Единый слухоречевой режим в школе как необходимое условие формирования и развития речи учащихся

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 10

Ключевые слова: развитие речи, Развитие речевой деятельности


Важным условием речевого развития детей с нарушением слуха является соблюдение единого слухоречевого режима.

Что такое слухоречевой режим?

Под слухоречевым режимом понимается совокупность единых организованных требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всех работников школы, направленных на развитие связной речи, развитие слухового восприятия и закрепление правильных произносительных навыков.

Условия соблюдения единого слухоречевого режима следующие:

  • использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
  • мотивированное речевое общение с детьми в процессе учебной и внеурочной деятельности;
  • формирование у детей потребности в речевом общении;
  • поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;
  • побуждение детей к активному применению речи;
  • контроль за речью детей со стороны взрослых;
  • соблюдение единых требований к речи взрослых.

Каждый урок и внеклассное занятие должны давать не только сумму определенных знаний, но и учить учащихся мыслить, обогащать их речь, развивать речевое общение.

Чтобы наиболее успешно решать эту главную задачу необходимо соблюдение единого слухоречевого режима всеми педагогами и другими работниками школы.

Требования к работникам школы

(педагогам, техперсоналу, медицинским работникам)

Каждый работник школы должен владеть правильной, точной, выразительной и ясной речью, являющейся образцом для учащихся. Недопустимы логически неправильно построенные предложения, нелитературное произношение слов, небрежность в выборе терминов и определений, многословие.

Весь процесс общения всех педагогов с учащимися осуществляется на основе словесной речи в устной и письменной форме. Все педагоги должны в совершенстве знать и уметь пользоваться дактильной формой речи как вспомогательным средством общения, обязаны изучить мимику и жесты глухих детей.

Использование дактильной речи допускается в тех случаях, когда общение устной речью затруднено (учащиеся имеют плохое зрение и слабый навык чтения с губ, для слабослышащих учащихся общение дактильной речью допустимо в 0-1 классах, а для глухих - по мере развития устной речи).

Использование мимико-жестикулярной речи разрешается лишь в исключительных случаях при непременном условии: мимико-жестикулярная речь сопровождается словесной речью. Это можно использовать во время массовых мероприятий (на беседе, спектакле, линейке и др.)

Все учителя начальных классов и классные руководители обязаны вести систематическую работу с родителями по изучению ими дактильной формы речи. С этой целью школа должна снабдить родителей таблицей с ручной азбукой.

В помощь слухо-зрительному восприятию работники школы должны использовать таблички с напечатанными словами или фразами, заключающими в себе название предмета, поручение, просьбу, вопрос, отчет о проделанном и др. Удобным в употреблении может быть наборное полотно, магнитная доска, тематические альбомы или конверты.

При наличии в классе звукоусиливающей аппаратуры педагоги максимально используют остаточный слух воспитанников, привлекая специально отработанный на индивидуальных слуховых занятиях речевой материал и включая новые необходимые фразы по различным предметам. Слуховые упражнения с глухими учащимися носят менее продолжительный характер, чем со слабослышащими. Для глухих детей достаточно 10-15 фраз на одном занятии. Если после двух повторений фраза не будет воспринята на слух большинством учащихся, то она предъявляется слухо-зрительно. На всех режимных моментах вне класса должны использоваться индивидуальные слуховые аппараты. Учителя слухового восприятия должны проводить разъяснительные беседы с родителями о положительном влиянии на устную речь при бинауральном слухопротезировании и наличии индивидуальных ушных вкладышей.

Каждый педагог обязан расширять и обогащать словарный запас учащихся. На уроках и внеклассных занятиях новые слова, термины, имена собственные и названия разъясняются педагогом кратким пояснением. При этом каждый педагог обеспечивает ведение учащимися записей материала по разговорной речи в специальных тетрадях. В словарь записываются те слова, которые войдут в активный словарь школьников. Учащиеся должны не только понимать слова новые и термины, но и уметь их употреблять в своей устной и письменной речи. Для этого необходимо периодически вывешивать таблицы терминов и трудных слов по каждой дисциплине, по различным видам внеклассной деятельности.

Образцом для учащихся должна быть и письменная речь педагогов. Все их записи в журнале, на доске, в тетрадях, в дневнике, в документах, выдаваемых на руки ученикам, должны быть абсолютно грамотны, четко сформулированы. Все таблички должны быть написаны четким шрифтом синей или черной тушью на светлом фоне.

Учителя русского языка в работе по развитию речи должны уделять большое внимание привитию навыка правильно писать деловые бумаги: письма, анкеты, автобиографии, заявления, доверенности, телеграммы.

Во внеклассное время воспитатель продолжает работу учителя по развитию речи, активизирует речевое общение детей во время всех режимных моментов (прогулок, игр, внеклассного чтения, подготовки домашнего задания и др.). При этом воспитатель руководствуется требованиями программы по русскому языку, развитию слухового восприятия, формированию произношения, развитию речи вне класса. Вместе с учителем слухового восприятия и формирования произношения, а также учителем класса воспитатель определяет лексический материал, типы предложений, формы слов, составляет фразы для общения в интернате на различных внеклассных мероприятиях. Воспитатель обязан оречевлять каждое действие, производимое ребенком.

Воспитатель (как и учитель) на каждом занятии выделяет время для работы над труднопроизносимыми словами, используя для этого аналитико-синтетический метод.

Новые слова следует писать на доске или табличке со всеми надстрочными знаками (на утреннике).

При этом воспитатель должен знать возможности каждого воспитанника в пользовании им устной речью (насколько ребенок понимает обращенную к нему речь и как он может говорить сам).

  1. Всем педагогам необходимо овладеть приемами беглого исправления устной речи, следить за её качеством, не допуская резких отклонений от норм, установленных программой данного класса, знать в совершенстве профиль произношения своих детей.
  2. Всем педагогам развивать и совершенствовать у учащихся навыки самоконтроля над произношением.
  3. Всем педагогам эффективно использовать элементы фонетической ритмики и дирижирование для улучшения качества устной речи.
  4. Учителям РСВ и ФП своевременно заполнять профили произношения, выделять контрольные звуки и располагать их в уголке техники речи, в классном журнале.
  5. Всем педагогам класса осуществлять совместное планирование при работе с дежурным звуком, соблюдать методику ведения фонетической и речевой зарядок.
  6. Подготовку устных речевых выступлений учащихся на внеклассные мероприятия начинать за 3-4 недели до срока проведения:
  7. текст выступления пронотировать всеми надстрочными знаками и отдать для заучивания;
  8. не менее чем за 10 дней провести речевые репетиции;
  9. во время выступлений использовать микрофон.
  10. Все педагоги обязаны знать правила пользования звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального назначения.

Требования к устной речи учащихся.

  1. Говори литературно правильно, не употребляй грубых слов и выражений.
  2. Обогащай свой словарный запас и тогда твоя речь будет ясной и четкой.
  3. Правильно строй предложения, избегай длинных и запутанных фраз.
  4. На вопросы давай полные и связные ответы. Учись отвечать кратко.
  5. Для подтверждения своих высказываний приводи свои примеры и доказательства.
  6. Старайся отвечать без наводящих вопросов громко и четко, соблюдай интонацию, паузы.
  7. Имей словари и умей пользоваться ими.

Требования к письменной речи учащихся.

  1. Пользуйся только стандартными тетрадями. Для рабочей тетради по литературе и словаря заведи общие тетради.
  2. Тетради по всем предметам должны иметь одинаковый внешний вид, обложку. Не вырывать листы, не начинать новую тетрадь пока не кончится старая. Во всех тетрадях писать разборчиво, не искажая букв и их соединений, соблюдая нужный наклон и промежуток между словами, оставляя поля.
  3. Перед каждой работой указывать вид её. Обязательным является соблюдение красной строки, зачеркивание ошибки косой линией. Нельзя пользоваться резинкой и другими способами для подчистки написанного.

Проверка письменных работ учащихся.

  1. Письменные работы по всем предметам и внеклассным занятиям должны систематически проверяться учителями и воспитателями. Бесконтрольного письма быть не должно.
  2. После контрольных и самостоятельных работ должна быть обязательная работа над ошибками. Допускается иметь отдельную тетрадь для работы над ошибками.

И в заключение хочется сказать, что только при соблюдении единого слухоречевого режима будет развиваться речь детей, благодаря которой дети быстрее включатся в процесс полноценной социализации, научатся вербальному общению со слышащими людьми.