Виды отклоняющегося поведения подростков

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 9, 10, 11


Отклоняющееся поведение наблюдается в процессе десоциализации. Оно является разновидностью социальной запущенности. Существуют различные толкования отклоняющегося поведения. Нередко под отклонениями от нормы считается: неадаптивное, безответственное, импульсивное поведение, не учитывающее последствий своих поступков, пассивно следующее обстоятельствам или направленное на поиск более легких путей для достижения своих целей, использование других людей в качестве средства для реализации своих эгоцентрических намерений. С. Беличева под отклоняющимся поведением понимает такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.

К отклонениям корыстной направленности автор относит правонарушения и поступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду (хищения, кражи и т.п.). Причем среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться и в виде преступных уголовно-наказуемых действий, и в виде правопоступков и аморального поведения.

Отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, тяжкие преступления, такие как изнасилование и убийство). Отклонения социально-пассивного типа проявляются в стремлении к уходу от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление наркотиков и алкоголя, токсических веществ, суицид).

Различают девиантное (отклоняющееся), делинквентное и криминальное поведение. Девиантное поведение чаще связано с внутренним или внешним конфликтом подростка в его микросреде и компенсаторными установками личности. В рамках девиантного поведения Н. Вострекнутов выделяет несколько видов.

1. Конформный (компенсаторно-уступчивый) вариант поведения. Его основная особенность связана с невыносливостью к длительному активному напряжению по преодолению конфликта, легкостью возникновения пассивно-отказных форм реагирования. В ситуации конфликта такой ребенок или подросток демонстрирует уступчивость или услужливость, готовность поступиться собственными интересами, взять на себя неприятные поручения и обязанности, не имея психологической силы для твердого отказа.

2. Более выраженным по степени дезадаптации является «тормозимый» вариант поведения. Для него характерно быстрое возникновение в новой среде, коллективе, при повышенных требованиях чувства неполноценности, появление тревожности, заниженной самооценки, снижение активности и отказ от контактов. Неуверенность в себе, чувствительность к оценкам окружающих часто сопровождаются усилением тревожных опасений, жалобами на плохое самочувствие, мнительностью в отношении своего здоровья.

3. Еще более глубокую степень дезадаптации отражает «ограниченный», социально-ведомый вариант поведения. Характерная для него повышенная уступчивость, излишняя зависимость от внешних обстоятельств сопровождаются пассивностью, безволием, демонстрацией беспомощности в трудных ситуациях или упрямством, обидчивостью. Низкая продуктивность в занятиях, подчиняемость в отношениях часто служат причиной насмешек окружающих. В основе компенсаторно-уступчивых форм поведения лежит тенденция к внешне бесконфликтному приспособительному поведению. Данные формы поведения по преимуществу отражают внутренний характер конфликта с интровертированной направленностью переживаний.

4. К формам с внешней экстравертированностью проекций конфликтных переживаний относят эгоцентрически-демонстративный вариант поведения. В основе этой формы реагирования лежит нарастающая или изначальная эгоцентричность личных установок, которая резко усиливается в ситуации конфликтной средовой изоляции. Подростки с данным типом поведения стремятся вовлекать окружающих в круг своих переживаний, преувеличивают значимость конфликта.

5. Для следующего, конфликтно-возбудимого типа поведения характерно негативистически-оппозиционное поведение с упрямством, активным противодействием изменению стиля поведения. В поведении отмечается отрицательно направленная решительность, активность с упрямством, склонность навязывать свою волю окружающим с признаками несдержанности, раздражительности. Подростки стремятся утвердить себя среди сверстников, легко пренебрегают интересами окружающих, несдержанны, раздражительны, пренебрежительно относятся к значимым для коллектива положительным примерам. Повышенная эмоциональная напряженность, стремление утвердиться в конфликтной ситуации приводят к тому, что подростки с такой формой поведения, как правило, занимают позицию «отрицательного лидера», стремятся организовать «отрицательную группу» по отношению к физически слабым или младшим по возрасту, проявляют склонность к применению средств физического принуждения. Отмеченные формы девиантного поведения, по существу, являются вариантами личностной психологической защиты. Разновидностью девиантного (или отклоняющегося) поведения в своем крайнем выражении является асоциальное поведение несовершеннолетних: делинквентное, криминальное. Асоциальное - это поведение, нарушающее нормы человеческого общества. Делинквентное поведение определяется как повторяющее асоциальное по своей направленности - проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижении делинквентом возраста уголовной ответственности.

Различают следующие варианты делинквентного поведения:

  • уходы из дома и бродяжничество;
  • агрессивное поведение, включая вандализм;
  • аутоагрессивное поведение, включая суицидные действия;
  • ранняя алкоголизация и наркотизм, употребление токсических веществ;
  • раннее вступление в половую жизнь и сексуальные девиации;
  • корыстное поведение, включая мелкие кражи, хищения, вымогательство, угоны автотранспортных средств и другие имущественные посягательства.

Криминальное поведение определяется как противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируются по определенным статьям УК.

Многие исследователи отмечают, что отклоняющееся поведение - это не только внешнее проявление (деятельность, отношение), но и внутреннее состояние личности ребенка, его интересы, склонности, мотивы деятельности, способности. Об этом хорошо сказал Г.Потанин: «...под отклоняющимся поведением необходимо понимать такое поведение, специфичность которого проявляется не только в его стиле, внешних чертах, но и во внутреннем содержании, часто скрывающемся от глаз постороннего и трудно поддающемся диагностике. Его основу составляет направленность личности, представляющая собой синтез отрицательно выраженных мотивов, потребностей и привычек, которые передают ее деятельности соответствующую поведенческую окраску, формируют своеобразный психологический склад личности и выступают регуляторами ее аморальной и противоправной активности». Об этом свидетельствуют многочисленные характеристики подростков с отклоняющимся поведением, с которыми сталкивается социальный педагог в практической деятельности.