Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах; научить детей пользоваться словарем при определении значений слов - профессионализмов.
Задачи:
- Коррекционно-образовательная: ознакомление учащихся с особенностями профессионализмов, углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся.
- Коррекционно-развивающая: развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; формирование фонетически правильной, внятной и выразительной речи, создание психологически комфортной обстановки на уроке.
- Коррекционно-воспитательная: воспитывать внимание к окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи.
Технологии: игровая технология.
Методы:
- проблемно-поисковый с элементами игры, практический;
- мотивациионно-познавательная игра;
- контроля - выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, взаимоанализ.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: ролевая игра.
Оборудование:
- карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.),
- презентация Microsoft PowerPoint,
- музыкальное оформление для проведения физминутки.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по увлекательной книге«Лексика». Мы уже побывали на страницах в гостях у «Общеупотребительных слов» и «Диалектизмов». Давайте вспомним, какие слова называются общеупотребительными, а какие диалектными?
(Примерные ответы учащихся: Слова, которые известны всем людям, называются общеупотребительными. К ним можно отнести такие слова как вода, солнце, розовый, думать. Диалектизмы - это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Например, поляши (тетерева), шелоник (юго-западный ветер), шаньги (открытые пирожки), туес (берестяной короб цилиндрической формы).
Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Я вижу, что материал усвоен вами хорошо. А это значит, что мы можем продолжать свой путь дальше.
II. Актуализация познавательной деятельности
(На слайде красным высвечивается сообщение-сигнал об отсутствии некоторых страниц книги)
Учитель: Ребята, кто-то вырвал несколько страниц! Отсутствуют страницы по теме «Профессионализмы»! Нам необходимо восстановить утраченную информацию! Нам предстоит узнать какие слова называются профессионализмами. Почему они так названы, когда и кем употребляются. Нас ждет интересная работа! Вперед! Запишите в своих дневниках (тетрадях) число и тему нашего супер расследования!
Запись числа, темы урока.
III. Изучение нового материала
Учитель: Скажите, ребята, почему глава книги с вырванными страницами названа "Профессионализмы"? Что это значит? И какие однокоренные слова вы можете подобрать?
(Примерные ответы учеников: В этой главе рассказывается о профессиях, подобран материал для изучения слов, связанных с этими профессиями. Однокоренные слова: профессия, профессиональный, профессионал.)
Учитель: Какие профессии вы знаете? (Учащиеся перечисляют известные им профессии).
Учитель: Давайте сделаем первую запись в наших дневниках. Профессионализмы - слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности. Прочитаем параграф 23 в нашем учебнике.
Учитель: Отлично! Теперь мы знаем, какие страницы были вырваны и что там было написано. Но нельзя расслабляться! Давайте посмотрим ,что мы можем восстановить из текста.
Слайд 2, Слайд 3
Физминутка для глаз
Учитель:
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
IV. Закрепление изученного материала
Задание №1. Мои помощники, перед вами стоит непростая задача! Вспомните кем работают ваши родители и какие предметы характерны для их профессии! (3 минуты)
(Примерные ответы учеников: Учитель, врач, строитель, водитель, повар.
Для учителя - доска, мел, учебник, класс.
Для врача - укол, таблетки, халат, градусник.
Для строителя - кирпич, кран, каска, цемент.
Для водителя - машина, колесо, насос, бензин.
Для повара - кастрюля, половник, вилка, специи.)
Учитель: Поменяйтесь тетрадками и проверьте правильно ли написал ваш сосед. (2 мин)
Учитель: Вы большие молодцы! Первые страницы восстановлены! Вы хорошо знаете профессии ваших родителей, но работа еще не закончена и мы работаем дальше.
Слайд 4
Задание №2. Из предложенных предложений выберите только то, в котором есть профессионализмы. Определите представителям, какой профессии принадлежат эти слова. (2 минуты)
а) Старый шкаф стоял на своём месте - в углу террасы.
б) Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
в) Дом был деревянный.
г) Крышу покрыли шифером.
Ответ:Б. Учителю русского языка.
Учитель: Конечно, вы правы! Еще одно задание пройдено успешно! Но на этом наши испытания не закончены.
Слайд 5
Физкульминутка
Ребята, минутка отдыха нам не помешает.
Потрудились - отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Слайд 6
Задание №3. В главе "Профессионализмы" были словари разных работников. Помогите определить какой профессии принадлежат эти слова. (3 минуты)
Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).
Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент)
Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).
Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).
Учитель: Вижу, что вы хорошо знаете профессии людей. Вы - настоящие исследователи. Но у нас осталось последнее задание. На утраченных страницах были записаны правильные ответы на задания из упражнения 112 на странице 61.Теперь вам необходимо определить профессии людей, изображенных на картинках и выписать слова, которые характерны для их профессии. (5 минут)
Ответы учащихся:
Фотограф: зум, кадр, пиксель, вспышка
Художник: палитра, акварель, мольберт, гуаш
Столяр: шрифт, фтулка, зубило,наждак
Музыкант: форте, октава, гамма, аккорд.
Учитель: Потрясающе! Наша сплоченная и дружная команда выполнила все задания и информация главы! "Профессионализмы" полностью восстановлена!" Теперь в книге полный порядок, а это значит, что мы можем оценить свою работу и вспомнить что же нового мы сегодня узнали.
V. Подведение итогов урока (5 минут)
- Какие слова называются профессионализмами?
- Как эти слова помечены в Толковых словарях?
- Являются ли профессионализмы общеупотребительной лексикой?
- Вспомните что такое синонимы, антонимы?
Ребята, откройте ваши словарики и запишите несколько новых слов правописание и правильное произношение которых нужно запомнить:
Профессионализм, палитра, пиксель, мольберт, фотовспышка, тубус (краткое пояснение лексического значения слов).
Учитель: Мы сегодня отлично поработали! Наши совместные усилия и труды по восстановлению текста принесли отличные результаты! А это значит, что читать и получать новые знания смогут все желающие, прочитав нашу замечательную книгу «Лексика»! Думаю, что наши авторы книги будут очень признательны вам за помощь в восстановлении утраченных страниц и скоро мы увидим книги в свободном доступе для всех читателей и знатоков русского языка.
VI. Рефлексия (3 минуты)
Учитель: На доске записано начало предложений. Вам нужно дополнить их, анализируя свою работу на уроке.
- Работой на уроке я…
- Мне понравилось...
- Для меня урок был...
- Я научился...
Выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание
- Параграф 23, упражнения 113,111.
Учитель: Спасибо за урок!