Конспект урока русского языка по теме «Правописание Не с существительными». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: русский язык, правописание частицы «не» с существительными


Цели:

  • Обучающие: знать условия выбора слитного и раздельного написания не с существительными, развивать умение правильно писать слова на данную орфограмму, вырабатывать умение различать приставку не-, частицу не и не- часть корня.
  • Развивающие: развитие логического мышления, умения сравнивать анализировать, обобщать делать выводы, правильно строить свое высказывание, развитие внимания, воображения, совершенствование развития познавательного интереса к предмету.
  • Воспитательные: способствовать совершенствованию культуры общения, речи, поведения, умения поддерживать заинтересованность в получении знаний по предмету.

Тип урока: практическое применение знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: проблемно-поисковый, практический, наглядный, репродуктивный.

УУД, которые формируются на уроке:

Предметные: развитие орфографической зоркости, связной речи.

Метапредметные:

  • Регулятивные: уметь определять цель учебной деятельности, искать средства ее осуществления, осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.
  • Познавательные: синтезировать информацию для ответа, уметь устанавливать аналогии, перерабатывать информацию, уметь создавать алгоритм рассуждения.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение формулировать свою точку зрения, строить ответ в соответствии с изученной терминологией.

Личностные: формирование позитивной моральной самооценки, выработка уважительного отношения к языковому наследию русского народа, развитие творческих способностей, осознание границ собственного знания и незнания.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Повторение изученного материала

Учитель: Сегодня у нас в гостях жители страны Грамматика - грамотеи. Им слово.

Грамотей 1: Я расскажу вам одну притчу. Жил-был великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать и задать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел этот человек на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках бабочка - живая или мертвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Грамотей 2: Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший - живая или мертвая? И тогда мудрец ответил : «Все в твоих руках». Все в ваших руках, ребята! А сейчас поднимите тихонько свои ладошки кверху и откройте их. У вас из рук выпорхнула бабочка успеха. И весь урок, я надеюсь, она будет летать над вами.

Грамотей 3: Я загадаю вам загадку:

Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас
Означено  --------------

Вопрос классу: к какой части речи относятся слова, дающие название предметам, вещам? Дайте определение этой части речи.

Выбираются два ученика-эксперта, которые в течение урока будут наблюдать за работой ребят и оценивать. Оценки – «очень хорошо», «хорошо», «нужно постараться».

Учитель: Вспомните, с какими существительными мы познакомились?

«Не умею», «не могу», «не хочу» - три главных врага ученика.

Вопросы классу:

- Как вы понимаете данное выражение? Согласны ли вы с ним?

- Какие слова в данной фразе являются ключевыми? Какие это части речи? Что мы должны помнить о правописании не с глаголами?

- Подберите синоним к слову враг (слово должно быть с не). Объясните его правописание.

3. Целеполагание

Вопросы:

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Что мы будем с вами закреплять на уроке?

4. Мотивация к дальнейшему изучению материала

Учитель: Мы с вами уже познакомились с правописанием не с существительными. А для чего нам нужны эти знания? Нужны они для того, чтобы не быть невежами и невеждами. Наши грамотеи познакомят нас со значениями этих слов.

Грамотей 1: Невежа – исконно русское слово, обозначающее грубияна, который ничего не знает об этикете и правилах поведения в обществе. В стародавнем русском языке существовало противоположное ему слово – «вежа» - почтительный человек, знающий и соблюдающий традиции светского общения.

Сейчас  это устаревшее понятие не употребляется, но сохранилось его производное – «вежливость», обозначающее хорошие манеры и умение обращаться с людьми уважительно и тактично.

Грамотей 2: Слово «невежда» пришло в русский язык из старославянского языка. Доказательством этого служит то, что оно пишется с нехарактерным и непривычным слуху буквосочетанием согласных «жд» вместо одной «ж». Его изначальное значение – «незнающий, неведающий человек». Древний предок «невежды» - старославянское слово «ведать» (знать), которое также нашло отражение в словах «ведомо», «ведомство», «ведомость».

В современной  разговорной речи понятия продолжают путать, несмотря на то, что даже самый воспитанный и вежливый человек может быть необразованным и наоборот.

Учитель:

- Назовите басню И.А.Крылова, в которой упоминается одно из этих слов.

- Составьте предложение со словом «невежа».

- Почему эти два слова пишутся с не слитно?

Задание классу: Прослушайте в аудиозаписи стихотворение А.Л.Барто «Невежа». О чем мы должны задуматься, прослущав данное стихотворение?

Грамотей 1: - Вспомните и перечислите случаи, когда не с существительными пишется раздельно? Приведите примеры.

Вывод:

Познакомьтесь – это не,
Хитра, умна, ловка вполне.
Тут  может быть она частицей,
А там – в приставку превратится.
И навсегда с ней породниться.

Грамотей 2: - Когда не пишется раздельно? Приведите примеры.

Вывод:

Знай! Не – всегда частица,
Если она от существительного
Противопоставлением отделится.
Не входит в корень,
Если слово без не не употребляется.

Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении не с существительными знать.

5. Закрепление и применение изученного материла

Игра «Отгадай слово» (с последующим объяснение).

Задание: замените данное толкование словом с не, запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму и объясните написание.

  • Низкий урожай -
  • Неизвестный человек -
  • Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек -
  • Неудачное стечение обстоятельств -
  • Человек, которому не сидится на месте -
  • Неловкий, неуклюжий человек -

Работа в парах.

Класс делится на группы по 4 человека. Каждой группе раздаются листочки с пословицами.

Задание: вставить на месте пропуска слово сне. Объяснить правописание слов с не и смысл пословиц.

  • Видно ----- по грязной рубахе.
  • Ученье – свет, а ----- - тьма.
  • Знайка дорожкой бежит, а ---- на печи лежит.
  • Друзья ---- познаются.
  • Не ----- кормит, а руки.
  • Не ---- красит человека, а человек место.
  • От любви до ----- один шаг.

Физкультминутка.

Задание: учитель называет слова с не. Если слово с не пишется раздельно - хлопнуть в ладоши, слитно - повороты влево-вправо.

Небрежность, невзгоды, не правда, а ложь, ненависть, не грязь, а чистота, невежда, невнимательность, не свет, а тьма, не радость, а горе, неразбериха.

Графический диктант.

Задание: поставить над цифрой +, если слово с не пишется слитно, минус, если слово с не пишется раздельно. У доски работает один человек.

Ученье - красота, неученье - слепота.

Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит. У бездельника всегда неурожай. Не одежда украшает человека, а добрые дела. Не место красит человека, а человек место. Не золотом прославляемся, а трудолюбивыми людьми. Того, кто не хочет учиться, зовут неучем. Старик покраснел от негодования. Ленность и небрежность – родные братья. Хвались не родственниками – орлами, а своими делами.

Синтаксическая пятиминутка «Составь предложение и сделай синтаксический разбор предложения»

На доске записаны предложения:

  • Из предложения  Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное, которое является дополнение;
  • Из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое и поставить его в прошедшем времени;
  • Из предложения Ещё в полях белеет снег выписать обстоятельство, поставить слово в предложном падеже;
  • Из предложения Лось вышел на опушку леса и заревел выписать обстоятельство, поставить слово в предложном падеже;
  • Из предложения Роняет лес багряный свой убор выписать подлежащее и поставить его в родительном падеже.

Незабудки цвели в поле и на опушке леса.

Работа по карточкам у доски.

Карточка 1. Задание: списать предложения, раскрыть скобки, обозначить орфограмму, объяснить правописание слов.

(Не) бывать счастью, да (не) счастье помогло. Каждая (не) удача прибавляет ума.

Карточка 2. Задание: списать предложения, раскрыть скобки, обозначить орфограмму, объяснить правописание слов.

Дружба крепка (не) лесть), а правдой и честью. (Не ) работа сушит, а забота.

Тест по теме «Не с существительными»

А. Не существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
2.  Полная (не) лепица.
3. Причина (не) успеваемости.

Б. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
1. Прилив (не) нависти.
2. (Не) знание предмета.
3. Жизнь красна (не) днями, а делами.

В. Не с существительными пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
1. Видно (не) ряху по грязной рубахе.
2. Говорить (не) правду некрасиво.
3. Говорить (не) правду, а ложь.

Г. Не существительным пишется раздельно.
1. (Не) везение преследовало меня.
2. (Не) везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

Д. Не с существительным пишется раздельно.
1. Учение – красота, а (не)учение - слепота.
2. Сила с (не) правдою не уживаются.
3. Ещё (не) зима, но уже выпал первый снег.

Рефлексия

  • Над какой орфограммой мы сегодня работали?
  • Какие трудности возникли у вас во время урока?

Ученики-эксперты сообщают об оценках за урок.

Домашнее задание: написать лингвистическую сказку о частице не.