Русский язык
-
Формирование экологических компетенций на уроках гуманитарного цикла 2019
В настоящее время в массовой школе преобладает интеграция экологии в разные предметы, формируются экологические компетенции за счет факультативных программ экологических практикумов, кружков, проектной деятельности. Однако основу содержания экологического образования на школьном этапе составляют научные представления о различных классах экосистем, накапливаемые и формируемые в разных учебных предметах. Задача учителей гуманитарного цикла – возродить народную экологию и вернуть человека в лоно природы, но уже на более высоком, осознанном уровне.
-
Урок развития речи. Сочинение по воображению «Я сижу на берегу моря…». 7-й класс 2019
На основе личностно-ориентированной технологии, деятельностного подхода в обучении создаются условия для осуществления интеграции межпредметных областей: литературы, изобразительного искусства, музыки, английского и русского языков. Урок способствует формированию у обучающихся умения создавать в устной и письменной форме текст; обеспечиваются условия для совершенствования навыка употребления союзов в речи, причастных и деепричастных оборотов, постановки знаков препинания в предложениях с союзами, причастными и деепричастными оборотами. Урок строится на принципах здоровьесберегающей технологии, которая реализуется через смену видов деятельности, проведение физминутки.
-
Технологическая карта к уроку обобщающего типа по теме "Глагол" 2019
Представлен тест по русскому языку для учащихся для закрепления темы "Глагол".
-
Правописание частицы не с глаголами. 8-й класс 2019
Цель урока: повторить и закрепить знания обучающихся о правописании частицы не с глаголом; дать обучающимся понятие о пословицах, их характерных признаках.
-
Урок по справочной литературе 2019
Главный смысл обращения к словарям состоит не в получении справки для корректорской правки, но в возможности постижения родного языка в его полноте и глубине, что открывает неограниченные возможности проникновения в культуру народа, отражённую в тончайших оттенках в языке. Основные усилия должны быть направлены не на то, чтобы запоминать язык, а на то, чтобы воспитать в себе потребность и готовность постоянно его изучать, уточнять свои познания, делать открытия. Умение работать со справочной лингвистической литературой имеет свою структуру. В соответствии с этой структурой и строится методика работы со словарями.
-
Урок развития речи. Тема текста. Основная мысль текста. 5-й класс 2019
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся понятия о теме тексте, основной мысли, умения определять цель работы, анализировать и оценивать свою деятельность, умения сотрудничать; мотивации к обучению, развитие позитивных межличностных отношений.
-
Тема урока: "Имя существительное. Закрепление знаний. Урок-путешествие". 5-й класс 2019
Цели урока: закрепить знания учащихся об имени существительном, о его роли в речи; коррекция мыслительной деятельности на основе умения применять полученные знания при выполнении заданий; пробудить интерес к предмету, воспитывать правильную самооценку.
-
Технологическая карта урока русского языка в 5-м классе «Предложения с обращениями» 2019
Цель урока: знакомство учащихся с особенностями обращений, с выделением их на письме, с употреблением обращений в речи и в художественных произведениях. Урок разработан с учетом требований к современному уроку, в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
-
Слитное и раздельное написание производных предлогов. 7-й класс 2019
Цели урока: закрепить условия слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умения отличать производные предлоги от частей речи, от которых они образованы.
-
Деепричастие. Морфологические признаки 2019
Цели урока: продолжить знакомство с понятием «Деепричастие»; определить морфологические признаки деепричастия.
-
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10-го класса "Орфография. Справочные материалы" 2019
Цель курса: совершенствование приобретенных учениками знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка школьников к выполнению заданий ЕГЭ на высоком уровне, а также использование в повседневной жизни нормативной устной и письменной речи.
-
Факультатив по русскому языку "Учимся писать грамотно". 8-й класс 2019
Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ). Задачи курса: создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме; создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста; совершенствовать речевую практику учащихся; совершенствовать навык работы с тестами.
-
Построение типа текста "Рассуждение". 5-й класс 2019
Цели урока: повторить композицию текста-рассуждения, освоить способ выстраивания структуры текста рассуждения (находить тезис, доказательства, вывод), включать в рассуждение специальные слова.
-
Урок-резюме. Деепричастие 2019
Цель урока: формирование концептуальных представлений учащихся о теме, формирование таких личностных качеств, как добро, справедливость, милосердие, интерес к истории родной страны.
-
Урок-практикум по русскому языку в 6-м классе на тему «Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом» 2019
Цель урока: создание условий для формирования умения применять полученные знания (обособление деепричастного оборота в предложении) на практике (в устной и письменной речи), развитие логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы), навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль), умения сотрудничать с учителем, одноклассниками в учебном процессе.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для её развития на уроках русского языка и литературы 2019
В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним. В материале представлен опыт использования различных видов деятельности, типов заданий, направленных на повышение интереса к изучению данных предметов.
-
Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова". 3-й класс 2019
Цели урока: отрабатывать умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова.
-
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка 2019
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка способствует разностороннему развитию личности ученика, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления.
-
Конспект урока русского языка по теме «Приставки и предлоги". 3-й класс 2019
Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания, научить распознавать предлоги и приставки.
-
Примеры моделирования проблемных ситуаций на уроках русского языка 2019
Предлагаю проблемную ситуацию с противоречивыми положениями, побуждая обучающихся к осознанию противоречия репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?»
-
Организация самостоятельной творческой работы обучающихся 6-го класса на уроках русского языка и литературы в условиях интегрированного метапредметного модуля «Математика во всём» 2019
В практике педагогов МБОУ «Лицей №2» эффективно используется метапредметный модуль «Математика во всём», предусматривающий формирование положительной мотивации обучающихся к математике. На уроках русского языка и литературы также применяются математические приемы: измерение, графические методы обработки информации, сравнение, работа по алгоритму, доказательство. В статье приведены примеры заданий для самостоятельной творческой работы, в приложении технологическая карта урока с презентацией.
-
Конспект открытого урока "Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ" 2019
Цели урока: подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена; научить понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра; логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.
-
Грамотное чтение и письмо – это работа над безударными гласными на уроках русского языка (из опыта работы) 2019
Тема над безударными гласными – это очень актуальная проблема учащихся. Перед учителями стоит задача – искать новые способы обучения и повышения его качества. Качественному и быстрому обучению можно добиться только в том случае, если будут увеличиваться учебно-познавательные действия, правильно и умело проводиться каждая минута, как учителем, так и учащимися.
-
Урок русского языка в 5-м классе на тему «Здравствуй, предложение!» 2019
Цели урока: развитие у учащихся общеучебных умений: определять и делить понятия; обобщать и ограничивать понятия; сравнивать понятия, выделяя общее, единичное; формулировать проблемные вопросы. Применение опорных понятий: предложение, простое и сложное предложение, члены предложения, однородные члены предложения. Развитие у учащихся специальных умений: различать простые и сложные предложения; осложненные и неосложненные предложения; определять виды простого предложения; члены предложения.
-
Программа элективного курса «Лексикографический практикум». 9-й класс 2019
Актуальность программы данного элективного курса состоит в том, что она поможет учащимся: определиться в выборе дальнейшего профильного обучения (в первую очередь сориентировать на филологическое, социально-экономическое, лингвистическое, естественно-научное направления) через мотивацию собственной практико-ориентированной деятельности, направленной на конечный результат - создание терминологического словаря; самоопределиться в выборе постшкольного образования; адаптироваться в современном обществе.
-
Программа-таймер для проведения итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах 2019
С 2019 года итоговое собеседование по русскому языку в 9-х классах проводится в обязательном порядке. Одним из важных технических моментов его проведения является отслеживание времени, отводимого на каждый этап. Для этих целей создано оконное приложение-таймер в среде программирования PascalABC.NET. Программа прошла успешную апробацию на итоговом собеседовании по русскому языку в 9-х классах в МАОУ «Лицей №131» Вахитовского района г.Казани, получив положительные отзывы.
-
Деловая игра для педагогов (учащихся, родителей) «Устное собеседование как допуск к ОГЭ» 2019
Цель деловой игры: познакомить участников образовательного процесса с процедурой устного собеседования; изучить функции каждого участника устного собеседования посредствам деловой игры.
-
Применение стратегий смыслового чтения на уроке русского языка по теме «Тип речи - рассуждение». 5-й класс 2019
Актуальным и одним из продуктивных методов работы в школе в настоящее время признается использование стратегий смыслового чтения. Предлагаемый вариант урока на материале «Тип речи - рассуждение» в соответствии с календарно-тематическим планированием про программе А.Д.Шмелева проводится в 5-м классе во втором полугодии. Представленный учебный материал рассчитан на 30-минутный урок, и при желании может быть расширен. Важным виделось показать, что именно стратегии текстовой деятельности успешны для освоения учебного материала. Они эффективны не только на уроках комплексного анализа текста, но и в каждодневной практике преподавания, на уроках различных видов.
-
Разряды имен прилагательных (на основе темы "Театр") 2019
Цели урока: повторить разряды имён прилагательных по значению; формировать умение определять разряд прилагательных.
-
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правописание слов с парной по глухости/звонкости согласной на конце слова и в середине слова" 2019
Цели урока: определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным; находить в словах букву парного согласного звука, написание которого надо проверять; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов; объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.