но у нас осталось последнее задание. На утраченных страницах были записаны правильные ответы на задания из упражнения 112 на странице 61.Теперь вам необходимо определить профессии людей, изображенных на картинках и выписать слова, которые характерны для их профессии. (5 минут)

Ответы учащихся:

Фотограф: зум, кадр, пиксель, вспышка

Художник: палитра, акварель, мольберт, гуаш

Столяр: шрифт, фтулка, зубило,наждак

Музыкант: форте, октава, гамма, аккорд.

Учитель: Потрясающе! Наша сплоченная и дружная команда выполнила все задания и информация главы! "Профессионализмы" полностью восстановлена!" Теперь в книге полный порядок, а это значит, что мы можем оценить свою работу и вспомнить что же нового мы сегодня узнали.

V. Подведение итогов урока (5 минут)

- Какие слова называются профессионализмами?

- Как эти слова помечены в Толковых словарях?

- Являются ли профессионализмы общеупотребительной лексикой?

- Вспомните что такое синонимы, антонимы?

Ребята, откройте ваши словарики и запишите несколько новых слов правописание и правильное произношение которых нужно запомнить:

Профессионализм, палитра, пиксель, мольберт, фотовспышка, тубус (краткое пояснение лексического значения слов).

Учитель: Мы сегодня отлично поработали! Наши совместные усилия и труды по восстановлению текста принесли отличные результаты! А это значит, что читать и получать новые знания смогут все желающие, прочитав нашу замечательную книгу «Лексика»! Думаю, что наши авторы книги будут очень признательны вам за помощь в восстановлении утраченных страниц и скоро мы увидим книги в свободном доступе для всех читателей и знатоков русского языка.

VI. Рефлексия (3 минуты)

Учитель: На доске записано начало предложений. Вам нужно дополнить их, анализируя свою работу на уроке.

  • Работой на уроке я…
  • Мне понравилось...
  • Для меня урок был...
  • Я научился...

Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание

  • Параграф 23, упражнения 113,111.

Учитель: Спасибо за урок!