Цели:
- Обучающие: знать условия выбора слитного и раздельного написания не с существительными, развивать умение правильно писать слова на данную орфограмму, вырабатывать умение различать приставку не-, частицу не и не- часть корня.
- Развивающие: развитие логического мышления, умения сравнивать анализировать, обобщать делать выводы, правильно строить свое высказывание, развитие внимания, воображения, совершенствование развития познавательного интереса к предмету.
- Воспитательные: способствовать совершенствованию культуры общения, речи, поведения, умения поддерживать заинтересованность в получении знаний по предмету.
Тип урока: практическое применение знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: проблемно-поисковый, практический, наглядный, репродуктивный.
УУД, которые формируются на уроке:
Предметные: развитие орфографической зоркости, связной речи.
Метапредметные:
- Регулятивные: уметь определять цель учебной деятельности, искать средства ее осуществления, осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.
- Познавательные: синтезировать информацию для ответа, уметь устанавливать аналогии, перерабатывать информацию, уметь создавать алгоритм рассуждения.
- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение формулировать свою точку зрения, строить ответ в соответствии с изученной терминологией.
Личностные: формирование позитивной моральной самооценки, выработка уважительного отношения к языковому наследию русского народа, развитие творческих способностей, осознание границ собственного знания и незнания.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Повторение изученного материала
Учитель: Сегодня у нас в гостях жители страны Грамматика - грамотеи. Им слово.
Грамотей 1: Я расскажу вам одну притчу. Жил-был великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать и задать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел этот человек на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках бабочка - живая или мертвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Грамотей 2: Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший - живая или мертвая? И тогда мудрец ответил : «Все в твоих руках». Все в ваших руках, ребята! А сейчас поднимите тихонько свои ладошки кверху и откройте их. У вас из рук выпорхнула бабочка успеха. И весь урок, я надеюсь, она будет летать над вами.
Грамотей 3: Я загадаю вам загадку:
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас
Означено --------------
Вопрос классу: к какой части речи относятся слова, дающие название предметам, вещам? Дайте определение этой части речи.
Выбираются два ученика-эксперта, которые в течение урока будут наблюдать за работой ребят и оценивать. Оценки – «очень хорошо», «хорошо», «нужно постараться».
Учитель: Вспомните, с какими существительными мы познакомились?
«Не умею», «не могу», «не хочу» - три главных врага ученика.
Вопросы классу:
- Как вы понимаете данное выражение? Согласны ли вы с ним?
- Какие слова в данной фразе являются ключевыми? Какие это части речи? Что мы должны помнить о правописании не с глаголами?
- Подберите синоним к слову враг (слово должно быть с не). Объясните его правописание.
3. Целеполагание
Вопросы:
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Что мы будем с вами закреплять на уроке?
4. Мотивация к дальнейшему изучению материала
Учитель: Мы с вами уже познакомились с правописанием не с существительными. А для чего нам нужны эти знания? Нужны они для того, чтобы не быть невежами и невеждами. Наши грамотеи познакомят нас со значениями этих слов.
Грамотей 1: Невежа – исконно русское слово, обозначающее грубияна, который ничего не знает об этикете и правилах поведения в обществе. В стародавнем русском языке существовало противоположное ему слово – «вежа» - почтительный человек, знающий и соблюдающий традиции светского общения.
Сейчас это устаревшее понятие не употребляется, но сохранилось его производное – «вежливость», обозначающее хорошие манеры и умение обращаться с людьми уважительно и тактично.
Грамотей 2: Слово «невежда» пришло в русский язык из старославянского языка. Доказательством этого служит то, что оно пишется с нехарактерным и непривычным слуху буквосочетанием согласных «жд» вместо одной «ж». Его изначальное значение – «незнающий, неведающий человек». Древний предок «невежды» - старославянское слово «ведать» (знать), которое также нашло отражение в словах «ведомо», «ведомство», «ведомость».
В современной разговорной речи понятия продолжают путать, несмотря на то, что даже самый воспитанный и вежливый человек может быть необразованным и наоборот.
Учитель:
- Назовите басню И.А.Крылова, в которой упоминается одно из этих слов.
- Составьте предложение со словом «невежа».
- Почему эти два слова пишутся с не слитно?
Задание классу: Прослушайте в аудиозаписи стихотворение А.Л.Барто «Невежа». О чем мы должны задуматься, прослущав данное стихотворение?
Грамотей 1: - Вспомните и перечислите случаи, когда не с существительными пишется раздельно? Приведите примеры.
Вывод:
Познакомьтесь – это не,
Хитра, умна, ловка вполне.
Тут может быть она частицей,
А там – в приставку превратится.
И навсегда с ней породниться.
Грамотей 2: - Когда не пишется раздельно? Приведите примеры.
Вывод:
Знай! Не – всегда частица,
Если она от существительного
Противопоставлением отделится.
Не входит в корень,
Если слово без не не употребляется.
Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении не с существительными знать.
5. Закрепление и применение изученного материла
Игра «Отгадай слово» (с последующим объяснение).
Задание: замените данное толкование словом с не, запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму и объясните написание.
- Низкий урожай -
- Неизвестный человек -
- Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек -
- Неудачное стечение обстоятельств -
- Человек, которому не сидится на месте -
- Неловкий, неуклюжий человек -
Работа в парах.
Класс делится на группы по 4 человека. Каждой группе раздаются листочки с пословицами.
Задание: вставить на месте пропуска слово сне. Объяснить правописание слов с не и смысл пословиц.
- Видно ----- по грязной рубахе.
- Ученье – свет, а ----- - тьма.
- Знайка дорожкой бежит, а ---- на печи лежит.
- Друзья ---- познаются.
- Не ----- кормит, а руки.
- Не ---- красит человека, а человек место.
- От любви до ----- один шаг.
Физкультминутка.
Задание: учитель называет слова с не. Если слово с не пишется раздельно - хлопнуть в ладоши, слитно - повороты влево-вправо.
Небрежность, невзгоды, не правда, а ложь, ненависть, не грязь, а чистота, невежда, невнимательность, не свет, а тьма, не радость, а горе, неразбериха.
Графический диктант.
Задание: поставить над цифрой +, если слово с не пишется слитно, минус, если слово с не пишется раздельно. У доски работает один человек.
Ученье - красота, неученье - слепота.
Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит. У бездельника всегда неурожай. Не одежда украшает человека, а добрые дела. Не место красит человека, а человек место. Не золотом прославляемся, а трудолюбивыми людьми. Того, кто не хочет учиться, зовут неучем. Старик покраснел от негодования. Ленность и небрежность – родные братья. Хвались не родственниками – орлами, а своими делами.
Синтаксическая пятиминутка «Составь предложение и сделай синтаксический разбор предложения»
На доске записаны предложения:
- Из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное, которое является дополнение;
- Из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое и поставить его в прошедшем времени;
- Из предложения Ещё в полях белеет снег выписать обстоятельство, поставить слово в предложном падеже;
- Из предложения Лось вышел на опушку леса и заревел выписать обстоятельство, поставить слово в предложном падеже;
- Из предложения Роняет лес багряный свой убор выписать подлежащее и поставить его в родительном падеже.
Незабудки цвели в поле и на опушке леса.
Работа по карточкам у доски.
Карточка 1. Задание: списать предложения, раскрыть скобки, обозначить орфограмму, объяснить правописание слов.
(Не) бывать счастью, да (не) счастье помогло. Каждая (не) удача прибавляет ума.
Карточка 2. Задание: списать предложения, раскрыть скобки, обозначить орфограмму, объяснить правописание слов.
Дружба крепка (не) лесть), а правдой и честью. (Не ) работа сушит, а забота.
Тест по теме «Не с существительными»
А. Не существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
2. Полная (не) лепица.
3. Причина (не) успеваемости.
Б. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
1. Прилив (не) нависти.
2. (Не) знание предмета.
3. Жизнь красна (не) днями, а делами.
В. Не с существительными пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
1. Видно (не) ряху по грязной рубахе.
2. Говорить (не) правду некрасиво.
3. Говорить (не) правду, а ложь.
Г. Не существительным пишется раздельно.
1. (Не) везение преследовало меня.
2. (Не) везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
Д. Не с существительным пишется раздельно.
1. Учение – красота, а (не)учение - слепота.
2.
Сила с (не) правдою не уживаются.
3. Ещё (не) зима, но уже выпал первый снег.
Рефлексия
- Над какой орфограммой мы сегодня работали?
- Какие трудности возникли у вас во время урока?
Ученики-эксперты сообщают об оценках за урок.
Домашнее задание: написать лингвистическую сказку о частице не.