Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: д/с


Аннотация

Программа «Коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности», педагога-психолога МДОУ детского сада комбинированного вида №33 «Аленушка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа «Коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ №33, разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом МДОУ и локальными актами учреждения. Программа определяет содержание деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая профилактика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование и поддержка деятельности МДОУ в работе с детьми от 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МДОУ. Данная программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.

Содержание Программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой детского сада.

Программа рассчитана на 2 года обучения, для детей 5-7 лет.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст - это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Поэтому главной задачей педагога в любом дошкольном учреждении является формирование творчески развивающей среды, способствующей воспитанию думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад, но, к сожалению, наши дети реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие, а их игры - однообразие. Дети дошкольного возраста плохо управляют своими эмоциями. Их чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у детей чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.

Помочь ребенку понять самого себя и других, а также выстроить гармоничные отношения с окружающим миром, может театрализованная деятельность. Благодаря инсценировкам, передаче эмоционального состояния сказочных героев, упражнениям психогимнастики можно выработать такие черты характера, как уверенность, честность, смелость, доброта и многие другие. Раскрываясь на сцене, ребенок преодолевает такие страхи, различные опасения, неуверенность, замкнутость. На их место приходят ответственность, доброжелательность. Корректируется эмоционально-волевая сфера: дети раскрывают для себя основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, злость. Учатся распознавать эмоции по внешним сигналам: мимике, пантомимике, жестам, вербально, учатся понимать настроение человека.

Театрализованная деятельность позволяет корректировать эмоционально-волевую сферу ребенка, гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром. Сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.

В процессе освоения программы «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» (далее Программы) происходит всестороннее эмоциональное развитие, формируется интерес к совместной творческой деятельности, происходит овладение детьми приемами театрализованной деятельности.

Исторические данные, как и передовой опыт, наглядно показывают, сколь многогранен потенциал театра не только для всестороннего развития личности ребенка, но и для психолого-педагогической практики. Игра является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста, что делает актерскую игру доступной и понятной для ребенка. Процесс освоения способов театрализованной деятельности, осознание межличностных связей вносят неоценимый вклад в развитие эмоционально-волевой сферы.

Бесценна театрализованная деятельность и для детей с ОВЗ. Она решает целый комплекс психолого-педагогических задач и влияет на формирование многих компонентов личности детей с ОВЗ. Отношения в коллективе всегда составляют определенную сложность для детей данной категории. В театральной деятельности дети вовлекаются в совместный творческий процесс, поддаваясь общему эмоциональному состоянию.

Таким образом, Программа использует театральную деятельность как инструмент для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы. В том числе, для детей с ОВЗ, которые раннее включались в работу детских театральных студий по остаточному принципу, подразумевающему не включение в совместную деятельность, а лишь нахождение рядом, созерцание.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, не дублирует содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей, обеспечивающей достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе. Программа является дополнительной по отношению к основной общеобразовательной программе ДОУ.

Подходы и принципы построения Программы отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Поддержание и укрепление психического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования.

Программа основывается на следующих положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого- педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

2) научных исследований, практических разработках и методических рекомендациях, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

Программа разработана с учетом следующих факторов:

  • в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
  • направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;
  • отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
  • строится в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников,
  • строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 5 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;
  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Цель программы: коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков, умения общаться с детьми и взрослыми в разных ситуациях.
  • Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.
  • Формирование произвольности поведения: умения контролировать свою импульсивность и управлять двигательной активностью.
  • Воспитание в ребенке готовности к творчеству.
  • Развитие произвольного внимания, памяти, воображения; развитие таких качеств, как: наблюдательность, находчивость, быстрота реакции, инициативность, умение согласовывать свои действия с партнерами.
  • Активизация ассоциативного и образного мышления.
  • Формирование умения оценивать действий других людей и сравнивание их со своим собственными.
  • Развитие умений менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре; действовать в соответствии с ролью.
  • Обучению адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе на незапланированные действия.
  • Социальная интеграция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через театрализованную деятельность.

Программа реализуется при активном сотрудничестве с родителями воспитанников ДОУ.

Основными формами сотрудничества являются следующие:

  1. "Круглый стол": знакомство с планом работы на год, беседа о здоровом образе жизни семьи (опыт семейного воспитания).
  2. Тематические вечера «Сядем рядком, поговорим ладком», форма работы, включающая мудрость народной педагогики, русский фольклор.
  3. Веселый калейдоскоп: участие детей в семейных праздниках (опыт воспитания в семье, рекомендации педагогов).
  4. Устный журнал: подведение итогов работы за год. Диалог на тему «Помог ли театр родителям в воспитании детей».

Родители принимают непосредственное участие в деятельности театра: изготавливают декорации, костюмы, атрибуты; организуют выездные мероприятия; выступают вместе с детьми, проводят фото и киносъемки.

1.2. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования

Программа разработана с учетом целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они также не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.3. Срок реализации Программы

Программа реализуется с 1 октября по 31 мая.

1.4. Критерии отбора участников программы

Отбор в группу для занятий по программе осуществляется на основании результатов психологической диагностики эмоциональной серы.
Участие в программе воспитанников согласуется с родителями воспитанников.

1.5. Оценка результатов освоения Программы

Анализ результативности реализации программы осуществляется по итогам диагностики в начале и в конце учебного года. В качестве диагностического инструментария используются следующие методы:

  • методики «Маски», «Социометрический опросник», «Лесенка», «Тест тревожности Темпл», «Рисунок несуществующего животного»
  • (см. Приложения1, 2, 3, 4, 5).
  • наблюдение за ребенком в театрализованной деятельности на основе Шкалы оценки внешних признаков эмоционального возбуждения Ю.Я. Киселева (Приложение №5);
  • беседы с ребенком (Методика «Какой Я»), педагогами (определение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада Г.Любина, Л.Никулик), родителями (Анкета) (Приложения № 6, 7, 8);
  • экспертные оценки. В качестве экспертов выступают: педагог-психолог, воспитатели групп, старший воспитатель.

1.6. Формы работы с детьми

Формы работы с детьми: индивидуальные, работа в парах, работа в подгруппах, групповая работа, самостоятельная работа.

Виды деятельности с детьми: познавательная, творческая, интеллектуальная.

Приемы работы с детьми: игровые приемы, наглядные и практические приемы, пальчиковые и дидактические игры, сценические игры.

При реализации программы используются следующие психолого-педагогические технологии: игровая технология, технология развития навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста.

1.7. Ожидаемые результаты

Развитие и коррекция эмоциональной сферы за счет:

  • Развития коммуникативных навыков.
  • Преодоления застенчивости, замкнутости, нерешительности.
  • Формирования произвольности поведения.
  • Активизации ассоциативного и образного мышления.
  • Развития произвольности и самоконтроля .
  • Удовлетворение потребности в признании.
  • Развитие межличностного доверия.
  • Формирование адекватной самооценки.
  • Повышение уверенности в себе.
  • Формирование способности сознавать и выражать свои эмоциональные состояния.
  • Снижение психоэмоционального напряжения.

К концу года дети должны знать:

  • Основы театральной культуры.
  • Что такое театр, его устройство, назначение.
  • Театральный словарь.
  • Профессии работников театра.
  • Особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусства.
  • Что такое «мимика», «пантомимика» и их средства выражения.
  • Содержание всего спектакля, музыкальные фрагменты спектакля.
  • Основные правила работы на сцене.
  • Правила общеразвивающих и сценических игр.

К концу года дети должны уметь:

  • Общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях,
  • Контролировать импульсивность и управлять двигательной активностью,
  • Согласовывать свои действия с партнерами,
  • Оценивать действия других людей и сравнивать их со своим собственными, действовать в соответствии с ролью,
  • Адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе на Незапланированные действия,
  • Составлять диалог между героями,
  • Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения,
  • Уметь выражать свое мнение о характере героя,
  • Уметь применять полученные правила поведения в общественных местах.

См. продолжение программы