Важным условием речевого развития детей с нарушением слуха является соблюдение единого слухоречевого режима.
Что такое слухоречевой режим?
Под слухоречевым режимом понимается совокупность единых организованных требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всех работников школы, направленных на развитие связной речи, развитие слухового восприятия и закрепление правильных произносительных навыков.
Условия соблюдения единого слухоречевого режима следующие:
- использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
- мотивированное речевое общение с детьми в процессе учебной и внеурочной деятельности;
- формирование у детей потребности в речевом общении;
- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;
- побуждение детей к активному применению речи;
- контроль за речью детей со стороны взрослых;
- соблюдение единых требований к речи взрослых.
Каждый урок и внеклассное занятие должны давать не только сумму определенных знаний, но и учить учащихся мыслить, обогащать их речь, развивать речевое общение.
Чтобы наиболее успешно решать эту главную задачу необходимо соблюдение единого слухоречевого режима всеми педагогами и другими работниками школы.
Требования к работникам школы
(педагогам, техперсоналу, медицинским работникам)
Каждый работник школы должен владеть правильной, точной, выразительной и ясной речью, являющейся образцом для учащихся. Недопустимы логически неправильно построенные предложения, нелитературное произношение слов, небрежность в выборе терминов и определений, многословие.
Весь процесс общения всех педагогов с учащимися осуществляется на основе словесной речи в устной и письменной форме. Все педагоги должны в совершенстве знать и уметь пользоваться дактильной формой речи как вспомогательным средством общения, обязаны изучить мимику и жесты глухих детей.
Использование дактильной речи допускается в тех случаях, когда общение устной речью затруднено (учащиеся имеют плохое зрение и слабый навык чтения с губ, для слабослышащих учащихся общение дактильной речью допустимо в 0-1 классах, а для глухих - по мере развития устной речи).
Использование мимико-жестикулярной речи разрешается лишь в исключительных случаях при непременном условии: мимико-жестикулярная речь сопровождается словесной речью. Это можно использовать во время массовых мероприятий (на беседе, спектакле, линейке и др.)
Все учителя начальных классов и классные руководители обязаны вести систематическую работу с родителями по изучению ими дактильной формы речи. С этой целью школа должна снабдить родителей таблицей с ручной азбукой.
В помощь слухо-зрительному восприятию работники школы должны использовать таблички с напечатанными словами или фразами, заключающими в себе название предмета, поручение, просьбу, вопрос, отчет о проделанном и др. Удобным в употреблении может быть наборное полотно, магнитная доска, тематические альбомы или конверты.
При наличии в классе звукоусиливающей аппаратуры педагоги максимально используют остаточный слух воспитанников, привлекая специально отработанный на индивидуальных слуховых занятиях речевой материал и включая новые необходимые фразы по различным предметам. Слуховые упражнения с глухими учащимися носят менее продолжительный характер, чем со слабослышащими. Для глухих детей достаточно 10-15 фраз на одном занятии. Если после двух повторений фраза не будет воспринята на слух большинством учащихся, то она предъявляется слухо-зрительно. На всех режимных моментах вне класса должны использоваться индивидуальные слуховые аппараты. Учителя слухового восприятия должны проводить разъяснительные беседы с родителями о положительном влиянии на устную речь при бинауральном слухопротезировании и наличии индивидуальных ушных вкладышей.
Каждый педагог обязан расширять и обогащать словарный запас учащихся. На уроках и внеклассных занятиях новые слова, термины, имена собственные и названия разъясняются педагогом кратким пояснением. При этом каждый педагог обеспечивает ведение учащимися записей материала по разговорной речи в специальных тетрадях. В словарь записываются те слова, которые войдут в активный словарь школьников. Учащиеся должны не только понимать слова новые и термины, но и уметь их употреблять в своей устной и письменной речи. Для этого необходимо периодически вывешивать таблицы терминов и трудных слов по каждой дисциплине, по различным видам внеклассной деятельности.
Образцом для учащихся должна быть и письменная речь педагогов. Все их записи в журнале, на доске, в тетрадях, в дневнике, в документах, выдаваемых на руки ученикам, должны быть абсолютно грамотны, четко сформулированы. Все таблички должны быть написаны четким шрифтом синей или черной тушью на светлом фоне.
Учителя русского языка в работе по развитию речи должны уделять большое внимание привитию навыка правильно писать деловые бумаги: письма, анкеты, автобиографии, заявления, доверенности, телеграммы.
Во внеклассное время воспитатель продолжает работу учителя по развитию речи, активизирует речевое общение детей во время всех режимных моментов (прогулок, игр, внеклассного чтения, подготовки домашнего задания и др.). При этом воспитатель руководствуется требованиями программы по русскому языку, развитию слухового восприятия, формированию произношения, развитию речи вне класса. Вместе с учителем слухового восприятия и формирования произношения, а также учителем класса воспитатель определяет лексический материал, типы предложений, формы слов, составляет фразы для общения в интернате на различных внеклассных мероприятиях. Воспитатель обязан оречевлять каждое действие, производимое ребенком.
Воспитатель (как и учитель) на каждом занятии выделяет время для работы над труднопроизносимыми словами, используя для этого аналитико-синтетический метод.
Новые слова следует писать на доске или табличке со всеми надстрочными знаками (на утреннике).
При этом воспитатель должен знать возможности каждого воспитанника в пользовании им устной речью (насколько ребенок понимает обращенную к нему речь и как он может говорить сам).
- Всем педагогам необходимо овладеть приемами беглого исправления устной речи, следить за её качеством, не допуская резких отклонений от норм, установленных программой данного класса, знать в совершенстве профиль произношения своих детей.
- Всем педагогам развивать и совершенствовать у учащихся навыки самоконтроля над произношением.
- Всем педагогам эффективно использовать элементы фонетической ритмики и дирижирование для улучшения качества устной речи.
- Учителям РСВ и ФП своевременно заполнять профили произношения, выделять контрольные звуки и располагать их в уголке техники речи, в классном журнале.
- Всем педагогам класса осуществлять совместное планирование при работе с дежурным звуком, соблюдать методику ведения фонетической и речевой зарядок.
- Подготовку устных речевых выступлений учащихся на внеклассные мероприятия начинать за 3-4 недели до срока проведения:
- текст выступления пронотировать всеми надстрочными знаками и отдать для заучивания;
- не менее чем за 10 дней провести речевые репетиции;
- во время выступлений использовать микрофон.
- Все педагоги обязаны знать правила пользования звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального назначения.
Требования к устной речи учащихся.
- Говори литературно правильно, не употребляй грубых слов и выражений.
- Обогащай свой словарный запас и тогда твоя речь будет ясной и четкой.
- Правильно строй предложения, избегай длинных и запутанных фраз.
- На вопросы давай полные и связные ответы. Учись отвечать кратко.
- Для подтверждения своих высказываний приводи свои примеры и доказательства.
- Старайся отвечать без наводящих вопросов громко и четко, соблюдай интонацию, паузы.
- Имей словари и умей пользоваться ими.
Требования к письменной речи учащихся.
- Пользуйся только стандартными тетрадями. Для рабочей тетради по литературе и словаря заведи общие тетради.
- Тетради по всем предметам должны иметь одинаковый внешний вид, обложку. Не вырывать листы, не начинать новую тетрадь пока не кончится старая. Во всех тетрадях писать разборчиво, не искажая букв и их соединений, соблюдая нужный наклон и промежуток между словами, оставляя поля.
- Перед каждой работой указывать вид её. Обязательным является соблюдение красной строки, зачеркивание ошибки косой линией. Нельзя пользоваться резинкой и другими способами для подчистки написанного.
Проверка письменных работ учащихся.
- Письменные работы по всем предметам и внеклассным занятиям должны систематически проверяться учителями и воспитателями. Бесконтрольного письма быть не должно.
- После контрольных и самостоятельных работ должна быть обязательная работа над ошибками. Допускается иметь отдельную тетрадь для работы над ошибками.
И в заключение хочется сказать, что только при соблюдении единого слухоречевого режима будет развиваться речь детей, благодаря которой дети быстрее включатся в процесс полноценной социализации, научатся вербальному общению со слышащими людьми.