Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста;
- обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю;
- совершенствование навыков правописания в рамках подготовки к ОГЭ.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
РАЗВИВАЮЩИЕ
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
- развитие умения аргументировать, доказывать;
- развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
- развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с текстом Ю.Я.Яковлева «Сыновья Пешеходова».
- Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста на ОГЭ.
- Формировать языковую компетентность (ЗУН):
- готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),
- способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности). - Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).
- Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.
- Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.
- Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.
- Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.
- Научить решать тестовые задания в формате ОГЭ.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
- Скоро вам предстоит пройти испытание – государственную итоговую аттестацию. Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, так как успех на экзамене зависит от того, насколько вы хорошо подготовитесь к практической части ОГЭ. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:
(слайд № 1 презентации)
- Текст
- Тема текста
- Проблема текста
- Стиль текста
- Тип речи
- Основные орфограммы и пунктограммы
- А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю прочитать замечательное высказывание Марины Цветаевой (фраза написана на доске): « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».
- Как вы понимаете эту фразу?
- Почему в последнем предложении стоит тире?
- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.
2. Слово учителя о Ю.Я.Яковлеве
(слайд 2 презентации: портрет Ю.Я.Яковлева)
- Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям - эта любовь очень далека от смерти и войны. Но такие рассказы – о детях и о войне, о животных и о людях – сумел объединить и сделать мудрым и поучительным дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич. Ю.В.Яковлев родился в 1922 году в Петрограде. Настоящая фамилия автора – Ховкин. Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Рассказы этого автора проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Каждый его рассказ открывает какую-то важную истину.
- Работать сегодня мы будем с текстом Ю.Я.Яковлева.
3. Представление текста «Сыновья Пешеходова»
- Перед вами сказка «Сыновья Пешеходова», познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух учителем). (Приложение 1)
4. Работа с текстом: комплексный анализ
- Докажите, что данный отрывок является текстом.
(Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)
- Определите тему текста
(Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится).
(О героизме.)
– Как вы понимаете смысл слова «героизм»?
- Где можно найти лексическое значение слова?
- Какие виды словарей вы знаете?
- Если обратимся к словарю С.И.Ожегова, то прочитаем:
(слайд 3 презентации)
(Героизм - самоотверженность, самопожертвование в критической обстановке, мужество, способность к совершению подвига.) (Приложение 2)
- Подберите синонимы к слову героизм.
(Безбоязненность, бесстрашие, бесстрашность, героичность, геройство, дерзость, доблесть, мужественность, мужество, неустрашимость, отвага, отважность, решительность, самоотвержение, самоотверженность, самопожертвование, смелость, стойкость, храбрость).
- Подберите антоним к этому слову.
(Трусость, малодушие).
- Запишите их в свои тетради.
- Итак, перед нами рассуждение о героизме. В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения? Найдите их среди предложений 37-42.
40-41 (Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле.)
- Какими примерами из жизни эта мысль подтверждается?
- Почему автор так подробно описывает разговор старика Пешеходова с ребятами? (Только дети, по мнению автора, способны искренне верить рассказам Пешеходова.)
- В чём уверен Ю.Я.Яковлев, повествуя о войне и рассуждая о подвигах людей в годы войны? (Уверен в том, что героические поступки сыновей старика Пешеходова - совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.)
- К какому стилю речи относится текст? (Художественный)
- Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения)
( Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни главных героев: старика Пешеходова и его сыновей, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.
Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек совершает героические поступки не ради почестей, а ради освобождения своей страны. А это характерно для текста-рассуждения).
– А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.
(слайд 4 презентации)
1) Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Ученики в сочинениях о войне обязательно упоминали сыновей Пешеходова.
2) Пешеходов любил поговорить со взрослыми о войне.
3) Пешеходов на войне дошёл до Берлина пешком.
4) О подвигах сыновей Пешеходова знает вся страна.
5) В первый день войны немцев под Бугом встретили сыновья Пешеходова.
- Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор.
2) (слайд 5 презентации)
- Среди предложений 11–16 найдите сложноподчинённое предложение. Чем отличается сложносочинённое от сложноподчинённого предложения?
- Запишите его в тетрадь.
(На доске: выпишите сложноподчиненное предложение, подчеркните грамматические основы и составьте схему предложения).
Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.
3) (слайд 6 презентации)
- Среди предложений 1–3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. На какие вопросы отвечает обстоятельство?
- Чем бывает выражено?
- Что значит «обособлено»?
- Чем выражено обособленное обстоятельство? (Деепричастным оборотом).
4) Запись предложения и работа с ним.
И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются.
(слайд 7 презентации)
- Найдите среди предложений 1-3 сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями. Какие знаки препинания поставили? Почему? (предложение №1)
5) Работа со словосочетаниями
(слайд 8 презентации)
1 человек работает у доски.
- 1-в. - Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «солдатская гимнастёрка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- 2-в. – Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «сдержанно говорит», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6) Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка».
Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
2) Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.
3) Постепенно кружок слушателей увеличивается.
4) А кто в Сталинграде стоял до последнего вздоха?
5) И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт назначенный час...
6) Орфографический анализ слов.
Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕЗБИЛЕТНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
2) ЗАРЕВАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.
3) СКЛЕЕНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме.
4) ПОДЬЯЧИЙ — разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И после приставок.
5) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ — в словах с русскими приставками, которые оканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы согласно произношению.
5. Итог урока
- Итак, ребята, что же такое героизм?
- Понравился ли вам урок?
- Чему мы учились на уроке?
(Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки. Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике. Продолжили подготовку к итоговой аттестации.)
6. Домашнее задание: написать сочинение в формате 9.3 на тему "Что такое героизм?"
- Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение Подцветовой Татьяны, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали. (Приложение 3)
- Помните эти слова, чтобы никогда в душе не поселилось чувство трусости и предательства.
Спасибо за урок!