Дидактические игры в коррекционной работе

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дидактическая игра


Как радостно светятся глаза малышей, когда мы говорим: «А сейчас мы поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

В своих работах Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».

Дидактическая игра в коррекционно-образовательном процессе - одна из форм коррекционного воздействия учителя-логопеда на ребенка с ОНР.

В.И.Селивёрстов в книге «Игры в логопедической работе с детьми» подчеркивал: «Работа логопеда нуждается в использовании игровых приёмов, игр в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях».

Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, увлекательным, действенным, интересным, позволяющим ребенку получить собственный опыт.

Работа над звуком: постановка, автоматизация, развитие фонематического восприятия, монотонный и кропотливый труд, требующий от дошкольника усидчивости, внимания, сосредоточенности, что под силу не каждому взрослому.

Проблема состоит в том, что порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук в речи только после многократного повторения этого звука словах. Но механическое многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

Поэтому формированию системы игр по развитию звуковой стороны речи, уделила особое внимание, посчитав, что именно применение дидактической игры в этом направлении будет способствовать эффективности коррекционно-образовательного процесса, ускорив процесс автоматизации звуков.

Мною дидактическая игра используется как в индивидуальной, так и подгрупповой образовательной деятельности.

В ходе дидактической игры создаю такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Игры на автоматизацию изолированных звуков

Поедем на машине

Автоматизация изолированного звука р.

В тетради, ребенок и педагог рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику. Ребенок ставит палец на начало маршрута, и длительно произносит звук р. В результате он должен доехать до интересующего объекта. Для автоматизации звука л, выбирается образ гудящего парохода, или самолета. Для з - комарика, для ж - жука.

Пальчики здороваются.

Ребенок большим пальцем поочередно прикасаются к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук.

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Ребенок представляет, что указательный и средний палец - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок шагает по столу, произнося на каждый шажок заданный звук или слог.

Игры на автоматизацию звука в слогах

Бусы нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.

Игра на пианино, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: ра-ра-ра-ра-ра. да все слоги будут названы, баночки превращаются в "звенящие".

Телеграмма

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребёнку, называет звук, слог или пару слогов. Ребёнок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей не правильно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дощла до адреса, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша - са, ко - го, жу - зу и т.д.

Игры на автоматизацию звука в словах

Собери цветочек

Дети собирают цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как собрали цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках

Медвежонку снятся сны

Детям предлагается посмотреть, что снится медвежонку. Они берут облачко - сон и называют, что нарисовано на картинке.

Рыбалка, в которой вместо удочки используется палочка с магнитом, а вместо рыбок - картинки с заданным звуком. Поймав «рыбки» - слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими "рыбками".

Игры на автоматизацию звука во фразах и предложениях

Соседи

Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определённым звуком. Ребёнок должен без ошибок назвать всех соседей: жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется.

Артисты

Детям раздаётся по одной начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?». Педагог описывает или показывает картинку. Каждый ребёнок определяет, подходит ему или нет, если подходит, составляет предложение и забирает. Получив все картинки, ребёнок составляет рассказ, выходит на сцену, и пересказывает. Картинки подбираются с учётом автоматизированного звука.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, делает коррекционную работу наиболее разнообразной, увлекательной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, способствует и развитию речевой активности детей, и повышению результативности.

Список использованной литературы

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки.- СПб.: Издательство «Лань», 1999;
  2. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Владос, 2009;
  3. Косинова Е.М. Уроки логопеда. - М.: Эксмо, 2010;
  4. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки. Буквы. Слова. - М.: Корона - Век, 2012.