Аннотация
Программа «Коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности», педагога-психолога МДОУ детского сада комбинированного вида №33 «Аленушка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа «Коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ №33, разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом МДОУ и локальными актами учреждения. Программа определяет содержание деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая профилактика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование и поддержка деятельности МДОУ в работе с детьми от 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МДОУ. Данная программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.
Содержание Программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой детского сада.
Программа рассчитана на 2 года обучения, для детей 5-7 лет.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст - это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Поэтому главной задачей педагога в любом дошкольном учреждении является формирование творчески развивающей среды, способствующей воспитанию думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад, но, к сожалению, наши дети реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие, а их игры - однообразие. Дети дошкольного возраста плохо управляют своими эмоциями. Их чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у детей чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.
Помочь ребенку понять самого себя и других, а также выстроить гармоничные отношения с окружающим миром, может театрализованная деятельность. Благодаря инсценировкам, передаче эмоционального состояния сказочных героев, упражнениям психогимнастики можно выработать такие черты характера, как уверенность, честность, смелость, доброта и многие другие. Раскрываясь на сцене, ребенок преодолевает такие страхи, различные опасения, неуверенность, замкнутость. На их место приходят ответственность, доброжелательность. Корректируется эмоционально-волевая сфера: дети раскрывают для себя основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, злость. Учатся распознавать эмоции по внешним сигналам: мимике, пантомимике, жестам, вербально, учатся понимать настроение человека.
Театрализованная деятельность позволяет корректировать эмоционально-волевую сферу ребенка, гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром. Сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.
В процессе освоения программы «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» (далее Программы) происходит всестороннее эмоциональное развитие, формируется интерес к совместной творческой деятельности, происходит овладение детьми приемами театрализованной деятельности.
Исторические данные, как и передовой опыт, наглядно показывают, сколь многогранен потенциал театра не только для всестороннего развития личности ребенка, но и для психолого-педагогической практики. Игра является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста, что делает актерскую игру доступной и понятной для ребенка. Процесс освоения способов театрализованной деятельности, осознание межличностных связей вносят неоценимый вклад в развитие эмоционально-волевой сферы.
Бесценна театрализованная деятельность и для детей с ОВЗ. Она решает целый комплекс психолого-педагогических задач и влияет на формирование многих компонентов личности детей с ОВЗ. Отношения в коллективе всегда составляют определенную сложность для детей данной категории. В театральной деятельности дети вовлекаются в совместный творческий процесс, поддаваясь общему эмоциональному состоянию.
Таким образом, Программа использует театральную деятельность как инструмент для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы. В том числе, для детей с ОВЗ, которые раннее включались в работу детских театральных студий по остаточному принципу, подразумевающему не включение в совместную деятельность, а лишь нахождение рядом, созерцание.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, не дублирует содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей, обеспечивающей достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе. Программа является дополнительной по отношению к основной общеобразовательной программе ДОУ.
Подходы и принципы построения Программы отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Поддержание и укрепление психического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования.
Программа основывается на следующих положениях:
1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого- педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
2) научных исследований, практических разработках и методических рекомендациях, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;
3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.
Программа разработана с учетом следующих факторов:
- в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
- направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;
- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
- строится в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников,
- строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 5 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Цель программы: коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- Развитие коммуникативных навыков, умения общаться с детьми и взрослыми в разных ситуациях.
- Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.
- Формирование произвольности поведения: умения контролировать свою импульсивность и управлять двигательной активностью.
- Воспитание в ребенке готовности к творчеству.
- Развитие произвольного внимания, памяти, воображения; развитие таких качеств, как: наблюдательность, находчивость, быстрота реакции, инициативность, умение согласовывать свои действия с партнерами.
- Активизация ассоциативного и образного мышления.
- Формирование умения оценивать действий других людей и сравнивание их со своим собственными.
- Развитие умений менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре; действовать в соответствии с ролью.
- Обучению адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе на незапланированные действия.
- Социальная интеграция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через театрализованную деятельность.
Программа реализуется при активном сотрудничестве с родителями воспитанников ДОУ.
Основными формами сотрудничества являются следующие:
- "Круглый стол": знакомство с планом работы на год, беседа о здоровом образе жизни семьи (опыт семейного воспитания).
- Тематические вечера «Сядем рядком, поговорим ладком», форма работы, включающая мудрость народной педагогики, русский фольклор.
- Веселый калейдоскоп: участие детей в семейных праздниках (опыт воспитания в семье, рекомендации педагогов).
- Устный журнал: подведение итогов работы за год. Диалог на тему «Помог ли театр родителям в воспитании детей».
Родители принимают непосредственное участие в деятельности театра: изготавливают декорации, костюмы, атрибуты; организуют выездные мероприятия; выступают вместе с детьми, проводят фото и киносъемки.
1.2. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования
Программа разработана с учетом целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они также не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.3. Срок реализации Программы
Программа реализуется с 1 октября по 31 мая.
1.4. Критерии отбора участников программы
Отбор в группу для занятий по программе осуществляется на основании результатов психологической диагностики эмоциональной серы.
Участие в программе воспитанников согласуется с родителями воспитанников.
1.5. Оценка результатов освоения Программы
Анализ результативности реализации программы осуществляется по итогам диагностики в начале и в конце учебного года. В качестве диагностического инструментария используются следующие методы:
- методики «Маски», «Социометрический опросник», «Лесенка», «Тест тревожности Темпл», «Рисунок несуществующего животного»
- (см. Приложения1, 2, 3, 4, 5).
- наблюдение за ребенком в театрализованной деятельности на основе Шкалы оценки внешних признаков эмоционального возбуждения Ю.Я. Киселева (Приложение №5);
- беседы с ребенком (Методика «Какой Я»), педагогами (определение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада Г.Любина, Л.Никулик), родителями (Анкета) (Приложения № 6, 7, 8);
- экспертные оценки. В качестве экспертов выступают: педагог-психолог, воспитатели групп, старший воспитатель.
1.6. Формы работы с детьми
Формы работы с детьми: индивидуальные, работа в парах, работа в подгруппах, групповая работа, самостоятельная работа.
Виды деятельности с детьми: познавательная, творческая, интеллектуальная.
Приемы работы с детьми: игровые приемы, наглядные и практические приемы, пальчиковые и дидактические игры, сценические игры.
При реализации программы используются следующие психолого-педагогические технологии: игровая технология, технология развития навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста.
1.7. Ожидаемые результаты
Развитие и коррекция эмоциональной сферы за счет:
- Развития коммуникативных навыков.
- Преодоления застенчивости, замкнутости, нерешительности.
- Формирования произвольности поведения.
- Активизации ассоциативного и образного мышления.
- Развития произвольности и самоконтроля .
- Удовлетворение потребности в признании.
- Развитие межличностного доверия.
- Формирование адекватной самооценки.
- Повышение уверенности в себе.
- Формирование способности сознавать и выражать свои эмоциональные состояния.
- Снижение психоэмоционального напряжения.
К концу года дети должны знать:
- Основы театральной культуры.
- Что такое театр, его устройство, назначение.
- Театральный словарь.
- Профессии работников театра.
- Особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусства.
- Что такое «мимика», «пантомимика» и их средства выражения.
- Содержание всего спектакля, музыкальные фрагменты спектакля.
- Основные правила работы на сцене.
- Правила общеразвивающих и сценических игр.
К концу года дети должны уметь:
- Общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях,
- Контролировать импульсивность и управлять двигательной активностью,
- Согласовывать свои действия с партнерами,
- Оценивать действия других людей и сравнивать их со своим собственными, действовать в соответствии с ролью,
- Адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе на Незапланированные действия,
- Составлять диалог между героями,
- Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения,
- Уметь выражать свое мнение о характере героя,
- Уметь применять полученные правила поведения в общественных местах.