Нейропсихологический подход в работе с детьми с задержкой психического развития (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: ЗПР


Изучение дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) продолжает оставаться актуальным, хотя о детях данной категории к настоящему времени накоплена определенная научная информация.

Задержка психического развития в современной дефектологии трактуется как замедленное и асинхронное развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Поэтому при проведении исследования детей с ЗПР обращается внимание на компоненты познавательной сферы (мышление, внимание, память, речь) и компоненты эмоционально-волевой сферы (учебная мотивация, эмоциональное самочувствие, особенности произвольного поведения). В самом общем виде сущность ЗПР объясняется тем, что созревание организма и развитие психических процессов, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит неравномерно и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1,5-2 года. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Этим и объясняет интерес к проблеме изучения детей с ЗПР [3].

Процесс психического развития опирается на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми к нему. Эти проблемы нашли отражение в трудах отечественных нейропсихологов А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой и др. Было отмечено, что дисфункция, или незрелость, у детей различных участков головного мозга приводит к соответствующим расстройствам высших психических функций. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпом роста и созревания его головного мозга. Одна из центральных идей в концепции А.Р.Лурия заключается в том, что все нейропсихологические синдромы возникают как следствие нарушения в функционировании соответствующего фактора работы отдельной мозговой структуры.

Результаты показали, что раннее проведение нейропсихологического исследования является наиболее адекватным средством повышения эффективности коррекционно-развивающей работы. Выделение факторов, ведущих к несостоятельности данной высшей психической функции, и одновременно с этим условий, приводящих хотя бы отчасти к преодолению нарушения, позволяло более адекватно выстраивать программу коррекционного обучения. Данные исследования давали возможность прогнозировать будущие затруднения в становлении различных познавательных процессов и заранее готовить, выстраивать фундамент, позволяющий минимизировать возможные трудности.

У детей данной группы была отчетливо выражена функциональная незрелость как глубоких, так и корковых отделов мозга. Это проявлялось в нарушении нейродинамических характеристик - замедленности или импульсивности, быстром утомлении, легкой отвлекаемости, в трудностях концентрации внимания и его колебаниях, в нарастании затруднений при длительном выполнении задания в одной модальности - зрительной или слуховой. Отчетливо была выражена задержка формирования функций программирования и контроля и мотивации. Вынесение вовне простейшей программы и организация пошагового контроля взрослым не всегда приводили к выполнению даже простейшего задания. Страдали и процессы переработки различных видов информации - слуховой, зрительной, кинестетической, полимодальной. Это выражалось в снижении объема восприятия и памяти, слабости следов, трудностях акустического анализа, неразвитости зрительно-пространственных представлений и др.

Однако отставание формирования высших психических функций не было равномерным. Данные обследования позволяли установить, какова эта неравномерность, диспропорция в настоящее время и как она меняется, какие процессы отстают больше, какие - меньше, что является более слабым или сильным звеном в соотношении различных психических функций и внутри одной. Например, у одного ребенка были более слабыми звено программирования, контроля и мотивационный компонент при большей сохранности возможностей переработки различных видов информации. У другого наблюдалось обратное соотношение. При этом развитие зрительной памяти могло быть близким к нормативному, а развитие слухоречевой памяти сильно отставать, то есть наблюдалась диссоциация развития мнестических процессов в различных модальностях. В то же время внутри мнестической деятельности объем кратковременной памяти мог быть достаточно полным, но удержание порядка следования элементов или возможность длительного удержания информации нарушалась.

Основываясь на методиках нейропсихологической диагностики, которые я использую при обследовании, я стала применять их и в коррекции. Конечно, я не провожу полные занятия по нейропсихологической коррекции, использую только некоторые методики приемлемые и эффективные для моей работы, с которыми и хочу вас сейчас познакомить. Эти методики я применяю во фронтальной деятельности и индивидуально.

Мною используются следующие виды упражнений: развитие коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами, упражнения для развития мелкой моторики и телесные перекрестные упражнения, дыхательные упражнения,

Дыхательные упражнения развивают контроль и произвольность, улучшают ритмику организма. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы. В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и крово обращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции.

1. Упражнение «Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе

2. Упражнение сидя с вокализацией на выдохе. ( А-А -А ; У, О,И)

3. Вдох (нос) - Выдох (рот) ; вдох ( Рот ) - Выдох (нос)

Упражнения, направленные на визуализацию способствуют воссозданию образов: слуховых, осязательных, зрительных, обонятельных др. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.

Тактильный гнозис

1. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем сделать то же с 2-3 точками. После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения в работу включались все части тела: лицо, пальцы

2. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти. При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием

3.«Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди. Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой.

Зрительный гнозис

1. «Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы (рис. 8).

2. «Что здесь изображено?» Узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур; различных предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, форме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка

3. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в различных вариантах) букву, цифру (слово). Попросите его определить, что за буква (слово) не дорисована, и дописать ее.

4. «Исправь ошибки». Ребенку надо найти и исправить разного рода ошибки в написании букв и цифр : отсутствующие или лишние штрихи, развернутые не в ту сторону буквы и цифры.

Слуховой гнозис

1. «Повтори ритм» повторение ритмических структур с помощью различных инструментов. Со зрительной порой и без нее.

Движения тела и пальцев или телесные упражнения развивают межполушарные взаимодействия, снимаются синкенезии и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.

На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы.

1. Пальчиковые упражнения необходимо выполнять сначала 1 рукой, затем другой, а в завершении 2 руками вместе.

«Колечки», «Коза», «Зайка», «Бычок», «Шарик»

2. Смена поз «Заяц колечко козе подарил» Под слова дети меняют позу.

Со временем увеличивая темп и меняя последовательность слов во фразе.

3. Динамический праксис «Кулак - ребро - ладонь» Ребенку показывают 3 положения руки на плоскости стола, последовательно, сменяющих друг друга. Ребенок выполняет пробу совместно с педагогом, затем по памяти в течении 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом двумя руками.

4. Реципроктная координация Кулак - ладонь

При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

5. «Путаница». Психолог намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение».

6. «Зеркало» Дети стоят напротив педагога. Педагог показывает движения правой рукой, и дети повторяют правой рукой.

7. «Лезгинка» Левая рука сжата в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течении 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

8. «Ухо - нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

9. «Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Упражнения по развитию произвольности. Упражнения на формирование внимания строятся по следующему принципу: задается условный сигнал (хлопок, свисток, колокольчик и т.д.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. К ним относятся движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены учеником. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ученика способностей к формированию собственной программы.

1. «Стоп-упражнения». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока педагог не предложит ему продолжать движение. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри-отомри» и др.

2. «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение. Я часто использую эту игру в образовательной деятельности по разделу познавательное и речевое развитие, на определенный звук поднять руку или на четные числа топнуть ногой и т.д.

3. «Речка-берег». На полу лежит шнур или дети встают на край ковра. Педагог называет слово берег дети стоят на ковре, река - переходят на пол. Педагог делает с ними. Задавая повторяющийся ритм, а затем меняя стереотип. Крайне важны в обсуждаемом контексте упражнения на переключение, на преодоление стереотипа.

4. «Запретное движение» Психолог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться или делать движение в противоположную сторону - шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если психолог их поднял вверх.

Коммуникативные упражнения включают в себя:

  • индивидуальные упражнения, которые направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение, состояние и отношение;
  • упражнения в парах, способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
  • групповые упражнения дают ученику навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

1. «Запутанные руки». Дети сидят в кругу, руки перекрещены с руками рядом сидящих. По кругу передается мячик из руки в руку. Задача - как можно быстрее передавать мяч. Количество мячей может постепенно увеличиваться (2, 3 и т.д.).

2. «Рисование на спине» «Гусеница» групповой вариант. Дети стоят в колонну, на спине последнего ребенка педагог рисует простой рисунок, дети рисуют друг другу рисунок, последний ребенок говорит, что получилось.

3. Крайне важно в обязательном порядке включать в коррекционные занятия эстафеты, которые проводятся по обычным, традиционным правилам. Я включаю эстафеты например, решая примеры, раскладывая картинки на звуки.

Игры на развитие внимания

1. Корректурная проба Ребенку предлагается бланк с набором раз- личных фигур. Нужно выделить определенным образом одну или несколько фигур.

2. Таблица Шульте

Пространственные представления

1. Копирование фигур. а) Копирование различных простых фигур. б) Копирование сложных фигур и изображений, как, например, на рисунке 14. Сначала фигура анализируется совместно психологом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.

На занятиях очень важна четкая, повторяющаяся структура, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом. Еще одним условием является соблюдение детьми правил, ритуалов.

Ритуал начала занятий должен включать специфическое (оригинальное) групповое приветствие. Затем это может быть прослушивание определенной мелодии, обсуждение прошлого занятия или домашнего задания, групповая разминка и постановка задач текущего урока, определенные упражнения на концентрацию внимания и релаксацию и т.д.

В качестве коррекционного логопедического воздействия используем приёмы логоритмики, как одной из форм кинезотерапии, направленной на преодоление речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Логоритмические упражнения используем на различных этапах традиционных логопедических занятий (оргмомент, физминутка), а также в форме интегрированных занятий.

1. Считалочки-бормоталочки. Интересная форма работы со стихотворными строками, помогающая почувствовать ребенку ритм стиха. Ребенок учит стихотворную строку. Затем, начиная с конца строки, начинает заменять последнее слово на хлопок, проговаривая эти слова про себя. В конце строка выглядит как серия хлопков.

Следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.

В окончание хочу сказать, что таким образом, использование методов и приёмов нейропсихологии в развитии детей с задержкой в психическом развитии эффективно и перспективно. Это позволяет в полной мере раскрыть возможности данного направления. В перспективе я планирую и в дальнейшем использовать нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с задержкой в психическом развитии.