Развитие понимания речи как один из компонентов логопедического занятия в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с


Изучение специальной литературы, периодических изданий, профессиональная практическая деятельность помогли мне прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с тяжелым недоразвитием речи. Процент детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь детей, которые не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами, растет год от года. И нет ничего удивительного в том, что многие воспитатели испытывают трудности в работе с такими детьми, не знают, как построить коррекционную работу, чтобы она приносила результат и была эффективной.

Когда родители обращаются к логопеду, мы в первую очередь слышим жалобы на неправильное произнесение звуков и только единицы обращают внимание на такие компоненты речевого развития, как грамматика, связная речь. Довольно часто ребенок действует адекватно в рамках определенной ситуации - показывает нужный предмет или игрушку, совершает необходимое действие. Однако при начале регулярных занятий с логопедом начинают обозначаться пробелы в знаниях ребенка: он не только не понимает значения многих слов и выражений, но и путает те, что постоянно используются в обиходе. Порой ребенок даже умеет читать, но понимания прочитанного нет.

В моей практике логопеда все чаще встречаются дети с нарушениями понимания речи. Мне часто приходиться слышать от родителей и даже коллег, что ребенок «не говорит, но всё (!) понимает и даже читает». В результате последующей беседы и наблюдения, я узнаю, что «всё» - это в основном ситуативные инструкции и обращения, зачастую сказанные в знакомых ребенку ситуациях и подкрепленные наглядной демонстрацией способа действия.

Расскажу для начала, что в «мышлении логопеда» означает понимание речи или то самое «всё»:

  • понимание значений отдельных слов вне их демонстрации (находясь в комнате, Вы просите ребенка принести чашку, и он ее приносит);
  • понимание значений слов вне зависимости от внешнего вида предмета, по определению сигнальных признаков объекта (различает тигра-льва, лося-оленя и т.п.);
  • понимание грамматических значений (морфологических изменений слова);
  • понимание вопросов косвенных падежей: покажи, ЧЕМ копает мальчик? КОГО кормит девочка?
  • понимание предлогов (здесь не забываем про оптико-пространственное восприятие);
  • понимание логико-грамматических конструкций, сравнительной степени: старше, больше и т.п.;
  • понимание переносного значения и многозначности: идти может и человек, и дождь, и часы;
  • ребенок понимает не только отдельные предложения, но и тексты.

Сейчас в интернете можно найти множество рекомендаций и правил при начале работы над пониманием речи, в том числе и у детей раннего возраста. Я же хочу остановиться на приемах и упражнениях, которые использую в работе с детьми старшего возраста. Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Таким образом, работу по созданию для ребенка правильной речевой среды ведут как родители, так и логопед.

В своей работе над развитием понимания речи я придерживаюсь следующей последовательности:

1. Понимание различных инструкций

Данный вид упражнений можно использовать как отдельный обучающий прием, например различение инструкций «Дай» и «Покажи», или как способ переключения с одного вида деятельности на другой/отдых - в данном случае мы будем использовать понимание моторных инструкций, например «Подними руки», «Покажи нос», «Хлопни 2 раза». Обязательным условием использования моторных инструкций является наша уверенность в том, что ребенок их выполнит, т.е. они ему знакомы, и он может физически это сделать.

2. Воспроизведение различных речевых звуков (вокальная имитация)

Переходя к этому виду упражнений, мы начинаем с самого простого - повторения гласных звуков, затем переходим к согласным. Далее идет повторение слогов, слов и коротких фраз. Обязательным условием использования данного вида упражнений являются вокальные возможности ребенка, т.е. мы не просим ребенка повторить слова, которые он не может выговорить.

3. Наименование предметов, действий, характеристик

Данный вид упражнений подразумевает не только просто называние предмета (действия, свойства), но и различение реального объекта с нарисованным, понимание обобщающих характеристик, узнавание предмета по части - знание названий частей предметов, смысловое различение глаголов (например «наливает-выливает»), знание функций предметов.

Вот несколько примеров заданий: «У кого рога (лапы, копыта, грива, полоски, пятна и т.д.)?», «Что можно открыть (лепить, есть, пить, носить, двигать и т.д.)?», «Кто бегает (прыгает, летает, плавает и т.д.)?», «Назови одним словом» и т.д.

4. Ответы на вопросы, дополнение фраз

На данном этапе начинается работа с предложно-падежным управлением. Мы учим ребенка отвечать на вопросы падежей, дополнять знакомые фразы, правильно изменяя слова. Начинать можно с простых картинок, где ребенок должен выбрать один из двух предметов, постепенно выбор усложняется количеством предметов и сюжетом. Важным моментом на этом этапе работы является работа над различением функциональных характеристик предметов.

5. Работа с текстом

Этот вид упражнений подразумевает чтение, переписывание и самостоятельное написание услышанных слов.

На основе сказанного можно сделать следующие выводы: для эффективного коррекционного воздействия, расширения объема понимания речи, понимания ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления необходимо строить свою работу следующим образом:

  1. Использовать ситуативный подход.
  2. Подходить к достижению цели комплексно.
  3. В работе переходить от простого к сложному.
  4. В играх, игровых ситуациях, на занятиях использовать для создания комфортной обстановки любимые игрушки ребенка.
  5. Повторение подобных жизненных ситуаций в режимных моментах, в игре, на занятиях.
  6. Для закрепления материала использовать в той среде, где происходит ситуация, яркие красочные картинки и изображения с тем же действием, которое совершает ребенок.
  7. Обязательно использовать похвалу как поощрение при занятиях с ребенком на всех этапах обучения.